Местоимение. Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: местоимение


Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения.

Задачи:

  • обучающая: способствовать осознанию существенных признаков местоимения как части речи, особенностей их употребления в речи и роли в тексте;
  • развивающая: обучать самостоятельно добывать информацию (анализировать лингвистический материал, действуя по предложенному плану; систематизировать знания, оформлять выводы); формировать умения видеть местоимения в тексте, отличать их от других самостоятельных частей речи, употреблять в речевой практике;
  • воспитательная: стремиться правильно употреблять местоимения в речи.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор для мультимедийных презентаций, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Презентация

I. Организационный момент

Слово учителя. Добрый день! Сегодня, ребята, у нас открытый урок, присутствуют гости. Я надеюсь, что вы будете активны и сообразительны. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку (учебники, тетради, ручки).

II. Актуализация знаний в начале урока

  • Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология).
  • А что изучает морфология? (части речи).
  • Значит, вы без труда сможете назвать части речи в приведённых предложениях.

- Я люблю бывать в лесу.

- Он красив в разное время года.

- Мои друзья каждую осень бывают в лесу.

- Столько загадок таит осенний лес!

III. Постановка учебной задачи

  • Какие затруднения возникли у вас с определением части речи? (неверно указали части речи слов каждую, столько).
  • Какова же ваша учебная задача? (определить, какими частями речи являются слова каждую, столько).
  • Что для этого нужно? (вспомнить признаки известных частей речи).

IV. Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез.

- Какие гипотезы по определению части речи этих слов вы предложите?

- Как можно проверить это предположение? (учащиеся выдвигают гипотезы, приводят аргументы в пользу своих гипотез, контраргументы).

- Признаки каких частей речи имеют эти слова? (прилагательного, числительного).

2. Проверка решающей гипотезы.

- Дома вы работали по учебнику «Теория» (параграф 121).

- Сейчас вы должны просмотреть теоретический материал параграфа (парная работа).

- Изучая лингвистический текст, проверяйте нашу гипотезу о местоимении, заполняйте таблицу.

Грамматическое значение

Вопросы

Морфологические признаки

Синтаксические признаки

Роль в тексте

указание на предметы, признаки, количество без называния их

кто? что? какой? чей? столько? как? где? когда?

зависят от того, какую часть речи заменяет местоимение

обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами

помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи

3. Представление нового знания.

- Решили мы поставленную учебную задачу?

- Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.

V. Первичное закрепление

Задание: основываясь на критериях ваших таблиц, найдите местоимения и обоснуйте своё мнение, работая с текстом.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Когда-нибудь засияет яркое весеннее солнце, начнётся настоящая весна.

VI. Физминутка (занимательные вопросы-шутки)

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я).
  2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я - мы).
  3. Местоимение-бумеранг? (себя).
  4. Первый слог слова - местоимение, второй слог - звук, который издаёт лягушка. Вместе - овощ (Тыква).
  5. Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?». Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы - мы - ты).
  6. Первый слог - личное местоимение, остальная часть слова - синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника (Я - беда).

VII. Слово учителя (обобщение)

Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-место после существительных и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чём и заключается их общее грамматическое значение.

Вот что говорил о местоимении один из известных лингвистов. А.Реформатский говорил, что местоимения «как запасные игроки на футбольном поле» или «дублёры» в театре выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно «освобождают игру знаменательные слова».

По соотношению с другими частями речи выделяют 4 группы местоимений: местоимения - существительные, местоимения - прилагательные, местоимения - числительные, местоимения - наречия (смотрите учебник «Теория», параграф 122+ раздаточный материал).

VIII. Практическая работа

  1. Для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведём.
  2. Перед вами текст. Прочитаем его вслух.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. Ёжика мы прозвали Пушком.

- Красивый текст? Что в этом тексте не так? (повторение в предложении слов, стоящих рядом).

- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Работаем в тетрадях. Что у вас получилось? (запись исправленного текста в тетради):

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. Его мы прозвали Пушком.

- Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (для того, чтобы избежать повторений, разнообразить нашу речь).

- Сейчас давайте убедимся, что местоимения могут быть в тексте подлежащим, дополнением и определением.

- Давайте перечислим все местоимения и подчеркнём их как члены предложения.

IX. Рефлексия

- Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас.

- Итак, закончите фразу «Сегодня на уроке Я…»

X. Домашнее задание

  1. Учебник «Теория», параграфы 121-122, выучить монолог.
  2. Учебник «Практика», упражнения 624(п.), упр.625(у.).