Фразеологизмы

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: фразеологизмы


Цели:

  • повторить понятие о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи
  • развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи
  • научить распознавать фразеологические обороты, показать их эмоционально-выразительные достоинства

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

- Что имела в виду мама Светланы?

- Почему девочка не поняла ее?

3. Повторение

- Фразеологизмы - это …

- Что значит «устойчивые сочетания слов»?

- Фразеология - это …

- Разбирая предложения синтаксически, мы должны помнить, что фразеологизмы …

4. Тема урока. Цели урока

5. Повторение

Отличие фразеологизмов от словосочетаний

Словосочетания

Фразеологизмы

1. Любое из слов можно заменить другими словами

1.В их составе нельзя заменять одно слово другим

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Например,повесить бельё, золотой браслет, волчий хвост

3. Используются готовыми, запоминаются.
Например,повесить нос, золотые руки, волчий аппетит

6. Заменить фразеологизмы синонимами

  1. делать из мухи слона (преувеличивать)
  2. кровь с молоком (румяный, здоровый)
  3. мозолить глаза (надоедать, досаждать,
  4. как две капли воды (очень похож)
  5. бить баклуши (бездельничать)
  6. набрать в рот воды (упорное нежелание говорить)
  7. когда рак на горе свистнет (никогда)
  8. зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко)
  9. куры не клюют

7. Запишите пары фразеологизмов-синонимов

хоть пруд пруди

куда глаза глядят

кто во что горазд

в двух шагах

как снег на голову

куры не клюют

ни рыба, ни мясо

кто в лес, кто по дрова

рукой подать

как гром среди ясного неба

куда ноги несут

ни то ни сё

с пустыми руками

приводить в бешенство

несолоно хлебавши

каления

доводить до белого

несолоно хлебавши

8. Запишите пары фразеологизмов-антонимов

на вес золота

на всех парах

семи пядей во лбу

хоть кол на голове теши

засучив рукава

грош цена

в час по чайной ложке

мастер на все руки

мастер кислых щей

спустя рукава

9. Продолжите фразеологизм, дайте толкование (устно)

  • без задних …;
  • брать себя в …;
  • бросать слова на …;
  • взять голыми …;
  • водить за …;
  • не разольёшь …;
  • вывести на чистую …;
  • делать из мухи …;
  • держать язык за …;
  • держать камень за …;
  • ждать у моря …;
  • за тридевять …;
  • зарубить себе на …;
  • гроша медного не …;
  • днём согнём не …;
  • в ежовых рукавицах …;
  • палец о палец не …

10. Итог

11. Рефлексия