Обучение детей компьютерной грамотности – предмет заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей нашей школы.
В творческой группе педагогов, которых волнует данная проблема, изучались и обсуждались нормативные документы, программы, методические письма, рекомендации, позволяющие наиболее эффективно организовать процесс изучения информатики в начальной школе.
В течение двух лет наша школа, является областной базовой экспериментальной площадкой, по апробации программно-методического комплекса “Информационная культура”. В сотрудничестве с центром “Учебная книга” (г. Екатеринбург), активно осуществляется инновационная деятельность.
Результатом реализации программно-методического комплекса (ПМК) “Информационная культура” является умение применять новые и традиционные информационные технологии.
Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта - федеральной и национально-региональной составляющими, Обязательным минимумом содержания образования по информатике в общеобразовательной школе. На основе данной программы осуществляется преподавание предмета информатика в соответствии с направлениями развития образования РФ и Свердловской области.
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 13. 08. 02 №01-51-088 ИН предлагается “осуществить организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий”. Рекомендуется использовать компьютерные технологии при изучении различных школьных предметов.
Представленные ниже фрагменты уроков показывают, что младшие школьники могут успешно овладеть новыми технологиями для представления результатов своей учебной деятельности, причем не важно, какие предметы охватывает проект.
Например, на уроке информатики, проведенном в 3 классе, была создана презентация, посвященная семье ребенка. Этот материал может быть использован учителем и на уроке истории, литературы и во внеклассной работе. Ниже мы приводим пример урока информатики в 3 классе.
Тема: Показ презентации.
Задачи: Формировать умение включать режим показа презентации, закреплять умения открывать созданную презентацию, сохранять изменения, вставлять и изменять величину и положение картинки.
План:
1. Сообщение темы, задач урока. Настрой на работу.
2. Открытие презентации.
3. Создание последнего слайда и вставка в него картинки.
4. Сохранение изменений.
5. Запуск показа:
- из строки меню,
- с клавиатуры,
- и показ презентации:
- по щелчку мыши,
- с клавиатуры.
6. Физминутка (гимнастика для глаз, для рук).
7. Развивающие игры.
8. Итог урока.
Ход занятия
1. Сегодня у нас много гостей. Работаем четко, быстро, точно выполняя мои указания.
На уроке вы научитесь включать режим показа презентации для того, чтобы на следующем уроке представить ее всей группе.
На уроке вы повторите: как открывать презентацию, как создать слайд и вставить в него картинку, как сохранить изменения.
2. Ваши презентации сохранены на сервере. Какие шаги нужно сделать, чтобы найти их со своего компьютера?
- Мой компьютер.
- Ноmе на Server.
- Начальная школа.
- 3 класс.
- 3В класс.
- Презентации.
- Фамилия.
- Откройте свою презентацию.
3. Откройте последний слайд, на панели инструментов найдите кнопку новый слайд, щелчок левой кнопкой мыши, выберите в окне структуры слайда пустой слайд, выделите, ОК.
Вставляем картинку. Как это сделать? (Ответы детей)
В строке меню найдите кнопку Вставка, щелчок левой кнопкой мыши , найдите Рисунок, Картинки, щелчок. В появившемся каталоге картинок найдите Природа, откройте, выберите понравившуюся картинку, выделите, первая кнопка Вставить клип, щелчок. Сверните окно, проверьте. Измените размер картинки: потяните за уголок. Переместите картинку, если нужно. Готово.
4. Сохраните изменения в презентации. На панели инструментов найдите кнопку Сохранить, щелчок.
5. Учимся показывать презентацию.
В строке меню кнопка Показ слайдов, щелчок, найдите Начать показ. Показ можно начать с этой кнопки. Как еще можно запустить показ? Рядом написано F 5. Это кнопка в верхнем ряду клавиатуры. Найдите ее глазками и запомните. Попробуем оба способа.
Повторяем все шаги:
Показ слайдов, Начать показ. Показ начнется с первого слайда.
Запустите показ презентации из раздела меню. Перелистывать слайды можно с помощью мыши – левой кнопкой. Начните. Закончить показ.
Запустите показ презентации с клавиатуры кнопкой F5. Перелистывать слайды можно с помощью кнопки<Enter>. Начните. Закончить показ.
Какой способ вам понравился? (Ответы детей)
Закрепление.
А сейчас начните показ понравившимся способом (из строки меню или с клавиатуры кнопкой F5) и пролистайте слайды, как понравилось (левой кнопкой мыши или с клавиатуры кнопкой <Enter>).
Позволим гостям посмотреть ваши презентации.
- Итак, чему новому учились?
(Показывать презентацию.)
- Как можно запустить показ презентации?
(Из строки меню или с клавиатуры кнопкой F5.)
- Как можно пролистать слайды?
(Левой кнопкой мыши или с клавиатуры кнопкой <Enter>.)
6. Физминутка (гимнастика для глаз, для рук).
Повернитесь ко мне. Глазки вверх, вниз, влево, вправо, круг, в обратную сторону, восьмерка.
Внизу экрана найдите свернутое окно нашего электронного учебника “Мир информатики”. Разверните его. На зеленом поле найдите Гимнастика для рук, откройте, нажмите Цветик-семицветик, выполняем гимнастику.
Выйдите на домашнюю страницу: нажмите Домик.
7. А теперь поиграем.
- На желтом поле найдите развивающие игры, откройте, нажмите Цветик-семицветик, 3 игра “Клавиатура для чайников”, откройте.
