Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса обучения, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Наша школа является областной базовой экспериментальной площадкой по апробации программно-методического комплекса “Информационная культура” (сотрудничество идет непосредственно с научным руководителем и авторским коллективом нового программно-методического комплекса “Информационная культура” центра “Учебная книга” г. Екатеринбурга), а также базовой площадкой областного координационного центра Intel. На базе нашей школы прошли обучение по программе “Информационная культура педагога” 35 человек. 70% учителей нашей начальной школы повышали педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство. 9 классов начальной школы (из 16) изучают информатику. Первоклассники в форме кружка, 2-4 классы за счет школьного компонента.
Работая в тесном сотрудничестве, ведущий учитель класса и учитель информатики, тоже учитель начальной школы, формируют информационную грамотность учеников в тесном единстве с изучением традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.
Учителя, используя полученные на курсах Intel знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературы. В школе имеется достаточно богатая медиатека, электронные учебные пособия по предметам, электронные энциклопедии; есть возможность проведения уроков в медиаклассе с использованием проекционной аппаратуры.
Ниже приводится пример урока русского языка в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, на котором в качестве дидактических материалов, обычно написанных на доске, плакатах, используется презентация, выполненная с помощью программы Power Point. Презентация выводится на экран через проекционную систему. Уроки, проводимые с использованием презентаций, становятся более яркими, эмоциональными, активизируют познавательную деятельность младших школьников.
Тема:способы выражения обстоятельства образа действия.
Задачи:
- Формировать умения находить в предложении обстоятельства образа действия и определять способ их выражения.
- Закреплять умение находить в предложении обстоятельства места и времени и определять способ их выражения.
- Закреплять умение выполнять морфологический и грамматический разбор предложения.
- Развивать логическое мышление на основе выполнения умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения.
- Развивать логическую память на основе применения алгоритмов, речь, совершенствовать функцию наблюдения.
- Воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слушать и слышать речь другого человека.
Оборудование:
Тетради, учебники. Индивидуальные карточки с предложениями.
Таблицы (в презентации): Синтаксическая модель предложения. План рассказа о частях речи. Алгоритм нахождения обстоятельства. Памятки для морфологического разбора (без названия части речи). Карточки со словами из словаря.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Минутка чистописания. (Слайд 2)
- Словарь.
— Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.
— Скажите, какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать – как будем работать?
— Наречия образа действия.
— Знания о наречиях образа действия сегодня пригодятся нам на уроке.
— Откройте тетради. В первой строке пишем две буквы нн, соединяя их. Начали: вниз на себя, вверх до середины, веревочка, вниз на себя, крючок до середины, секретик, вторая буква н. До конца строки пишем, проговаривая написание элементов.
—Найдите в словаре учебника наречие, в котором пишется двойной согласный нн.
—Неожиданно. (Слайд 3)
—Докажите, что это наречие.
— Отвечает на вопрос как? обозначает образ действия.
—Объясните написание этого слова.
—Не – приставка, пишется слитно. Ударный гласный и, безударные гласные о, о.Жи пишется с буквой и. Двойной согласный нн. Суффикс о.
- Изучение нового материала.
1). Повторение.
- Каким членом предложения являются наречия?
- Обстоятельством.
- Что знаете об обстоятельствах?
- Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия, отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? Обстоятельства часто выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах.
- Какие бывают обстоятельства?
- Обстоятельства места, времени, образа действия.
- Расскажите о них.
- Обстоятельства места обозначают место действия, отвечают на вопросы откуда? где?
- Обстоятельства времени обозначают время действия, отвечают на вопрос когда?
- Обстоятельства образа действия обозначают образ действия, отвечают на вопросы как?
- На какой член предложения похоже обстоятельство, если оно выражено существительным? Как их можно различить?
- Обстоятельство похоже на дополнение. Дополнение отвечает на падежные вопросы, а обстоятельство – на смысловые вопросы.
- Проверим, как вы умеете находить в предложении обстоятельства места, времени. Положите перед собой карточку.
|
- I вариант – подчеркните в предложениях обстоятельства места, укажите способ выражения.
- II вариант - подчеркните в предложениях обстоятельства времени, укажите способ выражения.
- Пользуйтесь алгоритмом нахождения обстоятельств. (Слайд 6) Самостоятельная работа детей (2-3 минуты).
- Проверим. Словосочетания читают по одному человеку от каждого варианта.
- I вариант:
- сидела (где?) на скамеечке, выражено существительным;
- отправила (куда?) в деревню, выражено существительным;
- вылетели (откуда?) из окон, выражено существительным;
- II вариант:
- сидела (когда?) по утрам, выражено существительным;
- отправила (когда?) через неделю, выражено существительным;
- превратились (когда?) тотчас, выражено наречием.
- Поднимите руки, кто справился без ошибок. Молодцы!
2). Сообщение темы, цели урока.
