Пояснительная записка.
На данном этапе развития общего среднего образования одной из ключевых компетенций считают компетенцию коммуникативную, т. е. умение использовать язык в различных ситуациях общения, порождать тексты, соответствующие ситуации, сфере общения, мотивам говорящих, а также умение понимать и интерпретировать тексты разных жанров.
Текст занимает центральное место в системе образования не только в дисциплинах гуманитарного цикла, но и при передаче информации о знаниях по физике и химии, биологии и астрономии и т. д. Коммуникация (от лат. communicatio - сообщать) – форма взаимодействия людей, основным содержанием которой является передача информации [14; 108]. Важнейшую роль при этом играет речь. Именно в процессе коммуникации от одного поколения к другому передается накопленный в обществе опыт, нравственные установки, культурные традиции. Термин “коммуникация” является заимствованной параллелью русского термина “общение”, в современной лингвистике они используются как равнозначные.
К завершению обучения в школе одиннадцатиклассник должен иметь некоторые умения, относящиеся к коммуникативной компетенции:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной, деловой сферах общения;
- редактировать собственный текст;
- соблюдать нормы поведения в различных ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- применять в практике речевого общения знания о нормах современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических и др. ) ;
- использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы языка.
- использовать приобретенные знания для совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и мужкультурному сотрудничеству. [ 18; 23-24 ]
Функция данного курса “Секреты эффективной коммуникации” - поддержать изучение одного из основных разделов русского языка – речеведения - на высоком уровне. Курс предназначен для старшеклассников школ, лицеев и гимназий гуманитарного профиля вне зависимости от их будущей специальности (история, филология, экономика, политология, художественное творчество и т. д. )
Цель курса: развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по речеведению, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
- научить учащихся делать полный анализ текста;
- научить анализировать смысловую (внутреннюю) и композиционную (внешнюю) структуру текста;
- научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-конспекты, аннотации, рефераты и т. д. ;
- научить производить денотативно-предикативный анализ текста и создавать самостоятельно новые тексты на базе нескольких старых;
- развивать навыки речевого общения в различных ситуациях, навыки речевого этикета;
Курс базируется на современных подходах обучения языку – теории внутренней речи и теории языковой коммуникации.
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) :
№ | Тема | Лекционные часы | Практические занятия |
1. | Речевая коммуникация и ее виды. | 1 | 1 |
2. | Виды речевой деятельности. | 1 | 1 |
3. | Стили и типы речи. | 1 | 2 |
4. | Публицистический стиль. | 1 | 1 |
5. | Диалог и монолог. Дискуссии. | 1 | 2 |
6. | Средства общения. Понятие о знаке. | 1 | 2 |
7. | Теория внутренней речи. | 1 | 1 |
8. | Текст и дискурс. Виды и структура текстов. | 1 | 3 |
9. | Денотативно-предикативный анализ текста. | 1 | 3 |
10. | Пресуппозиция. Первичные тексты. | 1 | 2 |
11. | Языковое выражение. Топосы, тропы, фигуры. | 1 | 3 |
12. | Правила успешного общения. | 1 | 1 |
Итого: | 12 | 21 |
Содержание курса:
Тематика лекций:
Тема 1. Речевая коммуникация и ее виды (официальное и неофициальное, публичное и непубличное общение) . Основные функции речевой коммуникации. Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации (адресат и адресант) , объект речи и текст.
Тема 2. Виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо) . Восприятие текста. Особенности восприятия устного и письменного текста. Понятия трудности/доступности и условия их определяющие. Специфика восприятия письменного текста.
Тема 3. Функциональные стили и типы речи. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Характеристика текстов делового стиля: автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме. Характеристика текстов научного стиля: рецензия, статья и. т. п.
Тема 4. Публицистический стиль. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументов. Подготовленная и спонтанная речь.
Тема 5. Особенности диалогической и монологической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь.
Тема 6. Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Понятие знака.
Тема 7. Теория внутренней речи (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, В. М. Бельдиян) .
Тема 8. Текст и дискурс как результаты речевой деятельности. Виды текстов (первичные и вторичные) . Структура текста (внешняя и внутренняя) . Значение и смысл текста.
Тема 9. Денотативно-предикативный анализ текста. Информационная переработка текста. Цели информативной переработки. Создание вторичных текстов: (конспект, тезисы, аннотация, реферат, обзор, рецензия) .
Тема 10. Пресуппозиция. Создание нового текста на базе старого. Создание первичных текстов. Риторические тексты. Спонтанная речь.
Тема 11. Выбор языковых средств с учетом цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Тропы, топосы, концепты.
Тема 12. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Тематика практических занятий.
Занятие 1. Речевая коммуникация.
- Анализ ситуации общения. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
- Выделите компоненты ситуации общения по схеме: кто? кому? (участники общения) , почему? (мотив) , зачем? (цель?) , что? (содержание) , как? (канал и форма сообщения) .
- Определите отношения между коммуникантами, их ролевую характеристику (на материале группы текстов, представляющих различные речевые ситуации) .
Занятие 2. Виды речевой деятельности.
