Интерактивное обучение сегодня - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения и исключает доминирование отдельного ученика над остальными.
В ходе диалогового обучения развивается способность критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Особое внимание сегодня уделяется эффективным приемам обучения речевому поведению школьников - заданиям ситуативно-ролевого характера (так называемым коммуникативным,-или риторическим, играм). Коммуникативная игра - это педагогически организованная в заданной учебной ситуации совместная интеллектуально-речевая деятельность учителя и учащихся, в процессе которой выявляются особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные действия.
Как известно, игра - важнейшая деятельность ребенка. Она, изменяясь с возрастом по своей сути, помогает усваивать и расширять знания об окружающем мире. Игровые действия позволяют ребенку выразить самые фантастические желания, реализовать намерения, в том числе и коммуникативные. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение. Оно помогает примерять ребёнку разнообразные речевые роли, следовательно, реализует практическую направленность обучения.
В результате глубже воспринимается окружающий мир, приобретается коммуникативный опыт, формируется потребность использовать этот опыт в реальной речевой практике. Отсюда вытекают учебные задачи создания игровой ситуации на уроке:
- во-первых, акцентировать внимание учеников на тех коммуникативных ситуациях, которые частотны для их повседневной речевой практики;
- во-вторых, помочь ученикам выбрать модель речевого поведения в заданной речевой ситуации;
- в-третьих, помочь овладеть речью как средством умелого, искусного, эффективного общения.
Таким образом, такая интерактивная форма обучения, как игра, позволяет успешно решать практические задачи, поставленные перед учителем-словесником.