Повышение учебной мотивации по русскому языку и литературе при помощи цифровых заданий

Разделы: Русский язык, Литература


Проблема повышения учебной мотивации учащихся на таких предметах, как русский язык и литература в последние годы очень актуальна. Одним из путей решения этой проблемы является использование цифровых образовательных ресурсов в контексте обновления школьного филологического образования. Актуальность применения доказавших свою эффективность цифровых образовательных технологий и ресурсов, подтверждена в выступлении Президента РФ В.В.Путина, акцентировавшего внимание общественности на необходимости «добиться всеобщей цифровой грамотности», для чего «следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений» [1]. Активно решает эту задачу Национальный проект «Образование», в котором большое значение придается созданию и развитию цифровой образовательной среды в школе. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализуемый во всех регионах страны, предполагает участие преподавателей и школьников в открытых онлайн-уроках, онлайн-олимпиадах, использование образовательных платформ и многочисленных интернет-ресурсов в образовательном процессе.

Создана Целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), которая призвана регулировать «отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [2].

Обучение современного школьника какому-либо предмету, в том числе русскому языку и литературе, невозможно представить без применения цифровых образовательных технологий. Учителю предлагается на выбор много цифровых платформ, одобренных Министерством просвещения, он вправе из тних выбрать те, которые наиболее полно отвечают его запросам и желаниям, но не пользоваться ресурсами Интернета для организации самообразования школьников, повышения их уровня компетенций в настоящее время нельзя.

Цифровые образовательные платформы позволяют повышать предметную, методическую компетентность учителя, изучать наиболее эффективные педагогические практики, участвовать на площадках и в дискуссиях на высоком профессиональном уровне [3].

Большой плюс в работе учителя то, что современного школьника не нужно отдельно обучать использовать Интернет для поиска информации, он имеет большой опыт взаимодействия с различными цифровыми формами информации в жизни, а также использует Интернет в качестве места и средства для проведения досуга, это социальные сети, компьютерные игры, общение в чатах. Однако следует учить школьника использовать в своем обучении образовательные платформы.

В МБОУ «СОШ №19» г. Читы было проведено исследование мнения учащихся 9-11-х классов (всего 126 человек), которые ответили на вопросы: «Какими источниками информации вы пользуетесь для обучения?», «Как вы сможете отличить истинную информацию от ложной?», «Кто следит за вашим образованием?». Анализ ответов старшеклассников на первый вопрос позволяет сделать вывод: учащиеся не часто открывают учебники (или учебные пособия) для поиска информации, исключения - это учебники математики, русского языка и литературы. Анализ второго вопроса показал: редкие учащиеся при работе с информацией задумываются оценить ее качество и достоверность, вообще школьники редко ставят под сомнение предлагаемые факты, используют в своих раблотах непроверенные данные и попадают вв казусные ситуации. Некоторые ученики отмечают, что абсолютно доверяют сведениям в Интернете, особенно Википедии, электронным энциклопедиям, словарям, сайтам по подготовке к экзаменам и др. Это, несомненно, плохо. Отвечая на третий вопрос, практически все ученики заметили, что, хотя родители и спрашивают о подготовке к урокам, следят за оценками в электронном дневнике, однако больше никакой активности не проявляют, полностью доверяя детям, возможно, желая приучить ребенка к самолстоятельности. Таким образом, просматривается важная проблема -неумение учащихся пользоваться цифровыми ресурсами, поэтому учителям нужно научить школьников пользоваться цифровыми образовательными платформами, доверять только проверенным сайтам, ответственно относиться к поиску информации в Интернете.

Педагог современной школы должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность, обновлять свои знания и дополнять имеющиеся через всестороннее развитие своей личности и самообразование. Учитель должен оценить собственные интеллектуальные ресурсы, спроектировать гибкую модель своего образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями школы и общества, спрогнозировать результаты своей деятельности. Главным условием профессионального развития педагога является осознание им необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование имеющихся навыков.

Разнообразие известных методов обучения, несомненно, позволяет учителю чередовать различные формы, приемы и виды работы, и это является эффективным средством активизации образовательной деятельности. Переключение на уроке с одного вида работы на другой, как известно, предохраняет учащихся от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Сейчас добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют, в первую очередь, информационные ресурсы и цифровые образовательные платформы. Они помогут заинтересовать детей, повысить мотивацию в обучении и, следовательно, повысить эффективность уроков. Организация учебной деятельности с использованием цифрового контента позволяет в увлекательной форме продуктивно решать практически все задачи урока, осуществлять и обучающую, и коммуникативную, и познавательную деятельности.

Действительно, использование цифрового контента на уроках русского языка и литературы повысило интерес к этим предметам. Большее количество детей увлеклось поисковой, исследовательской, творческой деятельностью. Учащиеся получили возможность самостоятельно изучать отдельные темы (особенно во время отсутствия на уроках, например, по болезни или из-за соревнований), готовить дополнительно информацию по запросу учителя или даже по своему желанию. К примеру, для урока русского языка в 5 и 6 классах: находят поговорки, пословицы, стихи с неологизмами, фразеологизмами или устаревшими словами, сочиняют загадки. Затем выступают перед классом со своей работой, комментируют, отвечают на вопросы, проводят игру, викторину и получают не только хорошую оценку, но и удовлетворенность от выполненной работы. Микроклимат на уроках улучшается, повышается мотивация, дети развивают самостоятельность, наблюдательность, учатся разносторонне видеть мир, приобретают уверенность в своих силах.

Пандемия коронавируса осложнила организацию обучения в школе, так как ученик и учитель вынуждены были находиться в отдалении друг от друга. Новые обстоятельства потребовали других способов подачи материала и других методик для вовлечения детей в образовательный процесс. Переход на дистанционное обучение заставил каждого педагога проявить мобильность, креативность и умение перестроить работу в соответствии с требованиями времени.

Для достижения эффективности дистанционного обучения учителя были вынуждены познакомиться с разнообразными цифровыми ресурсами. Из большого количества цифровых образовательных платформ, сайтов, готовых электронных учебных курсов педагогами «Средней общеобразовательной школы №19» г. Читы (СОШ №19) была выделена платформа ЯКласс. Эта платформа настолько удовлетворила запросы всех участников образовательного процесса.

Выполнение разнообразных интересных заданий на этой платформе создает у учеников стабильную мотивацию, что способствует повышению их качества образования. Каждое задание, если это не проверочная работа, ученику можно выполнять неограниченное количество раз, что свидетельствует об индивидуальном графике и характере обучения: ученик сам определяет способ, темп обучения, выбирает для себя наиболее удобное время для занятий. После выполнения заданий ученик сразу видит свой результат и свои ошибки, имеет возможность вернуться к сложным вопросам.

Несомненно, существует немало цифровых образовательных платформ, каждая из них является эффективным, быстрым, доступным ресурсом, дает максимум результатов и позволяет прослеживать динамику развития каждого учащегося, класса, школы.

Использование цифровых образовательных платформ дает учителю возможность более качественно организовать образовательный процесс за счёт реализации деятельностного подхода в обучении, реализации принципа построения индивидуальной образовательной траектории, организации учебного процесса как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Литература

  1. Выступление В.В.Путина на пленарном заседании ПМЭФ-2017 // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 25. 09. 2019).
  2. Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды: Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649 // Гарант.ру: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976 (дата обращения: 15.01.2020)
  3. Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Шамчикова В.М. Научно-методическое сопровождение Концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020 г.Т1 №1 (65) С. 84-98.