Открытый урок по теме: "Односоставные предложения. Обобщающее повторение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”.
  • Совершенствовать различные виды самостоятельной работы.
  • Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Оборудование:

  • Стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро” (отрывок, первые 6 строк) приготовить для демонстрации на графопроекторе или записать на доске, затем закрыть.
  • Листки контроля (по количеству учащихся и приглашённых на урок).
  • Чистые листы для выполнения заданий (по 5 листов для каждого из присутствующих).
  • Тексты для редактирования (по количеству присутствующих).
  • Листы для оценивания домашних заданий (для приглашённых на урок).

Ход урока

I. Оргмомент.

  1. Приветствие. Краткое представление присутствующих.
  2. Запись даты, темы урока. Цель урока формулируют учащиеся, учитель уточняет (если необходимо).
  3. Синтаксическая пятиминутка.

II. Слово учителя:

1) Жизнь наша полна сюрпризов. Не обошлось без них и сегодня. Я предполагала начать работу с отрывка из замечательного стихотворения великого русского поэта, но книги с текстом под рукой не оказалось. Ребята, помогите мне его вспомнить. Оно идеально подходит к теме сегодняшнего урока.

Учащиеся должны выяснить, о каком стихотворении идёт речь. Учитель даёт некоторые подсказки, подводя к нужному ответу: “Зимнее утро” А.С.Пушкина.

2) Запишите первые 6 строк стихотворения, не забывая о знаках препинания. После того, как текст записан в тетрадях учащихся: Ваши ответы помогли мне не только вспомнить это стихотворение, но и обнаружить его запись на доске. Демонстрируется заранее подготовленный на доске или графопроекторе текст.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

3) Охарактеризуйте простые предложения по характеру грамматической основы. Почему поэт использует односоставные предложения?

4) Слово учителя: Итак, Пушкин с помощью односоставных и двусоставных предложений нарисовал чудную картину зимнего утра, но это Пушкин. А нам они иногда доставляют столько хлопот, что… А вот если бы была возможность преобразовать синтаксический строй русского языка так, чтобы остались только двусоставные или только односоставные предложения, какие из них стоило бы оставить? По-моему, двусоставные. Ведь в них понятно, где субъект действия, где само действие. А если хорошенько подумать, то ведь не всегда необходимо называть действие или его субъект… Может быть, оставить односоставные. Их даже классики употребляли в своих произведениях… Давайте вместе вспомним, какие типы односоставных предложений существуют.

III. Реализация домашнего задания. Работа по группам.

Порядок работы.

Слово учителя: На первом уроке по односоставным предложениям ребята разделились на 4 группы:

  • 1 группа. Определённо-личные предложения.
  • 2 группа. Неопределённо-личные предложения.
  • 3 группа. Безличные предложения.
  • 4 группа. Назывные предложения.

Каждая группа выбрала себе один из типов односоставных предложений. К сегодняшнему уроку ребята, опираясь на материал уроков по теме, подготовили теоретические сведения по выбранному типу предложений в интересной форме и несколько заданий, позволяющих проверить уровень знаний по теме.

Внимательно послушайте, как следует далее работать. Работать придётся всем: детям и взрослым!

Найдите на своём столе листок контроля.

Фамилия___________
  1. Определённо-личные
  2. Неопределённо-личные
  3. Безличные
  4. Назывные
  5. Домашнее задание
  6. Итоговая оценка
Оценка

Запишите на нём свою фамилию. Сюда вы будете заносить все оценки, которые сегодня получите. В конце уроке листок с оценками вы сдадите учителю, чтобы получить общую оценку за урок.

Найдите 4 чистых листа для выполнения заданий. Запишите на них свою фамилию. Ниже запишите название типа односоставных предложений, с которым будете работать: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. После выполнения заданий листочки будут собраны на проверку.

Уважаемые гости, кроме выполнения всех видов работ, предлагаемых учащимися, мы просим вас оценить домашнее задание каждой группы по пятибалльной системе. Оценки запишите на специальных листах.

    № группы Тема работы Оценка Рекомендации

    1

    Определённо-личные предложения    

    2

    Неопределённо-личные предложения    

    3

    Безличные предложения    

    4

    Назывные предложения    

Начнём работу.

Далее по порядку выступают группы учащихся.

Приведём примерный план выступления по определённо-личным предложениям:

  • Признаки определённо-личных предложений, особенности их употребления в языке, примеры. Всё это должно быть представлено в интересной форме (газета, сказка, реклама и т.д.).
  • Задания для проверки умений находить данные предложения в тексте, составлять такие предложения, правильно употреблять в речи и т.д. (цифровые диктанты, тесты, ребусы, задания на конструирование и т.д.). Кроме самих заданий учащимся необходимо было подготовить правильные ответы и критерии для оценивания выполненных работ. Ведь проверять работы они будут сами. Задания должны выполняться остальными учащимися на отдельных листах.
  • Собрать листки с работами. Занять свои рабочие места.

Затем выступает следующая группа.

  1. Теперь необходимо проверить выполненные работы. Ребята в группах проверяют и оценивают работы. А гости, посовещавшись, оценят работу каждой группы.
  2. Проверенные работы раздаются. Полученные оценки выставляются в листок контроля.

  3. Теперь нам предстоит выслушать мнение каждой группы о том, насколько хорошо мы знакомы с типами односоставных предложений (кратко отвечает 1 представитель группы).
  4. А теперь узнаем мнение наших гостей, как группы справились с домашним заданием. (Гости сообщают оценки за домашнее задание).

Не забудьте все оценки записать в листок контроля!

IV. Обобщающее упражнение.

А теперь задание, которое приготовила вам я. Перед вами есть листки с текстами для редактирования.

Текст для редактирования.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Прочитайте текст внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Давайте отредактируем этот текст. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? (Т.к. эти предложения будут являться синтаксическими синонимами).

Запишите текст в исправленном виде. Прочитайте, что у вас получилось.

Назовите, какие типы односоставных предложений вы использовали.

О каких односоставных предложениях мы сегодня не вспомнили? ( О предложениях со значением обобщённого лица). Дополните свой текст подходящим по смыслу односоставным предложением со значением обобщённого лица. Если необходимо, воспользуйтесь книгой В.И.Даля “Пословицы и поговорки русского народа”.

V. Итог урока.

После всей проделанной работы мне остаётся вернуть вас к вопросу о том, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? (Нужны все предложения). Почему?

VI. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра. “Зимнее утро 19 декабря” или “Открытый урок”.

Но не просто так I часть составьте с помощью односоставных предложений, II – с помощью двусоставных, III – с помощью односоставных и двусоставных предложений.