Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка. Лингвистические и психологические основы орфографии

Разделы: Русский язык


ПЛАН

1. Понятие орфографии, ее основные разделы, свойства орфографии и методические выводы.

2. Морфологический характер нашей орфографии (основной принцип русской орфографии: морфологический или фонемно-морфологический) и вытекающий из него методический принцип аналогии и противопоставления.

3. Психологические основы усвоения орфографии.

Орфография –

1. Исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и пользуется общество.

2. Правило, обеспечивающее единообразие в тех случаях, где возможно написание разное.

3. Это часть науки о языке в его письменной форме изучающее написанное и устанавливающая единообразное написание.

Орфография делится на разделы:

  1. Обозначение звуков буквами в составе слов и морфем.
  2. Слитные, полуслитные и раздельные написания.
  3. Употребление прописных и строчных букв.
  4. Правила переноса слов.
  5. Правила графического сокращения слов.

Правила орфографии зависят от основ графики и состава алфавита ь и ъ,

Свойства орфографии:

  1. Орфография обусловлена законами языка.
  2. Системность орфография – (совокупность взаимосвязь правил).
  3. Условность (так принято писать).
  4. Парность большинства написаний. Наличие взаимных орфограмм.

Из этих свойств русской орфографии вытекают выводы:

1. Орфография должна изучаться на основе фонетики и грамматики.

Есть минимум фонетических и грамматических умений для изучения орфограмм:

  1. Звуко-буквенный анализ;
  2. Нахождение ударения;
  3. Морфемный состав слова;
  4. Определить способ словообразования;
  5. Знание наречий и их грамматические признаки;
  6. Умение устанавливать связи слов.

2. По изучении отдельных правил следует показывать их взаимосвязь, системность;

3. Приходится в орфографии много запоминать, потому что много условного.

4. Необходимо проводить сопоставления смешиваемых правописаний.

5. Поскольку орфография навык - речевой, постольку работа по орфографии должна быть не изолированной, а связана с развитием речи.

Для основного раздела образования обозначение звуков ведущим принципом правописания является морфологический или фонемно-морфологический, т.е. единообразное написание морфем с проверкой по сильной позиции.

морф
Красный флаг

неморф
красной лентой

морф
шел по улице

неморф
по линии

¬ ¬ img1.jpg (9221 bytes) ¬img1.jpg (9221 bytes)
Сдать раздать убирал посмотрел
морф фонетич. неморф морф. морф

Из этого вытекает литературный принцип аналогии:

Родственные морфемы надо писать одинаково.

Под дубом, под столом, но эта аналогия ведет к противопоставлению.

В деревне, но в деревне (В.п. мн.ч.) За водой, но за водой (мн.ч.) Готовиться, но готовиться.

В начальных классах надо дать такое правило:

Пиши по аналогии, т.к. пишутся родственные слова и формы.

Обучение орфографии нельзя отрывать от логического мышления. Ни одной орфографической работы без работы мысли.

В орфографии большое значение имеет навык.

Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, выработанной в процессе ее воспитания.

Орфографический навык очень сложный, а потом отрабатывается полностью действие.

Чтобы выработать навык, надо поставить ребенка перед такой целью, чтобы орфография сочеталась с р.р.

В обучении орфографии следует опираться на теорию поэтапного формирования умственных действий школьника.

1) Подготовительный этап. Это создание проблемных ситуаций, возбуждение интереса.

2) Ориентировочный – это создание материализма ориентирования основных действий (алгоритм).

3) Этап материализованного действия.

4) Громкоречевой этап.

5) Речь про себя.

6) Умственный этап – автоматизация.

Развитие орфографической зоркости

Орфографическая зоркость - умение обнаружить орфограммы. Орфограммы передают буквы, которые в слабой позиции, но могут быть и в сильной. Высшая степень развития орфографической зоркости – умение распознавать орфограммы, следовательно, соотнести их с правильными.

Сколько орфограмм ученики обнаруживают? Обычно при зрительном восприятии не больше 40%. Развитию орфографической зоркости способствует методика “Проверяю себя”.

Если систематически проверять методику “Проверяю себя”, то повышается развитие зоркости до 70% -90%. Орфографическая зоркость формируется быстрее и может достигнуть 100%, если ученику даются теоретические понятия (орфограммы.) Полезно дать понятие о слабой и сильной позиции.

В экспериментальном исследовании Жедек и Ренк понятие орфограммы дается в первом классе и начало упражнений и называют “письмо с дырками”.

В обычном обучении понятие орфографии в начале года в 5 классе следует дать понятие, а при изучении фонетики углубить понятие слабой и сильной позиции для гласной и согласной.

А так же следует проводить корректуру ографических текстов.

