Урок по теме "Дополнение"

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: второстепенные члены предложения


Цель урока: повторить основные сведения о дополнении как второстепенном члене предложения; обобщить знания о дополнении, известные учащимися по курсу 5-7-х классов; расширить представления о дополнении, способах его выражения; формировать умение различать прямые и косвенные дополнения.

  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; разъяснить трудные случаи выражения дополнения;
  • воспитательная: формировать коммуникативные навыки у учащихся; формировать нравственные позиции учащихся;
  • развивающая: развивать культуру речи, самостоятельность мышления, исследовательские умения.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты: формировать устойчивый интерес к исследовательской, аналитической деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
  • Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы;

Предметные: научиться применять алгоритм выделения грамматической основы и второстепенных членов в предложении.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание учащихся.

Готовят рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

Фронтальный опрос.

- На прошлых уроках мы изучали главные члены предложения.

Чему они противопоставляются в предложении? (Главные члены противопоставляются второстепенным членам).

- Почему? (Главные члены входят в грамматическую основу предложения).

- Какие вам известны главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое).

- А как вы думаете, какую роль играют второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).

- Для чего мы их изучаем? (Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее)

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р.

- Вспомните, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
- На какие вопросы отвечает определение? Обстоятельство? Дополнение?
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.
3. Постановка цели и темы урока.
Изучение нового материала
- Из всего сказанного сформулируйте, пожалуйста, тему урока?
- Какие цели и задачи мы перед собой ставим на этом уроке?
Дают определение, формулируют тему и цель урока.

Работа по учебнику с теорией.

Чтобы подтвердить все сказанное, обратимся к параграфу 24 из учебника на странице 73.

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнения, как правило, выражаются существительными или местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного.

Например: Что это был за туман, который застилал от глаз (что?) самое важное. (А.Чехов)
В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола: просить, умолять, приказывать, разрешать и др. Например: Я велел ямщику ехать. (А.Пушкин)
Кроме того дополнение может быть выражено цельным словосочетанием, например: Читаю «Войну и мир».

Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие.

Например: Я взял ручку и начал писать сочинение.
За поворотом мы увидели деревню.

Прямое дополнение выражается именем существительным в В.п. без предлога или в Р.п. без предлога (при отрицании или при указании на часть предмета).

Например: варю суп; не надел куртки; налил чаю.

Остальные дополнения - косвенные.
Например: Семья приготовилась к отъезду.

Работают по учебнику, читают правило, обсуждают.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Работа по учебнику.

Выполнить упражнение 122 - комментированное письмо.
Выполнить упражнение 123 - устно.
Выполнить упражнение 125 - комментированное письмо.

Выполняют работу по учебнику, задают возникшие вопросы.

Работа с текстом.

Задание: найти и выписать из текста дополнения, определить, чем они выражены, указать и вид.

Лев Николаевич Толстой всю жизнь настойчиво занимался физическими упражнениями. Он писал: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда - сущее горе. Не походив, не поработав руками и ногами, вечером я уже никуда не гожусь - ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать другого, голова кружится, в глазах звёзды».

Выполняют работу с текстом.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.
Сейчас мы будем приседать
И колени разминать
Ноги до конца сгибать,
Раз - два - три - четыре - пять! (Приседания)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)

Выполняют физкультминутку.

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

Работа в паре.

А). Подчеркните дополнения. Укажите, чем они выражены.
1. Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие.
2. Все просили её спеть.
3. Уезжая в ссылку на Кавказ, Лермонтов думал о недавнем.
4. Глубина впадины равна одиннадцати километрам.

Б). Найдите дополнения. Определите их вид.
1. Они не смогли исполнить своего обещания.
2. Принесите чаю и сахару.
3. Далеко было слышно гармонь в деревенской тиши.
4. Мы с тобой, мой друг, не позабыли ночи у солдатского костра.

В). Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Знакомые очень рады за наши успехи.
2. Ко мне в голову пришла удачная мысль.
3. Жители были разбужены от страшного грохота.
4. Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте.

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.
Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

7. Информация о д/з

Обеспечивает понимание цели, одержания и способов выполнения д/р.
1.Упражнение 128.

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии.
Оценивает обучающихся, выставляет отметки.
1.Что обозначает дополнение? (обозначает предмет)
2.На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
3.С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)
4.Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)
Рефлексия «Синквейн».

Анализируют свою деятельность