Цели:
- дать представление о различных способах передачи чужой речи;
- повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей до и после слов автора;
- дать представление о предложениях, разорванных словами автора;
- отработать навык расстановки знаков препинания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения.
Как-то раз один король дал приказ посыльным
Передать в народ закон быстро, как на крыльях.
И они, не записав царское посланье,
Поскакали исполнять это приказанье.
По дороге тот закон позабыв частично,
Каждый высказал лишь то, что запомнил лично.
И не понял их народ, высказал укор,
Но не смог узнать закон точно до сих пор.
Сделать вывод нам, друзья, очень точный можно –
Передать чужую речь, не напутав, сложно.
II. Новый материал.
1. Слайд № 1 (см. Приложение). Тема урока. (Учитель рассказывает план урока).
2. Определение чужой речи. ( см. Т $ 217 c. 226) Слайд №2.
3. Слайд № 3. Материал для наблюдения.
Вопросы:
- В каком отрывке автор передает слова старика и Аннушки так, как они были сказаны, сохранив особенности речи?
- Предложения второго отрывка простые (ПП) или сложные (СП)? В какой части передана чужая речь?
- Какие способы использовались в 1 и во 2 отрывке?
- Чем отличается прямая речь (ПР) от косвенной(КР)?
- Какие еще способы передачи чужой речи существуют? (Учащиеся читают материал П с.117, упр.242; Т $ 217 c. 226).
4. Поскольку существует несколько способов для передачи чужой речи, они могут заменять друг друга, поэтому мы называем их синтаксическими синонимами. Что характерно для каждого способа? Слайд № 4. (Учащиеся записывают в тетрадь.) Какой способ наименее точный?
5. Задание. Определить способ передачи чужой речи. (Учащиеся делятся на группы, читают по очереди.) Каждое предложение записано на отдельной карточке в нескольких экземплярах по количеству групп.
Фабричные здания, по мнению Ивана, ничем не отличались от других заводов округа. (П. Бажов.)
Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А. Пушкин.)
Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке, готовился когда-то петь в опере, но бросил, имеет в Москве два дома. (А. Чехов.)
Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил мужика.
В голове у Аннушки образовалась вьюга: “Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю!..” (М. Булгаков.)
“У нас только на валюту”, - прохрипел швейцар-мизантроп. (М. Булгаков.)
“Мессир, вообразите, - закричал возбуждённо и радостно Бегемот, - меня за мародёра приняли!” (М. Булгаков.)
Ивану Ильичу нужно было явиться в штаб армии, рапортовать о прибытии парохода. Но, чёрт его знает, где искать этот штаб! (А. Толстой.)
И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
Бирюк велел девочке посветить барину. (Л. Толстой.)
По словам капитана, до ближайшего порта остаётся два дня пути. (И. Гончаров.)
Федя хорошо знал всякие травы, цветы и любил о них говорить.(К. Паустовский.)
6. Какой способ самый точный? Из чего состоят предложения ПР? Слайд № 5.
7. Слайд № 6. Анализ предложений, составление учениками схем на доске, запись в тетрадь. Обратить внимание на закономерность знаков препинания.
8. Слайд № 7. Выведение схем постановки знаков препинания при ПР, разорванной словами автора. (предл. 1 и 2 – схемы). 1) Чем отличаются схемы этих предложений? 2) Почему во 2 предл. после слов автора стоит точка, а не запятая?
9. Слайд № 8. Сложные случаи. Запись предложений с доски. Чем отличаются от других предложений?
№1: первая часть слов автора относится к первой части ПР, вторая – ко второй, поэтому после слов автора ставится двоеточие и тире.
№2: Где находится ПР? Запись схем.
10. Слайд № 9. Знаки препинания в предложениях с ПР. Итоговая схема.
11. Слайд № 10. ПР может существовать в виде диалога, монолога, полилога. Слайд № 11.
Разные способы оформления диалога.
12. Слайд № 12. Расставить знаки препинания, пользуясь схемами, можно только схемы.
11. Закрепление.
- выполнение упр. за компьютером с диска или П упр. №251.
III. Домашнее задание. $ 217, 218; из художествен. произведений подобрать примеры, соответствующие разным схемам и разным случаям передачи чужой речи.
Литература.
- Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации.
- Русский язык. 8 класс. Поурочные планы. Составитель: Сиденко Н. В.