Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Цели:
- Образовательные:
- знакомство с типами союзов;
- формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
- Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к родному языку;
- Развивающие:
- развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
План урока
- Оргмомент. (1 мин.)
- Объяснение нового материала. (5 мин.)
- Закрепление знаний на практике.(30 мин.)
- Комментарий домашнего задания. (2 мин.)
- Итог урока. (2 мин.)
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала
Продолжите предложения, запишите только ответы.
- Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
- К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
- Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного - это… (союз)
- Союзы бывают … (простые и составные).
III. Объяснение нового материала
1. Запишите предложения 1- 3
1) Небо потемнело, и пошел снег.
2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.
- Назовите союзы в данных предложениях. Обозначьте их
- Что связывают эти союзы в первом и втором предложении?
(В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)
3) Небо потемнело, потому что пошел снег.
- Назовите союз в этом предложении. Что он связывает?
(В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)
Вывод: Таким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого.
В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
2. Прочитайте материал учебника на стр.14.
Вспомните виды союзов, повторив материал по теоретической тетради.
3. Просмотр видео-урока
IV. Закрепление
1) Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.
- По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.
- Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.
- Река сверкала то голубым то зеленым светом.
- Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем просохли.
- Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору с которой было видно всю окрестность.
- Слуга вышел и объявил что лошади готовы.
2) Тест
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду - союзы:
А) как, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но.
4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:
А) где, зато, также
Б) и, однако, же
В) что, когда, да
5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
6. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.
7. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.
V. Итог урока
VI. Рефлексия
Домашнее задание:
Найдите союз, определите его вид, дайте ему характеристику по образцу:
Потому что - союз, составной, подчинит., значение причин.
- Судьбы, как тропы в глухом лесу, - всегда разные.
- Найдет человек медвежью стежку - пошел по ней.
- Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
- Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!.
- Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко
- Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
- Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
- Столько судеб, что всех не охватишь.