Для проверки орфографии нужно подобрать то же слово, родственное с тем же корнем, в котором нужный звук оказывается в сильной позиции.

img2.jpg (14643 bytes)

Классификация орфографии давалась с учетом разделов русской орфографии и вводилось условное обозначение.

Чтобы правильно написать орфограмму, нужно определить:

1. Передает ли орфограмма звук слабой позиции?

img3.jpg (14428 bytes)

2. Соответствует ли основному закону правописания?

img4.jpg (24643 bytes)

Разумовский намечает основную систему упражнений .

1. Умение обнаруживать орфограммы в зрительно воспринимаемом тексте без пропуска букв.

2. Умение обнаруживать орфограмму на слух .

3. Умение записывать текст с пропуском сомнительных орфограмм.

Сначала отыскиваем орфограмму в корне, гласную, потом согласную, все.

Орфограмма подчеркивается, а обозначается img1.jpg (828 bytes).

Задание: подчеркнуть орфограмму, гласную букву в img1.jpg (828 bytes) .

img1.jpg (828 bytes)img1.jpg (828 bytes)img1.jpg (828 bytes)

Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Или с пропущенными орфограммами

М...ро... и со...нц...- ден... ч...десный.

Каждый тип орфограммы имеет свои опознавательные признаки. Сейчас существуют буквенные и небуквенные орфограммы.

Орфограммы букв гласные или признаки.

1. Гласные безударные; ударные после шипящих и ц; безударные гласные после шипящих и ц – двойная орфограмма.  Пример: цирковой, широкий.

2. Согласные глухие и звонкие в конце слов и перед согласной, непроизносимые удвоенные.

3. ь и ь стечение любого согласного с[j].

4. Слитно, раздельно, дефисом.

5. Прописные буквы.

6. Перенос слов.

Парный по глухости, звонкости шипящих – двойная орфограмма.

Работа над орфографическими правилами.

1. Система в изучении правил.

2. Внимание опознавательным признакам орфографии.

3. Занимательность. Поэтапная отработка.

4. Учет вариантов трудностей.

Орфографический разбор. Его место, виды, опыт передовых учителей.

Каждое новое правило соотносим с разделами орфографии, соотносим с группами орфограмм, с морфемой, с основным принципом русской орфографии.

Частное правило следует сразу давать как часть общего (правописание ь после шипящих).

Когда начинаем знакомиться с новым правилом, начинаем .с опознавательных признаков.

Правило на правописание з – с в ¬.

Безвкусный – бесшумный .

Опознавательный признак орфограмм – стечение согласных познавательных признаков.

Рабочие пилят, колят дрова.

Запиши всех, кто не придет. Здесь элементы занимательности.

На уроках изучения орфографического правила обращаться к учебнику. Выделяем норму, составляем алгоритм и обязательно анализируем образец письма.

¬ img5.jpg (10120 bytes)

разбудить; убирать;

борется - бороться

Иногда требуется более подробная запись.

Далее тренируем по алгоритму.

1. Письмо с пропуском орфограмм.

Безжизненный

2. Подбираем родственные слова.

Жить, жизни

3. Выделяется корень.

4. Определяем начало согласного корня, вписывается буква.

5. Проверка и стрелка.

Важно, чтобы в материале охватывались все трудности и методы работы.

Вариант трудности.

I Вариант. Произношение сохраняет фактически морфемный состав слова и в основном совпадает с написанием

Разбить – распить (слышим и пишем)

II Вариант. Два одинаковых согласных сливаются и в произношении поморфно.

Расстилается, беззвездный

III Вариант. Корень начинается с шипящего, происходит ассимиляция согласных. Произношение не совпадает с написанием.

Разжалобить, бесчисленный.

Орфографический разбор - объяснение орфограммы

Виды орфографического разбора:

1. По способу выполнения.

2. По времени объяснения (предварительно, последующий).

3. По полноте (тематический, полный, выборочный).

4. По восприятию (на слух зрительно).

5. По языковому материалу (отдельные сл., сл. Соч., предложения, анализ текста).

Трудные случаи правописания

1. Опыт проведения зачетов в качестве итогового повторения для наиболее трудных обобщенных орфографических правил.

2. Безударные гласные в ¬ (проверяемые ударные, трудно проверяемые, чередование, непроверяемые)

3. Непроизносимые согласные в корне и суффиксах.

4. Безударные гласные в частицах не и ни.

5. Изучение удвоенных согласных (н,нн).

6. Слитное – дефисное – раздельное написание.

  1. Распознавание части речи.
  2. о, е, е после шипящих и ц.
  3. Я и ь в окончаниях глаголов и существительных.
  4. Корень с безударной гласной.
  5. Н, нн во всех частях речи

Власенков указывает, что для того, чтобы усвоить правила на непроверяемые гласные, необходимо выполнять больше 12 упражнений.

“Усвоение правописание безударных гласных в корне слова должно быть построено на знании фонетических, морфологических особенностей слова”.