- Вы уже умеете находить в предложении обстоятельства места, времени, определять способ их выражения. На прошлом уроке мы учились находить обстоятельства образа действия. Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачу сегодняшнего урока. (Слайд 7)
- Тема: Способы выражения обстоятельства образа действия
- Задача: Мы будем учиться находить в предложениях обстоятельства образа действия и определять способ их выражения. (Слайд 8)
3). Упражнения, наблюдения. Вывод.
Горько расплакалась Элиза и тайком ушла из дворца. Ночью бедняжка совсем сбилась с дороги. Она медленно опустилась на мох.
Слезы катились на её королевское платье и блестели, словно алмазы. Элиза с ужасом подумала о пустынном кладбище.
Девушка без чувств упала в объятия братьев.
- Чем являются в предложении выделенные слова?
- Обстоятельствами.
- Как это можно доказать?
- Используя алгоритм нахождения обстоятельства, найдите в предложениях слова, от которых зависят обстоятельства и запишите словосочетания с вопросами. (Повторение алгоритма по схеме; ссылка на 6 слайд. Возврат на 9 слайд к предложениям). Коллективная работа с каждым предложением, запись словосочетаний в тетрадь.
- Проверка: Расплакалась (как?) горько, ушла (как?) тайком, сбилась (как?) совсем, опустилась (как?) медленно, блестели (как?) словно алмазы подумала (как?) с ужасом, упала (как?) без чувств, кружились (как?) стаями.
- Словосочетания каких видов записали?
- Глагол + наречие
- Прочитайте их. Как называется связь между словами?
- Примыкание.
- Значит, чем могут быть выражены обстоятельства образа действия?
- Наречиями образа действия.
- Словосочетания еще каких видов записали?
- Глагол + существительное
- Прочитайте и их. Как называется связь между словами?
- Управление.
- Чем еще могут быть выражены обстоятельства образа действия?
- Существительными в косвенных падежах.
- Какое словосочетание не прочитали?
- Блестели (как?) словно алмазы.
- Чем выражено это обстоятельство образа действия?
- Неделимым словосочетанием.
- ИТАК. Какой можно сделать вывод о способах выражения обстоятельства образа действия? (Слайд 10)
- Обстоятельства образа действия могут быть выражены наречиями образа действия, существительными в косвенных падежах, неделимыми словосочетаниями.
- Откройте учебник на стр. … Прочитайте правило. Что скажете? Постарайтесь запомнить это правило.
ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз. Посмотрите вверх, вниз, прямо; влево, вправо, прямо; кругом, обратно, прямо.
Какую часть речи я использовала?
- Обстоятельства места действия.
4). Закрепление. Прочитайте предложения (слайд 11)
|
- I вариант выписывает словосочетания: сказуемое + обстоятельство образа действия (выражено существительным);
- II вариант: сказуемое + обстоятельство образа действия (выражено наречием).
- Словосочетания выписывайте в столбик с вопросами. Пользуйтесь алгоритмом. 1 и 3 предложения – обязательно, 2 предложение – труднее, постарайтесь и с ним разобраться.
- Самостоятельная работа по вариантам.
- Работу проверю сама. В чем трудность второго предложения?
- Это сложное предложение, состоит из двух простых, две основы.
- ИТАК. Чем могут быть выражены обстоятельства образа действия?
- Обстоятельства образа действия могут быть выражены наречиями образа действия, существительными в косвенных падежах, неделимыми словосочетаниями.
V. Повторение изученного.
1). Морфологический разбор существительного.
- А сейчас более подробно рассмотрим существительные, которые в предложении являются обстоятельствами образа действиями.
- Какая строка лишняя? (Слайд 12)
- летели с трудом
- белые лебеди
- лебеди летели
- летели над морем
- 3 строка лишняя. Это нераспространенное предложение, состоит из основы. Нужно исправить: написать с большой буквы, поставить точку. (Слайд 13)
- 1, 2, 4 строки – что это?
- Это словосочетания.
- В каком словосочетании существительное является обстоятельством образа действия?
- 1 – летели с трудом.
- Выполните морфологический разбор этого слова: с трудом. Выберите памятку (памятки для разбора без названий частей речи). (Слайды 14-18)
- С трудом – сущ., труд, м.р., 2 скл., нариц, неодуш., в ед.ч., в Т.п., обст.
2). Грамматический разбор предложения.
- Используя эти словосочетания и основу, составьте распространенное предложение, запишите его и выполните его грамматический разбор.
- Проверка.
VI.Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Учились находить в предложениях обстоятельства образа действия, определять способ их выражения.
VII.Домашнее задание. (Слайд
19)
Спасибо за работу. Урок окончен.
Внедрение новых информационных технологий в практику начальной школы – нелегкий и трудоемкий процесс. Во многом это зависит от профессионально-личностного потенциала коллектива учителей, способности к творчеству, стремлению к овладению новыми педагогическими технологиями. Опыт, наработанный нашими педагогами, показывает, что использование НИТ, стимулирует творческий и профессиональный рост педагогов, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.