Цели:
- повторить понятие о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи
- научить распознавать фразеологические обороты, показать их эмоционально-выразительные достоинства
1. Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Что имела в виду мама Светланы?
- Почему девочка не поняла ее?
3. Повторение
- Фразеологизмы - это …
- Что значит «устойчивые сочетания слов»?
- Фразеология - это …
- Разбирая предложения синтаксически, мы должны помнить, что фразеологизмы …
4. Тема урока. Цели урока
5. Повторение
Отличие фразеологизмов от словосочетаний
Словосочетания |
Фразеологизмы |
1. Любое из слов можно заменить другими словами |
1.В их составе нельзя заменять одно слово другим |
2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность |
2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность |
3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
|
3. Используются готовыми, запоминаются.
|
6. Заменить фразеологизмы синонимами
- делать из мухи слона (преувеличивать)
- кровь с молоком (румяный, здоровый)
- мозолить глаза (надоедать, досаждать,
- как две капли воды (очень похож)
- бить баклуши (бездельничать)
- набрать в рот воды (упорное нежелание говорить)
- когда рак на горе свистнет (никогда)
- зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко)
- куры не клюют
7. Запишите пары фразеологизмов-синонимов
хоть пруд пруди |
куда глаза глядят |
кто во что горазд |
в двух шагах |
как снег на голову |
куры не клюют |
ни рыба, ни мясо |
кто в лес, кто по дрова |
рукой подать |
как гром среди ясного неба |
куда ноги несут |
ни то ни сё |
с пустыми руками |
приводить в бешенство |
несолоно хлебавши |
каления |
доводить до белого |
несолоно хлебавши |
8. Запишите пары фразеологизмов-антонимов
на вес золота |
на всех парах |
семи пядей во лбу |
хоть кол на голове теши |
засучив рукава |
грош цена |
в час по чайной ложке |
мастер на все руки |
мастер кислых щей |
спустя рукава |
9. Продолжите фразеологизм, дайте толкование (устно)
- без задних …;
- брать себя в …;
- бросать слова на …;
- взять голыми …;
- водить за …;
- не разольёшь …;
- вывести на чистую …;
- делать из мухи …;
- держать язык за …;
- держать камень за …;
- ждать у моря …;
- за тридевять …;
- зарубить себе на …;
- гроша медного не …;
- днём согнём не …;
- в ежовых рукавицах …;
- палец о палец не …