Цели урока:
1. Обучающая:
определить требования к сочинению на заданную тему, соотнести их с изученными базовыми понятиями.
2. Развивающая: способствовать пробуждению творческой энергии учащихся, направленной на создание позитивных образов, которые дети могут воплотить в дальнейшей жизни.
3. Воспитательная: создавать среду (в основе которой педагогический потенциал Русского Севера), способствующую актуализации идеи “Будущее” в сознании юных россиян, формировать ощущение сопричастности к построению этого будущего.
Домашнее задание перед проведением урока:
- Написать небольшой текст, отражающий одну из страниц города Северодвинска: начало строительства города, город в годы войны, трудовой подвиг города после войны.
- В творческих группах обдумать вопрос “Почему я люблю Северодвинск?”
Предлагаемые темы размышлений:
- “Северяне – потомки поморов”;
- “Красота города у белого моря”;
- “Любимый уголок города”;
- “Памятники культуры города”;
- Тема - на выбор учеников.
(Принцип создания творческих групп – “единомыслие”)
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают то, что им известно об истории города Северодвинска.
Из домашних записей в тетрадях: В 1936г. колесный пароход “Иван Каляев” привез первых строителей города. Уже в 1941г. включился в работу порт. Сегодня Северодвинск – это город-рабочий.
II. 1. Можно ли эти знания использовать в
полном объеме, раскрывая заданную тему
сочинения?
Правильно, нельзя. Но почему?
Дети отвечают, что это не будет соотноситься с темой сочинения, к которому они готовятся.
2. Дайте определение темы текста.
Какой вопрос мы должны задать себе, чтобы раскрыть тему сочинения?
Моделируется проблемная ситуация, в ходе которой 5-классники ищут слово-концепт в раскрытии темы.
Слово найдено. Почему? Почему Северодвинск – это город, в котором хочется жить. Ответ на этот вопрос будет в основе сочинения.
III Повторение базовых теоретических понятий.
1.Какой тип речи вы используете в
сочинении? Почему
2.От чего будет зависеть выбранный
стиль речи? (От адресата)
3.От какого лица вы будете писать
сочинение? Почему?
4.Какова будет тональность
сочинения? Почему?
5.Как вы определите основную мысль
сочинения? Нашла ли она свое отражение в
заголовке?
IV Практическая часть. Написание черновика сочинения по творческим группам.
Сочинение – это текст в единстве содержания и формы. О содержании мы поговорили и сейчас попробуем реализовать наши знания.
Но какова особенность формы текста? (Делимость на части, связность, композиционная завершенность) Записать в тетрадях:
Последовательность текста сочинения. (Как называется первый абзац?)
1.Вступление.
Задание: подберите слова-“ассоциации” к слову “Северодвинск”, запишите в черновике.
Учащиеся выполняют задания по творческим группам, затем зачитывают слова.
Из записей учащихся:
город, море, север, работа, добро, люди;
красивый, белый, чистый, светлый;
мечта, друзья, родители, школа № 13, будущее.
Задание: написать вступление к сочинению (в черновике), используя опорные слова-“ассоциации”.
(Свое вступление к сочинению записывает каждый ученик. Учитель просит подчеркнуть во вступлении ключевое предложение.
После обсуждения в творческих группах 1-2 варианта вступления зачитываются учениками.)
Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно. Как называется следующая часть сочинения? Запись в тетрадях:
2. Основная часть.
(Дети, подумав, над проблемным вопросом, который был частью домашнего задания, выступают устно. В черновиках записываются предложения, которые могут быть ключевыми в раскрытии темы).
Какая часть текста является завершающей? Запись в тетрадях:
3. Заключение.
Задание: подумать над заключением, записать его в черновик. (После обсуждения в группах дети записывают ключевые предложения из заключения).
По желанию один из учеников зачитывает черновик сочинения. Звучат пожелания учителя по доработке текста.
Вывод по уроку делает учитель.
Сегодня мы планировали связное высказывание на тему “Город, в котором хочется жить”. В черновиках у вас языковая программа текста: опорные слова, словосочетания, предложения. В тетрадях – основа (схема) текста, которую можно представить как вертикально-горизонтальные отношения между предложениями. “Вертикаль” раскрывает название текста, тему, основную мысль. “Горизонталь” распространяет, конкретизирует содержание, выраженное в ключевых предложениях.
(Учитель чертит условную схему на доске)
VII. Домашнее задание: поработать над черновиком, написать сочинение “Город, в котором хочется жить”.