- Посадка за партой, руки на клавиатуре держать правильно.
- Играем 2 минуты, запомните уровень, на котором закончится время. Найдите кнопку Старт. Начали!
- На каком уровне остановились? Молодцы!
- Чему новому учились на уроке?
- Что повторили?
- Что понравилось на уроке?
- Спасибо вам за работу. До свидания!
Следующей ступенью нашей работы было создание такой формы работы, которая позволила бы выполнять учащимся проектную деятельность на основе текстовых упражнений. Текстовая работа в начальной школе очень важна. Она расширяет границы уже полученных учащимися знаний, интенсифицирует и углубляет самостоятельную деятельность учащихся в области филологии. Систематическое использование текстов дает возможность детям постоянно иметь перед собой образец правильной речи.
Опыт использования текстовых упражнений в современной начальной школе богат и разнообразен. Мы попытались, с помощью применения информационных технологий, несколько изменить подход к текстовой работе на уроках русского языка. Выстраивая урок подобным образом, мы решаем несколько проблем: - реализуем умение собирать материал к высказыванию и сохранять его, используя не только для данного конкретного урока, но и в последующих формах работы; - сохраняя творческий подход к созданию текста, отрабатываем умение совершенствовать написанное неоднократно, исправляя грамматическую конструкцию предложения и стиль текста; - концентрируем внимание именно на построение каждого предложения, а не на механическое переписывание его в тетрадь.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема. Восстановление текста.
Задачи.
- Закреплять умения определять особенности текста, работать с синонимическим рядом.
- Формировать умение применять операцию “копирование”, на основе вставки в текст слов, закреплять умение вставлять в документ картинку, сохранять изменения в документе.
Детям предлагается прочитать текст, представленный в текстовом редакторе Microsoft Word, с которым они знакомились на уроках информатики во 2 классе.
Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. . . . долго бродил по лесу. . . . наслаждался последними яркими днями. . . . искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище . . . . Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы . . . крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. . . . покинет свое жилище.
После знакомства с текстом детям предлагаются вопросы-задания:
- Как вы думаете, каков жанр этого текста?
(Рассказ.)
- О ком этот текст? Как догадались?
(Этот текст о медведе, т. к. это животное на зиму устраивается в берлоге.)
- Попробуйте вставить в текст на место пропусков слово “медведь”.
- Что можно сказать о получившемся тексте?
(Текст получился некрасивым, нелитературным, т. к. слово “медведь” часто повторяется. Нужно заменить его другими словами.)
- Какими другими словами можно заменить слово “медведь”?
Дети составляют ряд слов, которыми будут пользоваться в дальнейшей работе с текстом и набирают их на своем компьютере в документе после текста:
Слова для справок: медведь, хозяин леса, он, косолапый, большущий зверь, миша, мохнатый зверь, мишенька, бурый, любитель меда, лежебока, житель леса, толстопятый, неуклюжий зверь, Потапыч, храбрый и грозный зверь.
Работая аналогично. Дети придумывают и набирают несколько заголовков для текста: Медведь зимой. Медведь в берлоге. Жизнь медведя. Умный зверь. Медведь.
Далее учащиеся, учитывая стилистические особенности текста, вставляют нужное слово из слов для справок в текст, используя операцию “копирование”.
Прочитайте предложение, в которое будете вставлять слово. В словах для справок выделите нужное слово (проведите по слову нажатой левой кнопкой мыши). На панели инструментов найдите кнопку Копировать, щелчок, поставьте курсор в нужное место текста, удалите ненужное многоточие. Рядом с кнопкой Копировать щелкните кнопку Вставить. Слово появилось в нужном месте текста. Если нужно, замените строчную букву заглавной.
На следующих уроках вы узнаете другие способы выполнения этой операции.
Удалите слова для справок. Выделите эти строки, на клавиатуре нажмите кнопку <Delete>.
Украсим нашу работу картинкой. Внизу экрана найдите свернутое окно папки с картинками. Разверните его. Выберите понравившуюся картинку, выделите её, скопируйте, сверните окно, поставьте курсор после текста, щелкните кнопку Вставить. Измените размер картинки по вашему желанию.
В классе оформите выставку работ.
Формы учета и контроля выполнения заданий принимают другой вид. Сначала дети самостоятельно оценивают свою работу и выставляют в “Лист учета достижений” определенный символ:
- я думаю, что справился с заданием хорошо.
- справился с заданием, но у меня есть сомнения или недочеты.
- справился с заданием с большим трудом, мне было неинтересно.
Затем, используя те же символы, работу оценивает педагог.
Отказ от традиционной 5-ти бальной системы оценивания при выполнении серии подобных упражнений снимет у детей неуверенность как при работе с компьютером, так и при работе с текстом.
Лист учета достижений
№ | Фамилия | 1 текст | 2 текст | 3 текст | 4 текст | ||||
23. 01. 05 | 16. 02. 05 | ||||||||
ученик | учитель | ученик | учитель | ученик | учитель | ученик | учитель | ||
1 | Баев А. | ||||||||
2 | Каюкова С. | ||||||||
3 | Колпакова М. | ||||||||
4 | Петрова В. | ||||||||
5 | Трясцына К. | ||||||||
6 | Шулепова Д. |
Из материала статьи видно, что работа, выстроенная на основе интеграции традиционных уроков и уроков информатики, имеет немало положительных сторон. Она значительно расширяет границы активной и сознательной деятельности учащихся на уроках.