Конспект урока по теме: "Роль мягкого знака в русском языке и русской речи". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели:

Учебная: совершенствование умения правильно писать слова с Ь.

Развивающая: развитие мыслительной деятельности.

Воспитательная: формирование умения работать в группе, умения слушать и уважать чужое мнение.

Общепредметные: воспитание интереса к родному языку.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационной таблицей.

Оборудование: папки с заданиями для работы групп.

I этап

Стадия вызова

Сегодняшнюю работу мы посвятим еще одной, очень трудной теме в русском языке – мягкому знаку.

Вспомните, что вы уже знаете об этом скромном, но таком ошибкоопасном знаке.

Для этого выполните работу на доске.

1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Мол…

Вер…

Сем…

Сел…д…

Бол…

Тен…

2 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Ноч…

Вещ…

Рож…

Печ…

Плач…

Плащ…

3 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Вскач…

Горюч…

Встреч…

Училищ…

Съеш…

Сможеш…

4 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Ноч…ю

Двер…ю

Обез…яна

В…юга

Б…ются

Раздол…е

Почему с некоторыми словами работать вам было трудно и почему есть ошибки?

Правильно. Мы знаем пока только две функции мягкого знака: смягчающую и разделительную.

Послушайте спор двух ребят.

– Я знаю, зачем нужен мягкий знак. Чтобы обозначить мягкость. Смотрите: моль, верь, семь. И еще – ночь, вещь, рожь, печь. Что их тут зря написали?

– Ой, наверное, зря. Смотрите: плач, плащ, встреч. Здесь на конце слов те же буквы, а мягкого знака нет.

Можем ли мы с вами разрешить этот спор? Как? (Ответы)

Откроем папки и посмотрим кластер (приложение 1), который я для вас приготовила. Можете ли вы его прокомментировать? (Ответы).

Попробуйте привести примеры для тех моментов, которые в споре ребят не отражены. (Раздолье).

На вашем кластере много пустых стрелочек. Вы догадываетесь, зачем они здесь? (Не все правила рассказали).

То есть правил о мягком знаке в русском языке так много?

А может, можно обойтись без мягкого знака, как в словах плащ, кирпич?

Давайте представим, что мягкий знак исчез из нашего языка и облегчил нам учение.

Попробуйте прочитать предложение из задания №1 (приложение 2). Его вы найдете в ваших папках.

Как вы к нему отнеслись? (Ответы)

Можем ли мы сказать, что мягкий знак нам не нужен?

Что пропало вместе с мягким знаком? (Смысл).

Значит, мягкий знак несет смыслоразличительную роль.

Какой раздел русского языка нам здесь помогал? (Фонетика).

А какой раздел поможет нам смысл восстановить? (Орфография).

А почему? (Произносим неправильно и пишем неправильно).

А в каких словах потеря мягкого знака заметна меньше? Почему?

(Его в этих словах не слышно).

А научиться писать грамотно вы хотите?

II этап

Осмысление

Познакомимся с графическими знаками, которые помогут нам проанализировать собственную работу.

V - знаю;

+ - новое;

– - затрудняюсь.

Обозначьте этими значками свои знания о мягком знаке на примере слов из этого предложения.

Мы сегодня не случайно работаем в группах, потому что в процессе работы вы будете помогать друг другу, что облегчит понимание трудной темы.

Что же, тогда не будем бояться трудностей. Откроем наш замечательный помощник – таблицу (приложение 3) и используем метод маркировки во втором задании на наших листочках.

Что же у нас получилось? Много вопросов или мало?

Как вы поняли, восстановленный мягкий знак зависит от фонетики? (Нет).

А от чего? (От морфологии).

Как же нам обозначить такой мягкий знак? Зачем он нужен? (Для образования частей речи и их форм).

Итак, снова поработаем с кластером, заполним его новыми знаниями.

Давайте уточним тему урока. Значит, чтобы преодолеть трудности такой большой темы, что нужно хорошо знать? (Части речи). Что помогает часть речи определить? (Вопрос). А это трудно? (Нет). Значит, как вы должны спасти себя от ошибок? (Выучить правило).

Как мы обозначим новую функцию мягкого знака? (Формообразующая).

Итак, попробуем применить таблицу и убедимся, что каждый в группе правильно выполнил задание и разобрался в правиле.

А теперь выполните третье задание на наших листочках “Найди пятый лишний”. Возможно, уже кто-то в группе сможет работать без таблицы.

Снова убедитесь, что каждый в группе справился с заданием. Окажите помощь при необходимости.

(По группам по порядку отчет о результатах проделанной работы).

А теперь снова обратимся к предложению в первом задании.

Скажите, какие значки в предложении о ленивом сыночке вы можете поменять? (Ответы).

III этап

Рефлексия

Выполним большую и более трудную работу: вставим пропущенные буквы в задание 4. И обязательно через маркировку проанализируем, что у нас получилось в результате работы. (Группы отчитываются о полученных результатах).

IV этап

Заключительный

Увидели ли мы роль мягкого знака там, где он вроде бы не нужен? Чему научились?

Подведение итогов. Выводы. Домашнее задание: составить связный текст для соседа по парте с пропусками мягкого знака в словах. Обязательно использовать все три функции мягкого знака.