Также необходимо развитие слуха, развитие навыков морфологического анализа и развитие словарного запаса учащихся.

1 гр. Слова из 2 – 3 слов с ясной для учащихся семантикой проверяется изменением формы

Носить – носит, трава –травы.

Или родственным словам равным корню.

Зеленый – зелень, кормить – корм

2 гр. Слова - омофоны или слова с корнем – омофонами

Развивался – развевается Старожил – сторожил

Их надо брать в контексте.

3 гр. Безударные после шипящих и ц.(шиповник, шептать, шестерка, цепочка, цеховой).

4 гр. Трудно - проверяемые слова.

А) с согласных (поглощать, удивление, орошение.)

Б) с не вполне ясной для ребят семантикой опровержение.

В) слова с затруднительным подбором проверочных и с затемненным составом.

Болтать – разболтать, разочарование; отщепенец – щепка. Преподаватель, благословлять.

Г) представляют трудность слова с гласных, для которых не изучаются специальные правила

Сказать, видит; Опоздать – поздно.

Д) затруднена проверка из- за диалектного произношения.

Вывод: Чем больше слов в словосочетании, тем сложнее оно по составу, чем меньше понятно значение, тем труднее проверка.

Необходимо познакомить ребят фонетическим чередованием звуковым

img1.jpg (828 bytes)img1.jpg (828 bytes)img1.jpg (828 bytes)

Дом – дома – домовой

img1.jpg (828 bytes)img1.jpg (828 bytes)img1.jpg (828 bytes)

Пять – пятак – пятачок

[а] [и] [и]

Ученики должны знать, какими звуками должна обозначаться буква

 img6.jpg (13758 bytes)

Количество морфем часто не совпадает с количеством слогов.

Пример: преподаватель img7.jpg (10802 bytes)

Подбор слов по схемам.

img8.jpg (13343 bytes)

Для тех чередований гласных правило правописания которых изучается в школе нельзя делать проверку при ударном!

Заблестел

Многие не проверяемые гласные можно сделать проверяемыми .

Бригадир – комбриг – бригада. Корабль – линкор – спец. Магнитофон, снабжение;

“Лото на корне слов” включать и корень с проверкой.

Корень не проверяемый, Учитель подбирает слова, разбрасывает их по карточке; но с корнем бир – бер ...

При изучении не произносимых согласных, не надо привлекать конфликтных слов на первых парах.

Еще одна трудность в написании орфограмм в риторических вопросах. Они могут быть в положительной форме, а ответ в отрицательной. Пример:

Не обидно ли? Обидно.

Риторические вопросы не требуют ответа, но и не исключают его. Ответ на риторический вопрос может быть трех типов:

1. Непосредственно отрицательный (чем он нас не угощал, чем не подчевал! Не было только птичьего молока).

2. Положительный ответ, указывает трудности нахождения отрицательного факта. (Кто теперь не знает в нашей стране о Яртарке, такой человек сейчас редкость ).

3. Обобщено - утвердить ответ. (Чего теперь у него нет? - Все)

Все удвоенные согласные раскладываются на 3 гр.

img9.jpg (47043 bytes)

Трудность представляют прилагательные кончаются на н: синий, зеленый, пьяный.

Трудность написания на ий: Обезьяний, олений, барсучий

Для усвоения правописания полезны обозначения схемы без конкретных лексических значений например;120 6-7 кл.

img10.jpg (24410 bytes)

Особо трудные случаи:

1. Приставки в наречиях;

2. Различные части не и приставка не.

3. Правописание сложных слов.

  1. Приставка в наречиях трудно написуема, т.к. приставка в наречиях пишется раздельно, например: в обнимку, без устали, до отказа, за границей, в насмешку, на лету, с разбегу.
  2. Для распознавания слитного и раздельного написания нужен алгоритм слово + слово с приставкой не создает антоним.

Понимание - непонимание
Охотно – неохотно

Когда нельзя подобрать синоним, его можно заменить близким по значению выражением см. учебник 6 – 7 кл.

Антоним с не иногда является сл. Активный – неактивный.

Антоним может иметь с приставкой не не только качественные прилагательные, но и относительные прилагательные - термины.

Пример: переходный – не переходный глагол. Возвратное – невозвратное.

Раздельному написанию приставки не с прилагательными способствуют зависимые слова с ни. Это приставка.

Никому не нужный

Ни с чем не сравнимый (причастие), но никем непобедимый.

Слитно пишутся прилагательные и причастия, не имеющих зависимых слов со значением степени качества.

Слишком независимое Крайне не обдуманный

Почти неотличимы, но не обдуманный мною шаг!

С. 60 словарный справочник и с.160 – 167 книга Ивановой! (Алгоритмы таблицы в словаре - справочнике).