Занимательное путешествие в страну падежей

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, падежи имен существительных


Тип урока: урок-сказка.

Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных.

Формируемые УУД:

  • Личностные результаты:
    • формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.
  • Предметные результаты:
    • закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.
  • Метапредметные результаты:
    • делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные);
    • планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные);
    • умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, в группах, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).

Оборудование урока:

  • Презентация «Падежи имен существительных»,
  • тренажер «Падежи»,
  • презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом цартсве»»

Аннотация: Данная работа направлена на закрепление и систематизацию знаний о падежах имен существительных в 3 классе общеобразовательной школы.

Форма урока нетрадиционная: урок-сказка, что позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного самовыражения ученика. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Создание обстановки психологического комфорта и эмоциональной приподнятости заметно повышает работоспособность класса. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Ход урока

I. Оргмомент

Открыли тетради, записали: число, классная работа, минутка чистописания.

II. Введение в тему

- Ребята! Сегодня нас с вами ждёт необычное путешествие в сказку - в Страну невыученных уроков. Один наш старый знакомый попал в беду и просит нас о помощи. Вот его видеописьмо: «Памагите вернуца из скаски. Спасите. Вовка».

- Нельзя оставлять товарища в беде. Давайте отправимся к нему. Но попасть туда можно, только исправив Вовкины ошибки.

III. Словарно-орфографическая работа

- Найти слова, в которых наш друг допустил досадные ошибки:

  • ПОМОГИТЕ - ПОМОЩЬ, ПОМОЩНИК
  • СКАЗКИ - СКАЗОЧНЫЙ

- Какие существительные встретились в письме? Какие грамматические признаки этих существительных мы можем назвать? (Из сказки - нариц., неодушевл., ед.ч., ж.р., Р.п.; Вовка - собст., одушевл., ед.ч., м.р., И.п.)

- Все падежи нам встретились в письме? (не хватает Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

- А теперь отгадайте загадку:

Запомни правило простое:
Без них мы никуда.
Не будешь в языке героем,
Отличником не станешь никогда.
Они нам в речи помогают,
Слова их слушают всегда.
И все, конечно, их названья знают,
Скажите хором: «Верно?» - «Да». (Падежи)

- Как вы думаете, закрепление какой темы ждет нас в тридевятом царстве? (Падежи имен существительных)

- Так как нас ждут непростые испытания, чтобы не заплутать и ничего не забыть, сделаем запись в наших бортовых журналах.

(Запись числа, классной работы)

IV. Проверка теоретических знаний

- Начнем путешествие по следам ошибок Вовки. И первые, кто нам встретился на пути, - Василисы Премудрые. Попробуем ответить на их вопросы.

- Проверим, как вы знаете вопросы падежей

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Презентация «Тренажер падежи»

V. Практическая работа

- Мы - молодцы. Правильно ответили на все каверзные вопросы Василис. Пора идти дальше.

(ученик читает слова царя с интонацией)

- В какую сказку нас направил царь? Кто ее написал? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1) Согласование глагола с существительным (ученик читает слова старухи с интонацией)

Задание старухи:

1) Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.

(РАБОТА В ПАРАХ) КАРТОЧКИ

Говорить (с) брат (ом) Т.П.
Растет (в) сад (у) П.П.
Стоять (у) дверь (и) Р.П.
Подъехать (к) дом (у) Д.п.
Положил (на) земля В.п.
Появился (на) ветка П.п
Бежал ( по) снег Д.п.
Стоит (под) окно Т.п.

- Мы справились, мы - молодцы! Нам помогли наши знания.

(ученик читает слова старухи с интонацией)

- Старуха осталась довольна, и нам предстоит встреча с золотой рыбкой.

(ученик читает слова рыбки с интонацией)

- Придется решить задачу рыбки.

2) «Узелки» из предлогов и окончаний. Зачеркнуть неподходящий вариант. Определить падеж существительного. (РАБОТА В ГРУППАХ)

На рассвете у/над реки тянут сети рыбаки. (Р.п.)

В уголк е/а сидит паук - восемь ног ../а, а может рук.(П.п., Р.п.)

Я волновался от/до страха, как на веревк е/у рубаха. (Р.п., П.п.)

Лапк ой/у уши мыла кошк а/у на скамейке у окошка. (Т.п., И.п.)

Возле ёлк и/ой, как из пушки, разом грянули хлопушк и/ой. (Р.п., И.п.)

На земл е/ю лежит мягкий ковёр …/а из хвои. (П.п., И.п)

VI. Физминутка

Презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом царстве»»

VII. Самостоятельная работа

- Наконец-то, мы добрались до главных «помощников» тридевятого царства. Это двое из ларца. Как вы помните, они не только не могут оказать нужную помощь, но и двух слов связать не могут. Поэтому просят это сделать за них.

3) Дан текст. Запишите его в тетрадь, определите падеж имен существительных. (раздать листочки с заданиями)

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

Взаимопроверка

Индивидуальная работа (карточки)

1. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).

2. Просклоняй им. сущ.

И. п. кто? Белка
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________

СТИХИ О ПАДЕЖАХ

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
- Ну вот, ребята, мы и помогли Вовке вернуться домой, исправив допущенные им ошибки, но наше путешествие по Стране невыученных уроков не закончено. Вас ждут еще много приключений впереди.

VIII. Рефлексия

- Я читаю утверждения. Кто согласен - поднимайте смайлик красного цвета

  • Я знаю падежи
  • Я умею определять падеж имени существительного
  • Я умею ставить существительное в нужный падеж
  • Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
  • Я умею определять падеж имен существительных в тексте

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ(смайлики)

  • белый цвет: удовлетворительно - много ошибок, необходимо повторить тему.
  • желтый цвет: хорошо - работал и неплохо, но есть ошибки.
  • красный цвет: отлично - работал отлично, можешь оказать помощь другим ребятам.
  • Что понравилось на уроке?
  • Какое задание было интересным?
  • Какое задание было трудным?

- Ребята, мне очень понравился наш урок. Работали все сегодня хорошо, показали свои знания. Но больше всех отличились…….(выставление оценок)

IX. Домашнее задание

Стр. 135 упр. 250.