Использование сюжетных картинок и кинофильмов на уроках развития речи

Разделы: Русский язык


Использование сюжетных картинок и кинофильмов на уроках развития речи дает толчок фантазии, предопределяет содержания сочинений: эмоциональный заряд сказывается на торжественности изложения, на яркости пейзажных описаний и др. Использование данных инструментов обучения позволяет направить работу учащихся; задание точно изложить содержание сюжетных картинок или фильма не лишает работу творческого характера, так как ребята в этом случае самостоятельно ищут словесный эквивалент зрительному ряду.

Для сочинений целесообразно подбирать сюжетные фильмы, видовые фильмы и киноочерки. Понимание учащимися сюжета, увлеченность работой скажутся и на содержании сочинения.

Демонстрируется фильм в V-VII классах обязательно дважды. Назначение комментария учителя заключается лишь в том, чтобы помочь учащимся увидеть детали, отдельные кинематографические приемы. Если класс мало работал над фильмами, то акцент обычно делается на вступительной беседе, во время которой учитель готовит школьников к восприятию фильма.

На этом этапе работы можно вводить и некоторые грамматические задания, например, использовать опорные слова и сочетания. Задание должно учитывать возможный стиль, функциональную направленность изложения или сочинения. Творческий характер работы обеспечивается структурой информационного материала и системой заданий, создающих условия для решения возникающей проблемы новым способом.

Вот примеры познавательных заданий, в которых сюжетные картинки, предъявленные в компьютерной презентации, дают направление поиска и сообщают фактический материал, требующий самостоятельной обработки и языкового оформления.

Изображение

Субтитр

Слайд 1.

Слайд 1. Посмотрите сюжет. Составьте устный рассказ об охотнике и его собаке. Запишите рассказ, дайте ему название.

Слайд 2. Охотник с собакой идет по
лесу.

Слайд 3. Охотник взобрался на дерево. Он поднял ружье и прицеливается.

Слайд 4. Внезапно обломился сук.
Охотник, выронив ружье, падает.

Слайд 5. Охотник без сознания лежит под деревом. Над ним встревоженная собака.

Слайд 6. Собака мчится в сторону сторожки лесника

Слайд 7. Лесник и собака. Лесник обеспокоен, догадывается, что произошло несчастье.

Слайд 8. Лесник верхом на лошади скачет за собакой охотника.

Слайд 9. Лесник поднимает охотника, сажает его на лошадь.

Слайд 10. Титр

Еще раз посмотрите сюжет, но рассказ теперь постройте от имени охотника, потом от имени лесника.

Решение предложенной задачи распадается на несколько этапов («шагов»):

  1. Просмотр презентации и составление рассказа по узловым моментам, показанным на экране.
  2. Стиль рассказа - очерк, позиция автора определяется «остранением». Это сообщение свидетеля, наблюдателя, но не непосредственного участника событий.
  3. Пересказ от имени лесника; лесник участвует в событиях, но часть их видит со стороны. Элемент субъективности при изложении все же обязателен.
  4. Пересказ событий от имени охотника; здесь вводится в описание субъективный элемент, события описываются как бы «изнутри». C педагогической точки зрения это самый сложный вариант, но наиболее точно отражающий особенности монологической речи.

В связи с тем, что выполнение задания связано с изменением в характере использования местоимений, учитель во вступительном слове должен определить меру включения этой категории в текст. В противном случае мы получаем работы, стилистическое оформление которых страдает гипертрофированным стремлением к использованию какой-либо одной категории речи. Данные нашего исследования говорят о том, что экранный материал, его содержание, форма обобщения непосредственно управляют речью учащихся.

После использования сюжетных картинок на уроках развития речи можно переходить к более сложным кинофильмам. Мы продолжали при этом идти по линии разнообразия заданий, направляющих тренировку, выработку навыка пользования разными стилями речи.

Приведем пример работы в VІI классе над подобным заданием по цветному кинофрагменту «Белый Бим Черное Ухо». Урок был начат просмотром фильма. После повторной демонстрации учитель уточнил задание: пересказать содержание фрагмента, использовать в пересказе несколько причастий, образовав их от данных заранее глаголов. Устный пересказ не вызывал затруднений у ребят: цветной, отлично снятый фильм обеспечил необходимый эмоциональный заряд. Пересказ был обсужден и дополнен. Затем обучающимся было предложено уже в тетрадях выполнить два задания: пересказать содержание фильма от имени хозяина собаки, а потом от имени героя фильма - Белого Бима.

Сравнительно быстро большинство учащихся справилось с пересказом от имени доброго хозяина, поскольку достаточно было, видимо, тех зрительных впечатлений, которые ребята получили при просмотре. И психология героя, от имени которого они вели рассказ, и ситуации были понятны. Гораздо сложнее обстояло дело с составлением пересказа от имени собаки, особенно тяжело было включить образованные причастия в «рассказ Белого Бима» (причастия вставлялись с трудом). Это, очевидно, объяснялось тем, что причастия точнее передают состояние, a не качество. Состояние же собаки некоторые обучающиеся предали через композиционные находки.

Чтобы «оправдать» введение причастий, школьники специально искали новые приемы пересказа: есть работы, где рассказ собаки дан в виде дневника, письма Белого Бима.