- Охарактеризуйте виды речевой деятельности с точки зрения внешней и внутренней.
- В чем специфика восприятия письменного текста?
- Составьте правила для слушателя.
- Речь членораздельная, выразительная, художественная. Задания для приобретения навыков членораздельной речи.
Занятие 3. Функциональные стили.
- Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
- Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые особенности.
- Докажите принадлежность данного текста к научному (деловому, публицистическому, разговорному) стилю речи.
Занятие 4. Типы речи.
- Определите тип текста по заданной характеристике.
- Выберите из групп текст, соответствующий заданной характеристике.
- Проанализируйте предложенные тексты по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, коммуникативная функция, микротема, особенности структуры.
- Подберите тексты – описания, повествования, рассуждения.
- Составьте тексты предложенных типов.
- Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.
Занятие 5. Публицистический стиль.
- Чем отличается публицистический стиль от научного и делового?
- Перечислите жанры публицистических произведений, известные вам.
- Проведите игру: представьте, что вы на радио готовите разные типы передач (новости, реклама, музыкальная программа, встреча с интересным человеком и т. д. ) Как будут различаться тексты с точки зрения их соответствия жанрово-стилистическим нормам.
- Напишите заметку в местную газету на определенную тему.
Занятие 6. Диалог и монолог.
- Перечислите особенности диалогической и монологической речи.
- Диалог в различных сферах общения.
- Полилог как малоизученная разновидность диалога.
- Исполните диалоги по заданным ситуациям.
Занятие 7. Дискуссия – разновидность диалогической речи.
- Почему возникают дискуссии?
- Правила проведения дискуссии.
- Уловки и аргументы.
- Проведение дискуссии на тему “Нужны ли тайны в коммуникации?”
Занятие 8. Вербальные и невербальные средства общения.
- Что представляют собой средства общения?
- Нужно ли знать язык невербальных средств?
- Игра “Пантомима”.
- Игра “Пойми меня”.
Занятие 9. Знак – носитель информации.
- Какова роль знака в различных сферах научного знания.
- Знак как символ.
- Объясните значение символики России (флаг, герб, гимн) .
- Изобретите логотип для своего класса (группы) .
Занятие 10. Теория внутренней речи.
- Почему в детском возрасте легко обнаружить внутреннюю речь?
- Как изменяется внутренняя речь, когда мы становимся взрослыми?
- Задание: составьте схему ответа на уроке по заданной теме.
Занятие 11. Текст и дискурс - два продукта речи.
- Почему продукта должно быть два?
- Как различают текст и дискурс на письме?
- Назовите основные признаки текста.
- Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.
- Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.
Занятие 12. Виды текстов (первичные и вторичные) .
- Почему все тексты разные?
- К какому виду текстов относятся доклад и сочинение-рассуждение. Докажите.
- Как зависит структура текста от вида текста, от жанра и стиля?
- Составьте схему рассуждения по заданной теме.
Занятие 13. Структура текста (внешняя и внутренняя) . Значение и смысл текста.
- Как отделить структуру текста внутреннюю от внешней?
- Почему важно различать значение и смысл текста.
- Определите смысл предложенных текстов.
- Назовите аспекты внутренней структуры текста (денотативно-предикативный, логический, аксиологический, символический) .
- Проанализируйте предложенные учителем тексты с точки зрения внутренней структуры.
Занятие 14. Денотативно-предикативный анализ текста.
- Что такое денотаты и предикаты во внутренней речи? Чем они выражаются во внешней речи?
- Произведите денотативно-предикативный анализ предложенных текстов.
- Выявите смысловые опоры и ключевые слова.
- Составьте опорную схему предложенного текста.
Занятие 15. Создание вторичных текстов (тезисы, конспект, реферат).
- Ответьте на вопрос: в чем отличие конспекта от тезисов и рефератов?
- Выделите в соответствии с установкой фрагменты текста-источника, опишите их смысл.
- Выберите информацию по определенной проблеме из разных источников, оформите ее в виде тезисов.
- Составьте конспект текста-источника. Чем отличается конспект от опорной схемы?
Занятие 16. Создание вторичных текстов (реферат, аннотация, отзыв, рецензия)
- Чем отличается отзыв и рецензия от аннотации?
- Проанализируйте структуру аннотаций, определите их тип.
- Составьте аннотации к статье или учебнику.
- Проанализируйте структуру рецензии.
Составьте устный отзыв о работе на уроке вашего товарища.
Занятие 17. Пресуппозиция. Создание первичного текста на базе старого.
- Какую роль играет пресуппозиция при создании нового текста?
- Составьте опорную схему ответа по предложенной теме.
- Разверните схему в полный рассказ в определенном стиле и жанре.
Занятие 18. Создание риторического текста. Спонтанная речь.
- Признаки риторического текста.
- Речь подготовленная спонтанная.
- Составить правила, необходимые для приготовления риторических текстов.
- Приготовить за 5 минут речь на заданную тему.
Занятие 19. Выбор языковых средств. Топосы.
- Что такое топосы?
- Как топосы используются в текстах разных жанров и стилей?
