Задачи образовательные:
- повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение» (умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки; выявлять текстообразующую роль местоимений);
Задачи развивающие:
- развитие умения работать со словом, самостоятельности, критического мышления, настойчивости; развитие навыков грамотного культурного общения;
Задачи воспитательные:
- воспитывать вежливость, тактичность, культуру речевого общения, бережное отношение к слову
Эпиграфы:
- А.А.Реформатский: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».
- А.А.Реформатский: «Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».
Ход урока
I. Организационный этап
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие.
3.Визуальный контроль готовности к уроку.
II. Слово учителя
Знаменитая фраза: «Стоял он, дум великих полн» - не сразу сложилась в поэтическом сознании Пушкина, о чем свидетельствуют варианты этой строфы, сохранившиеся в черновых набросках: «Стоял глубокой думы полн Великий Петр», «Стоял однажды царь», «Стоял великий муж». В конце концов поэт остановился на местоимении ОН. Почему?
Сегодня на уроке по теме «Функции местоимений в художественном тексте» мы с вами проведем исследование, благодаря которому сможем выявить особенности употребления местоимений в художественном тексте. Маршруты исследования у вас на партах.
Маршрут исследования |
Цель исследования |
Гипотеза |
Методы исследования |
1. Изучение теоретического материала по теме |
2. Наблюдение (выводы)
|
3. Эксперимент (выводы) |
Итоги исследования (синквейн) |
В течение урока мы с вами будем заполнять их. Таким образом, у нас к концу урока должно получиться законченное исследование.
Всякое исследование начинается с целеполагания. Сформулируйте цель исследования, опираясь на тему урока, запишите ее в карточке. Проверка.
Исследование невозможно без гипотезы. Сформулируйте и запишите ее. Проверка.
Какие методы исследования вы знаете? С чего всегда юному ученому нужно начинать исследовательскую работу? (С изучения теоретического материала).
III. Опрос
Учащиеся записывают свои замечания и вопросы на карточке.
Прокомментируйте термин «Местоимение».
- Вместо каких частей речи употребляется местоимение?
- Можно ли по вопросу опознать эту часть речи?
- Назовите разряды местоимений.
(Знание теории. Прием «Чистая страница». У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенный в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос).
IV. Практическая часть
Задание 1. От теории перейдем к практике. Давайте понаблюдаем, какие функции выполняют местоимения в художественном тексте. Для этого обратимся к миниатюре А.П.Чехова МОЯ «ОНА» Я прочитаю вам ее, а вы подчеркнете местоимения, которые использует автор.
МОЯ «ОНА»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, зовет меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокетка. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...
Ее зовут - Лень.
Ответьте на вопросы (на листе с маршрутом исследования):
-
Местоимения каких разрядов чаще всего использует автор?
- Какой смысл вы вкладывали в местоимение ОНА, когда читали текст?
- Совпало ли ваше предположение с выводом автора?
- В чем смысл такого приема?
- Какую функцию выполняют местоимения в данном тексте?
Выводы: Прием «обманутого ожидания». Используя особенность значения местоимения, которое не называет конкретное лицо, а только указывает на него, Чехов создал текст юмористического содержания.
Задание 2. Можно ли вообще обойтись без местоимений? Ведь многие учение называют их словами-заместителями. ПРОВЕДЕМ эксперимент. Перед вами маленький отрывок из произведения Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро». Я исключила из оригинала все местоимения. Попробуйте заполнить пропуски словами других частей речи. Повторы недопустимы. Свои выводы по эксперименту запишите на листах с маршрутом исследования.
Вдруг впереди Васютки …(что-то) сильно захлопало.
(Он)… вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу.
«Глухарь!» - догадался Васютка, и сердце… (его) замерло.
От волнения голос …(у него) прерывался.
Мальчик расцарапал…(себе) лицо, порвал телогрейку.
Васютка…(ничего) не замечал.
(Перед ним)… наяву глухарь!
V. Работа с эпиграфами к уроку
Как вы понимаете слова А.А.Реформатского? Доказало ли наше исследование их справедливость?
VI. Подведение итогов исследования
Каждый из вас сейчас постарается найти подходящие слова для того, чтобы сформулировать свои выводы в форме синквейна - пятистишия, которое строится по определённой форме.
Темы для синквейна - ключевые слова сегодняшнего урока. (Учащиеся зачитывают свои работы)
VII. Слово учителя
И в заключение вернемся к строке из поэмы Пушкина: «СТОЯЛ ОН, ДУМ ВЕЛИКИХ ПОЛН».
Автор обратился к местоимению, чтобы сосредоточить внимание читателя на внутреннем состоянии лирического героя.