Урок русского языка в 5-м классе «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ива-(-ыва-). Практикум»

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: формировать умение распознавать суффиксы -ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах; отрабатывать практические навыки правильного написания суффиксов -ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать толерантность к чужим и собственным ошибкам, другому мнению, проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

  • закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;
  • формировать умение корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания.

Предметные:

  • закрепить правило написания суффиксов -ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах, умение применять знания по орфографии в практике правописания, соблюдать орфографические нормы, объяснять выбор написания в устной и письменной форме.

I. Актуализация знаний

- Что такое глагол? Каковы его морфологические признаки?

- Какие глаголы относятся к первому спряжения? Ко второму? Приведите примеры.

- Как определить совершенный и несовершенный вид глагола? Приведите примеры.

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? В условном? В повелительном?

- Как определить, какая гласная пишется в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л? (Перед суффиксом -л у глаголов прошедшего времени пишется такая же буква, что и перед -ть в инфинитиве. Важно помнить, что вид проверяемого глагола и инфинитива должен совпадать, иначе можно допустить ошибку.)

II. Выполнить задание

1. Из диктуемых словосочетаний выпишите только глаголы, распределив их по трём столбикам. В первый столбик запишите глаголы с гласной Е перед суффиксом -л, во второй - с гласной И перед суффиксом -л, в третий - с гласной Я перед суффиксом -л.

ЗаклеИл конверт, посеЯл пшеницу, увидЕл впервые, растаЯл снег, развеЯли сомнение, построИли школу, проветрИл помещение, выглядЕл хорошо, обидЕл нечаянно, вырастИл урожай, утешИла подругу, почуЯл опасность.

2. Выполните морфемный разбор глаголов «проветрил», «вырастил», «почуял».

3. Повторение правила правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-).

- Расскажите правило написания суффиксов -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-) у глаголов.

(Чтобы правильно написать суффикс, необходимо поставить глагол в форму первого лица единственного числа настоящего или будущего простого времени. Если в этой форме глагол оканчивается на -иваю (-ываю), пиши суффиксы -ива- или -ыва-, а если на -ую (-юю) - суффиксы -ова- или -ева-.)

4. Упражнение 726. Из предложений выпишите только слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении.

5. Замените словосочетания одним глаголом, обозначьте изучаемую орфограмму. Составьте и запишите сложное предложение, используя данные глаголы.

Делал записи, дал совет, приводил цитату, отдавал приказ, оказывал содействие, испытывал зависть.

Ответ: записывал, посоветовал, цитировал, приказывал, содействовал, завидовал.

6. Лексический диктант.

Запишите глагол по его лексическому значению.

- О стихии, чувствах говорят: проявляться с необычайной силой (бушевать).

- Выкапывать (деревья, пни) с корнем (корчевать).

- Испытывать чувство горечи (горевать).

- Вести неоседлый, бродячий образ жизни (кочевать).

- Красуясь, ловко и молодцевато ехать верхом (гарцевать).

7. Самостоятельная работа учащихся. Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов»

1. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

А) обмен…ваться
Б) рассматр…вать
В) танц…вать
Г) отпляс…вать

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?
А) корч…вать
Б) расспраш…вать
В) предвид…л
Г) гор…вать

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?
А) адрес…вать
Б) отпляс…вать
В) опазд…вать
Г) наклад…вать

4. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Ы?
А) овлад…вать, отапл…вать
Б) испыт…вать, наказ…вать
В) наклад…вать, использ…вать

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) откле…вать, вид…л
Б) доклад…вать, раскид…вать
В) успоко…ла, обид…л

III. Рефлексия

- Какой суффикс имеет глагол, стоящий в прошедшем времени?

- Как определяется гласная перед суффиксом -л- у глагола прошедшего времени?

- Как определить, какую букву (о-е или и-ы) написать в суффиксах -ова- (-ева-) и -ива- (-ыва-) глаголов?

IV. Домашнее задание

Упражнение 776.

Список литературы

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс: учебник в 2 частях. - Москва: Издательство «Просвещение», 2023.
  2. Христолюбова Т.А. Уроки русского языка: типы, структура, планирование. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2005.
  3. Лебедев В.А. Поурочные разработки. 6 класс. - Москва: Издательство «Дрофа», 2002.