Урок русского языка в 6-м классе на тему "Отрицательные местоимения"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: местоимение, отрицательные местоимения


Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

УМК: учебник «Русский язык 6 класс в двух частях», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Просвещение, 2023.

Цели урока:

  • Обучающая: Обобщение уже имеющихся знаний по теме «Местоимение»; выявить, что обозначают и как образуются отрицательные местоимения, сформулировать правила написания отрицательных местоимений.
  • Развивающая: развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, умений работать в группах.
  • Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка, к познанию нового.

Формировать УУД:

  • Личностные: умение извлекать информацию, содержащуюся в учебнике, и применять полученные знания.
  • Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.
  • Коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение работать в группе.

Формы деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование урока: интерактивная доска.

Ход урока

1. Оргмомент. Готовность к уроку. Приветствие

2. Мотивация. (5 мин)

Фронтальный опрос.

- Какую часть речи называем местоимением, на что указывают местоимения?

- Назовите разряды местоимений, которые мы уже изучили.

- Как образовываются неопределенные местоимения?

- Расскажите о правилах написания неопределенных местоимений, приведите пример.

- Приведите пример неопределенных местоимений.

Работа в парах, взаимопроверка:

- перечислите личные местоимения.

- перечислите вопросительные местоимения.

Проверка домашней работы. Упр.461.

Опрос:

- Объясните написание (за) ней? (НЕ) успел?

- Назовите все неопределенные местоимения.

3. Актуализация знаний (5 мин)

- Распределительный диктант: распределите называемые местоимения в 3 колонки по разрядам (личные, вопросительные и неопределенные)

Меня, обо мне, кто-то, какому, тебе, они, что-либо, что, чья, некто, что-нибудь, который, несколько, ее, кое-кто, к нему, чьих, тебя, какие-то.

- Какие известные вам разряды не присутствуют в диктовке? (возвратное, относит.)

4. Целеполагание. Вывод темы (5 мин)

Текст на экране:

В некотором городе жил некто.

Никто не знал тайную личность, а он совсем не огорчался.

Он ни с кем не общался и никакого занятия не любил.

- Посмотрите на текст и попробуйте определить, есть ли в нем местоимения, если сможете, назовите их.

(в некотором, некто - неопред., он - личное).

- Проблемный вопрос:

Есть ли еще слова, которые похожи на местоимения? Т.е. указывают на лицо, признак? (никто, ни с кем, никакого).

- Что они выражают? (отрицание лица, признака).

- Сделайте вывод о том, какая это часть речи (перед нами местоимения).

- Как думаете, как называется этот разряд?

Запись темы: "Отрицательные местоимения".

- Выпишите примеры отрицательных местоимений из текста на экране.

Постановка задач:

- Говоря о новом разряде, над чем будем работать? Что нас будет интересовать? (что обозначают, как изменяются, как образовываются, какие орфограммы).

- Работа с материалом учебника учебник стр. 79. Таблицы с отрицательными местоимениями.

Проблемный вопрос: образование отрицательных местоимений (5 мин)

- определите, как образованы отрицательные местоимения? (обращаем внимание на приставки НЕ-/НИ-)

- Запись на доске и в тетради примеров образования, выделяем приставку:

НИ-

  • Кто
  • Что
  • Какой
  • Чей
  • сколько

НЕ - +

  • Кого
  • Чего

- Как изменяются отрицательные мест? (ВСЕ - по падежам; никого, нечего - не имеют И.п.)

Запись в тетради: Отрицательные местоимения изменяются по падежам,

Некого, нечего - не имеют И.п.

никакой, ничей изменяются по родам, числам

Лингвистическая задача. На экране выражения.

Никто не пришел, вошел некто, нечего делать, некого винить, ничто не важно, никто не живет,

некому доложить, никем не дорожить, никому не говорить, некому говорить.

- Прочитаем выражения, правильно поставив ударение.

- В каком случае пишем НЕ_, в каком пишем НИ-?

Вывод: НЕ - ударная приставка, НИ - безударная.

- Запишем в тетрадь алгоритм выбора написания, обозначим приставки и ударение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Игра «Написание местоимений».

Задание: Определяем написание на слух. Если слово пишется слитно - хлопаем, если раздельно - топаем, если через дефис - стукнем ладонью по парте.

Спросить кое о чем, отдать кому-то, некоторое время, нечто интересное, несколько яблок, у кого-то взять, это нечто, какие-то мушки, с некоторых пор, чем-то приклеить, некто в шляпе, какие-то песни, нескольким друзьям, сколько-нибудь помочь, чей-либо совет, кто-нибудь улыбнется.

- Подумайте, можно ли разорвать отрицательное местоимение предлогом? Приведите примеры. (не с кем, не о чем)

- Как будем писать отрицательные местоимения, если НЕ и НИ отделяются предлогом?

5. Первичное закрепление

- Запишем выражения, обозначим орфограмму. Работа у доски по цепочке.

Ничто не случится, никакие трудности, нисколько не жаль, несколько книг, некому рассказать, нечего делать, ничего не услышишь, нечто интересное, ни на что не жаловаться, ни перед чем не останавливаться, не перед кем извиняться.

Подведение промежуточных итогов. Проверка полученных теоретических знаний. (3 мин)

Блиц-опрос.

- Какие местоимения называются отрицательными? Что они выражают? (выражают отсутствие лица, предмета, признака, количества).

- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?

- Когда пишется НЕ/ НИ?

6. Закрепление

- Выполнение у доски Упр. 464. (8 мин)

- Работа в парах. На доске предложения:

1. Рядился-рядился, а н..(к)чему не пригодился.

2. Любят того, кто не обидит (н..)кого.

3. Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.

4. Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.

5. (Не)правды я (не) потерплю н..(в) ком.

Задание: выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую часть - слитные написания, во вторую - раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом.

Роль отрицательных местоимений в предложении.

- Определите, какими членами предложения могут выступать отрицательные местоимения. (5 мин).

Никто не объяснил мне задачу. Никакой предмет не увлекал его.

Нельзя никого обвинять в неудаче. Девочка нисколько не смутилась.

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Какой новый разряд местоимений узнали?

- На что они указывают?

- Какие орфограммы связаны с написанием отрицательных местоимений?

8. Домашнее задание

П.81, Упр. 466.