Конспект урока по русскому языку "Союз. Сочинительные и подчинительные союзы"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: Союзы


Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели:

  • Образовательные:
    • знакомство с типами союзов;
    • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
    • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
  • Воспитательные:
    • воспитание любви и уважения к родному языку;
  • Развивающие:
    • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

План урока

  • Оргмомент. (1 мин.)
  • Объяснение нового материала. (5 мин.)
  • Закрепление знаний на практике.(30 мин.)
  • Комментарий домашнего задания. (2 мин.)
  • Итог урока. (2 мин.)

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала

Продолжите предложения, запишите только ответы.

  1. Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
  2. К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
  3. Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного - это… (союз)
  4. Союзы бывают … (простые и составные).

III. Объяснение нового материала

1. Запишите предложения 1- 3

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

- Назовите союзы в данных предложениях. Обозначьте их

- Что связывают эти союзы в первом и втором предложении?

(В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

- Назовите союз в этом предложении. Что он связывает?

(В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Вывод: Таким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого.

В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

2. Прочитайте материал учебника на стр.14.

Вспомните виды союзов, повторив материал по теоретической тетради.

3. Просмотр видео-урока

IV. Закрепление

1) Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

  1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.
  2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.
  3. Река сверкала то голубым то зеленым светом.
  4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем просохли.
  5. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору с которой было видно всю окрестность.
  6. Слуга вышел и объявил что лошади готовы.

2) Тест

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица

2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду - союзы:
А) как, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но.

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:
А) где, зато, также
Б) и, однако, же
В) что, когда, да

5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.

6. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

7. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

V. Итог урока

VI. Рефлексия

Домашнее задание:

Найдите союз, определите его вид, дайте ему характеристику по образцу:

Потому что - союз, составной, подчинит., значение причин.

  1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, - всегда разные.
  2. Найдет человек медвежью стежку - пошел по ней.
  3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
  4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!.
  5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко
  6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
  7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
  8. Столько судеб, что всех не охватишь.