- Составьте риторическое дерево к заданному стихотворному тексту.
- Как топос помогает выдержать логику построения текста?
Занятие 20. Выбор языковых средств. Тропы.
- Какие тропы вы знаете?
- Проанализируйте, какие тропы использованы в предложенных текстах.
- Какие тропы можно использовать в современной устной речи? В каких жанрах они приемлемы?
- Напишите письмо другу (подруге) , используя как можно больше языковых средств для эмоционального описания какой-либо жизненной ситуации.
Занятие 21. Выбор языковых средств. Концепты.
- Что такое концепты?
- Почему необходимо учитывать концептосферу другого народа, когда вступаешь в диалог с его представителем?
- Как использовать концепты в тексте и дискурсе?
- Приведите примеры русских концептов и английских (немецких) .
- Проанализируйте предложенный текст с точки зрения содержания концептов.
- Составьте текст, используя знания о цветовых концептах английского языка.
Занятие 22. Правила успешного общения.
- Охарактеризуйте коммуникативные качества речи (уместность, логичность, благозвучие, образность, выразительность и т. д. )
- Проанализируйте тексты-образцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств.
- Оцените предложенные тексты с точки зрения коммуникативной адекватности.
- Сформулируйте правила общения для слушающего и говорящего.
Образовательные результаты обучения.
К концу обучения учащиеся должны иметь:
Коммуникативные знания и умения:
- определять основную мысль текста, микротемы, идею, выстраивать высказывание, составлять тексты на разные темы;
- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;
- обладать навыками информационной переработки текста;
- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
- оценивать тексты с точки зрения их соответствия ситуации общения;
- создавать самостоятельные тексты на основе заданной темы и стиля.
- редактировать собственный текст;
- быть инициативным, предлагать нестандартные решения, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Междисциплинарные умения:
- организационные: планировать свою деятельность, формировать цели и задачи своей речи (где начало, где цитаты и т. д. )
- интеллектуальные: делать обобщение, выводы, сравнивать и сопоставлять, производить анализ и каталогизацию материала.
- информационные: осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете.
Форма итогового контроля – зачет.
К зачету уметь производить анализ текста. Текст как любая языковая единица имеет план выражения и план содержания. Полный анализ текста включает три элемента:
План анализа содержания:
1. Основная цель текста, тема, идея, проблема.
2. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и после, кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и пр.
- Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?
- Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т. п. ?
3. Сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей или слушателей, оценках, влиянии на развитие науки и искусств, культуры (использование сюжета или образов другими авторами и пр. )
4. Ответ на три вопроса:
- Что хотел сказать автор?
- Что сказал?
- Что сказал ненамеренно?
План анализа выражения:
- Соответствует название текста его содержанию.
- Логико-композиционная структура текста, построение речевого произведения, сюжетные линии и прочее.
- Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спектакле, жизнеописание, текст закона, разговор друзей, рассказ о событиях, картина ландшафта (описание) и пр.
- Стиль, жанр, тип текста. (В каком стилистическом ключе построен текст, какими средствами выражена стилистическая принадлежность?) ;
- Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, концепты (фразеология, афоризмы) , монологи и диалоги, архаизмы, диалектизмы и пр.
- Соблюдение норм культуры речи, требований литературного языка (оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, правильности) ;
- Особенности авторского стиля речи.
Оценка коммуникативной адекватности текста.
Соответствие содержательной стороны выбранному автором выражению.
Рекомендуемая литература.
- Александров Д. Н. Риторика: Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Юнити-Дана, 1999. - 534с.
- Аннушкин В. И. Практические занятия по риторике: Первые публичные выступления. // Русская словесность. - №3,1993. - с. 46-51.
- Бадмаев Б. Ц. , Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. - М. : Гуманит. Изд. центр “Владос”, 1999. - 224с.
- Бельдиян В. М. Использование текстов для развития внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку. - Омск, 1996. - 36с.
- Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. //РЯШ. - 1996. -№1. -С. 3-8
- Выготский Л. С. Мышление и речь - М. : Лабиринт,1996. -416с.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М. : Наука,1982.
- Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М. ,1999. - 496с
- Капинос В. И. ,Сергеева Н. Н. , Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика - М. ,1991.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично. - М. ,1989
- Колтунова М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика. 2002. - 288с.
- Коровина В. Я. Когда ты хочешь молвить слово… Фрагменты уроков развития речи учащихся. - 1995. - №4. - с. 54.
- Кудрявцева Т. С. , Ванников Ю. В. . Тайны текста. // РЯШ. -№5,2005. -с. 124-128.
- Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика (Т. В. Матвеева) . - М. : Флинта: Наука,2003. -432с.
- Метс Н. А. и др. Структура научного текста и обучение монологической речи. - М. : Русский язык, 1981. - 141с.
- Михайличенко Н. М. Пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. - М. ,1994.
- Соколова Г. Я. Культура речи и культура общения. - М. ,1995.
- Стандарт основного общего образования по русскому языку. // Русский язык (приложение к газете “1 сентября” №9, 2004. - с. 19-24
- Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л. ,1990.