Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения.
Задачи:
- обучающая: способствовать осознанию существенных признаков местоимения как части речи, особенностей их употребления в речи и роли в тексте;
- развивающая: обучать самостоятельно добывать информацию (анализировать лингвистический материал, действуя по предложенному плану; систематизировать знания, оформлять выводы); формировать умения видеть местоимения в тексте, отличать их от других самостоятельных частей речи, употреблять в речевой практике;
- воспитательная: стремиться правильно употреблять местоимения в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор для мультимедийных презентаций, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
I. Организационный момент
Слово учителя. Добрый день! Сегодня, ребята, у нас открытый урок, присутствуют гости. Я надеюсь, что вы будете активны и сообразительны. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку (учебники, тетради, ручки).
II. Актуализация знаний в начале урока
- Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология).
- А что изучает морфология? (части речи).
- Значит, вы без труда сможете назвать части речи в приведённых предложениях.
- Я люблю бывать в лесу.
- Он красив в разное время года.
- Мои друзья каждую осень бывают в лесу.
- Столько загадок таит осенний лес!
III. Постановка учебной задачи
- Какие затруднения возникли у вас с определением части речи? (неверно указали части речи слов каждую, столько).
- Какова же ваша учебная задача? (определить, какими частями речи являются слова каждую, столько).
- Что для этого нужно? (вспомнить признаки известных частей речи).
IV. Открытие нового знания
1. Выдвижение гипотез.
- Какие гипотезы по определению части речи этих слов вы предложите?
- Как можно проверить это предположение? (учащиеся выдвигают гипотезы, приводят аргументы в пользу своих гипотез, контраргументы).
- Признаки каких частей речи имеют эти слова? (прилагательного, числительного).
2. Проверка решающей гипотезы.
- Дома вы работали по учебнику «Теория» (параграф 121).
- Сейчас вы должны просмотреть теоретический материал параграфа (парная работа).
- Изучая лингвистический текст, проверяйте нашу гипотезу о местоимении, заполняйте таблицу.
Грамматическое значение |
Вопросы |
Морфологические признаки |
Синтаксические признаки |
Роль в тексте |
указание на предметы, признаки, количество без называния их |
кто? что? какой? чей? столько? как? где? когда? |
зависят от того, какую часть речи заменяет местоимение |
обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами |
помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи |
3. Представление нового знания.
- Решили мы поставленную учебную задачу?
- Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
V. Первичное закрепление
Задание: основываясь на критериях ваших таблиц, найдите местоимения и обоснуйте своё мнение, работая с текстом.
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Когда-нибудь засияет яркое весеннее солнце, начнётся настоящая весна.
VI. Физминутка (занимательные вопросы-шутки)
- В каком местоимении два звука, но одна буква? (я).
- Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я - мы).
- Местоимение-бумеранг? (себя).
- Первый слог слова - местоимение, второй слог - звук, который издаёт лягушка. Вместе - овощ (Тыква).
- Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?». Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы - мы - ты).
- Первый слог - личное местоимение, остальная часть слова - синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника (Я - беда).
VII. Слово учителя (обобщение)
Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-место после существительных и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чём и заключается их общее грамматическое значение.
Вот что говорил о местоимении один из известных лингвистов. А.Реформатский говорил, что местоимения «как запасные игроки на футбольном поле» или «дублёры» в театре выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно «освобождают игру знаменательные слова».
По соотношению с другими частями речи выделяют 4 группы местоимений: местоимения - существительные, местоимения - прилагательные, местоимения - числительные, местоимения - наречия (смотрите учебник «Теория», параграф 122+ раздаточный материал).
VIII. Практическая работа
- Для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведём.
- Перед вами текст. Прочитаем его вслух.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. Ёжика мы прозвали Пушком.
- Красивый текст? Что в этом тексте не так? (повторение в предложении слов, стоящих рядом).
- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Работаем в тетрадях. Что у вас получилось? (запись исправленного текста в тетради):
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. Его мы прозвали Пушком.
- Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (для того, чтобы избежать повторений, разнообразить нашу речь).
- Сейчас давайте убедимся, что местоимения могут быть в тексте подлежащим, дополнением и определением.
- Давайте перечислим все местоимения и подчеркнём их как члены предложения.
IX. Рефлексия
- Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас.
- Итак, закончите фразу «Сегодня на уроке Я…»
X. Домашнее задание
- Учебник «Теория», параграфы 121-122, выучить монолог.
- Учебник «Практика», упражнения 624(п.), упр.625(у.).