Цель урока: повторить основные сведения о дополнении как второстепенном члене предложения; обобщить знания о дополнении, известные учащимися по курсу 5-7-х классов; расширить представления о дополнении, способах его выражения; формировать умение различать прямые и косвенные дополнения.
- образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; разъяснить трудные случаи выражения дополнения;
- воспитательная: формировать коммуникативные навыки у учащихся; формировать нравственные позиции учащихся;
- развивающая: развивать культуру речи, самостоятельность мышления, исследовательские умения.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты: формировать устойчивый интерес к исследовательской, аналитической деятельности.
Метапредметные результаты:
- Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
- Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы;
Предметные: научиться применять алгоритм выделения грамматической основы и второстепенных членов в предложении.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание учащихся. |
Готовят рабочее место. |
2. Актуализация опорных знаний |
1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) Фронтальный опрос. - На прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Чему они противопоставляются в предложении? (Главные члены противопоставляются второстепенным членам). - Почему? (Главные члены входят в грамматическую основу предложения). - Какие вам известны главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). - А как вы думаете, какую роль играют второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее). - Для чего мы их изучаем? (Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее) |
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р. |
- Вспомните, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
- На какие вопросы отвечает определение? Обстоятельство? Дополнение? |
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод. | |
3. Постановка цели и темы урока.
Изучение нового материала |
- Из всего сказанного сформулируйте, пожалуйста, тему урока?
- Какие цели и задачи мы перед собой ставим на этом уроке? |
Дают определение, формулируют тему и цель урока. |
Работа по учебнику с теорией. Чтобы подтвердить все сказанное, обратимся к параграфу 24 из учебника на странице 73.
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например: Что это был за туман, который застилал от глаз (что?) самое важное. (А.Чехов)
Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие.
Например: Я взял ручку и начал писать сочинение.
Прямое дополнение выражается именем существительным в В.п. без предлога или в Р.п. без предлога (при отрицании или при указании на часть предмета). Например: варю суп; не надел куртки; налил чаю.
Остальные дополнения - косвенные.
|
Работают по учебнику, читают правило, обсуждают. |
|
4. Первичное закрепление |
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Работа по учебнику.
Выполнить упражнение 122 - комментированное письмо.
|
Выполняют работу по учебнику, задают возникшие вопросы. |
Работа с текстом. Задание: найти и выписать из текста дополнения, определить, чем они выражены, указать и вид. Лев Николаевич Толстой всю жизнь настойчиво занимался физическими упражнениями. Он писал: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда - сущее горе. Не походив, не поработав руками и ногами, вечером я уже никуда не гожусь - ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать другого, голова кружится, в глазах звёзды». |
Выполняют работу с текстом. |
|
5. Физкультминутка |
Организует смену деятельности.
|
Выполняют физкультминутку. |
6. Первичный контроль |
Организует работу по применению новых знаний. Работа в паре.
А). Подчеркните дополнения. Укажите, чем они выражены.
В). Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.
|
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.
|
7. Информация о д/з |
Обеспечивает понимание цели, одержания и способов выполнения д/р.
|
Записывают д/р |
8. Подведение итогов, рефлексия |
Организует ситуацию итоговой рефлексии.
|
Анализируют свою деятельность |