Цели:
Учебная: совершенствование умения правильно писать слова с Ь.
Развивающая: развитие мыслительной деятельности.
Воспитательная: формирование умения работать в группе, умения слушать и уважать чужое мнение.
Общепредметные: воспитание интереса к родному языку.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с информационной таблицей.
Оборудование: папки с заданиями для работы групп.
I этап Стадия вызоваСегодняшнюю работу мы посвятим еще одной, очень трудной теме в русском языке – мягкому знаку.
Вспомните, что вы уже знаете об этом скромном, но таком ошибкоопасном знаке.
Для этого выполните работу на доске.
1 вариант.
Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.
Мол…
Вер…
Сем…
Сел…д…
Бол…
Тен…
2 вариант.
Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.
Ноч…
Вещ…
Рож…
Печ…
Плач…
Плащ…
3 вариант.
Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.
Вскач…
Горюч…
Встреч…
Училищ…
Съеш…
Сможеш…
4 вариант.
Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.
Ноч…ю
Двер…ю
Обез…яна
В…юга
Б…ются
Раздол…е
Почему с некоторыми словами работать вам было трудно и почему есть ошибки?
Правильно. Мы знаем пока только две функции мягкого знака: смягчающую и разделительную.
Послушайте спор двух ребят.
– Я знаю, зачем нужен мягкий знак. Чтобы обозначить мягкость. Смотрите: моль, верь, семь. И еще – ночь, вещь, рожь, печь. Что их тут зря написали?
– Ой, наверное, зря. Смотрите: плач, плащ, встреч. Здесь на конце слов те же буквы, а мягкого знака нет.
Можем ли мы с вами разрешить этот спор? Как? (Ответы)
Откроем папки и посмотрим кластер (приложение 1), который я для вас приготовила. Можете ли вы его прокомментировать? (Ответы).
Попробуйте привести примеры для тех моментов, которые в споре ребят не отражены. (Раздолье).
На вашем кластере много пустых стрелочек. Вы догадываетесь, зачем они здесь? (Не все правила рассказали).
То есть правил о мягком знаке в русском языке так много?
А может, можно обойтись без мягкого знака, как в словах плащ, кирпич?
Давайте представим, что мягкий знак исчез из нашего языка и облегчил нам учение.
Попробуйте прочитать предложение из задания №1 (приложение 2). Его вы найдете в ваших папках.
Как вы к нему отнеслись? (Ответы)
Можем ли мы сказать, что мягкий знак нам не нужен?
Что пропало вместе с мягким знаком? (Смысл).
Значит, мягкий знак несет смыслоразличительную роль.
Какой раздел русского языка нам здесь помогал? (Фонетика).
А какой раздел поможет нам смысл восстановить? (Орфография).
А почему? (Произносим неправильно и пишем неправильно).
А в каких словах потеря мягкого знака заметна меньше? Почему?
(Его в этих словах не слышно).
А научиться писать грамотно вы хотите?
II этапОсмысление
Познакомимся с графическими знаками, которые помогут нам проанализировать собственную работу.
V - знаю;
+ - новое;
– - затрудняюсь.
Обозначьте этими значками свои знания о мягком знаке на примере слов из этого предложения.
Мы сегодня не случайно работаем в группах, потому что в процессе работы вы будете помогать друг другу, что облегчит понимание трудной темы.
Что же, тогда не будем бояться трудностей. Откроем наш замечательный помощник – таблицу (приложение 3) и используем метод маркировки во втором задании на наших листочках.
Что же у нас получилось? Много вопросов или мало?
Как вы поняли, восстановленный мягкий знак зависит от фонетики? (Нет).
А от чего? (От морфологии).
Как же нам обозначить такой мягкий знак? Зачем он нужен? (Для образования частей речи и их форм).
Итак, снова поработаем с кластером, заполним его новыми знаниями.
Давайте уточним тему урока. Значит, чтобы преодолеть трудности такой большой темы, что нужно хорошо знать? (Части речи). Что помогает часть речи определить? (Вопрос). А это трудно? (Нет). Значит, как вы должны спасти себя от ошибок? (Выучить правило).
Как мы обозначим новую функцию мягкого знака? (Формообразующая).
Итак, попробуем применить таблицу и убедимся, что каждый в группе правильно выполнил задание и разобрался в правиле.
А теперь выполните третье задание на наших листочках “Найди пятый лишний”. Возможно, уже кто-то в группе сможет работать без таблицы.
Снова убедитесь, что каждый в группе справился с заданием. Окажите помощь при необходимости.
(По группам по порядку отчет о результатах проделанной работы).
А теперь снова обратимся к предложению в первом задании.
Скажите, какие значки в предложении о ленивом сыночке вы можете поменять? (Ответы).
III этапРефлексия
Выполним большую и более трудную работу: вставим пропущенные буквы в задание 4. И обязательно через маркировку проанализируем, что у нас получилось в результате работы. (Группы отчитываются о полученных результатах).
IV этапЗаключительный
Увидели ли мы роль мягкого знака там, где он вроде бы не нужен? Чему научились?
Подведение итогов. Выводы. Домашнее задание: составить связный текст для соседа по парте с пропусками мягкого знака в словах. Обязательно использовать все три функции мягкого знака.