Цель:
Обобщение и систематизация знаний о союзах; закрепление навыков написания союзов.
Повторение:
Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
Ход урока.
I . Организационный момент . Сообщение темы и цели урока.
II . Проверка домашнего задания.
У доски работают два ученика: 1 готовит план ответа о подчинительных союзах, приводя примеры из домашнего упражнения, 2 - план ответа о подчинительных союзах, приводя примеры из домашнего упражнения.
В это же время класс записывает несколько предложений под диктовку, выделяя союзы и комментируя постановку знаков препинания.
!). Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
2). Наука любит трудолюбивых , ибо труд - это талант.
3). Моя сестра много читает, и я не могу прожить без книги.
После работы с классом заслушиваются ответы учеников, работавших у доски.
Вопрос к классу. Что общего и чем различаются сочинительные и подчинительные союзы?
III . Выполнение словарной работы с последующей взаимопроверкой .
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Тополь растёт высоко, зато плодов с него никто не видел. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Чтобы уберечься от молнии, на голову ковш не надевают.
IV . На доске записаны предложения. Списать, расставить знаки препинания, указать все союзы.
Так я веду речь уже не к тому чт о( бы) начать войну с басурманами: мы обещали султану мир и нам бы великий был грех п о( тому) что мы клялись по закону нашему. Да если уж пошло га то чт о( бы) говорить правду у нас и челнов нет столько в запасе да и пороху ненамолото в таком количестве что(бы) можно было всем отправиться.
V . Выполнение теста по теме. Самопроверка. Ключ к тесту написан на доске.
1. Часть речи, связывающая члены предложения и простые предложения в составе сложного:
а) предлог;
б) союз.
2. Союзы бывают:
а) производные и непроизводные;
б) сочинительные и подчинительные.
3. Соединительные, разделительные и противительные. Это разряды позначению
а) сочинительных союзов;
б) подчинительных союзов.
4. Я тоже советую тебе учиться. Тоже - это
а) местоимение с частицей;
б) сочинительный союз.
5. Шуточные вопросы.
а). Что находиться между рекой и берегом?
б). Какие имена девочек состоят из двух союзов?
VI . Вывод по уроку . Дать полную характеристику союза.
Союз - это служебная часть речи, которая связывает члены предложения, простые предложения в сложном . Союзы бывают простые и составные и делятся на две группы: подчинительные и сочинительные. Сочинительные союзы делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные, а подчинительные - на восемь: временные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
VII . Домашнее задание.
Написать миниатюру «Мои любимые книги» по данным схемам.
[ …], (где …). [ … ], ( потому что …). [ … или …, или… ]. [ … ] , (чтобы …)