Цели:
Обучающие:
- Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных.
- Находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.
Развивающие:
- Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль.
- Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point.
Воспитывающие:
- Развивать умение работать в группе малого состава.
- Воспитывать любовь к региональной литературе.
Оборудование:
- Компьютерные программы: “Фраза”. “Русский язык. Базовый курс”. “ Уроки русского язык в 8-9 классах” “КиМ”.
- Раздаточный материал для работы в группе: предложения для конструирования и схемы к ним; тексты для проведения комплексного анализа.
- Стихотворение “Дом, который построил Джек” С. Маршака
Предварительная подготовка:
- Определение тем и создание презентаций к уроку в программе Power Point.
- Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.
- Выразительное чтение стихотворения “ Дом, который построил Джек”
С. Маршака.
Форма урока — мозговая атака.
Ход урока
I. Слово учителя
Сегодня мы приступаем к изучению сложноподчиненного предложения. Это для вас не совсем новый материал, так как первые сведения вы получили ещё в пятом классе. Но “сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!”, поэтому думаю, что после урока вы узнаете, что многое для вас - новое, неизведанное. Да и знакомство со сложноподчинённым предложением будет более продолжительным, нежели со сложносочинённым. Я думаю, к концу урока вы поймёте, почему. Мы работаем уже в привычной вам форме – у нас мозговая атака.
Но прежде повторим изученное.
II. Индивидуальные задания
3 чел. — Компьютерная программа “Фраза” — повторение пунктуации в ССП.
3 чел. — Компьютерная программа “Семейный наставник” — повторение орфографии: “ Правописание суффиксов причастий”
2 чел. — “Русский язык. Базовый курс”. “Зарядка для ума, 3 уровень, повторение пунктуации в ССП”.
III. Фронтальный опрос — цифровой диктант. Цель — повторить пунктуацию при ССП и простых предложениях с однородными членами.
ССП О и О
Писатель должен много писать, но не должен спешить.
В поезде экстренной работы не было, и Данилов отпустил часть персонала.
Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла.
Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю на нём каждый островок.
Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце.
От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната.
Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести.
Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
Пришёл из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.
(ключ: ССП 2, 3, 5, 7, 10, О и О 1, 4, 6, 8, 9)
Итак, как я уже говорила, мы приступаем к изучению новой темы. Цели к урокам поставлены следующие:
1. Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных.
2. Находить в СПП главное и придаточное предложения., видеть средства связи.
3. Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль.
4. Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point.
Знакомство с новой темой пройдёт в форме презентации. Напомним себе, каково лексическое значение данного слова
Презентация — это: 1. официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2. Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.
Нас, конечно, интересует первое значение слова. И представим мы с творческой группой необходимые теоретические сведения, а вы продемонстрируете умение использовать теорию на практике.
Но предварительно вспомним, что мы уже знаем о сложных предложениях?
- чем сложносочинённые предложения отличаются от сложноподчинённых?
- каковы средства связи в сложносочинённых предложениях?, в сложноподчинённых?, в бессоюзных?
Работа по цепочке с помощью CD “Русский язык в 8-9 классах.– раздел ССП Часть 1 , слайд 8. CD “ К и М”.
Задание: определить типы сложных предложений, средства связи.
5. Слово учителя:
Так сложилось, что до сих пор в среде лингвистов не сложилось единого мнения о классификации придаточных предложений. Каково видение авторов учебно-методических комплектов, узнаем из презентации.
Презентация “Взгляд на СПП авторов школьных учебников”.
Итак, мы будем знакомиться с более объемной классификацией. Аня говорит, что это удобно – соответствие каждого придаточного определённому члену предложения облегчает определение типа придаточных. Что ж, посмотрим.
Разнообразно не только значение, но и строение СПП. Знакомясь со следующим материалом, вы должны зарисовать в тетрадь схемы сложноподчинённых предложений, что значительно облегчит вам работу в дальнейшем.
- Каково же строение сложноподчинённых предложений? Чем отличается структура сложноподчинённого предложения от сложносочинённого?
Игра “Кто быстрей и правильней?” (Работа в группах малого состава).
Вам предлагаются конверты, в которых находятся части сложных предложений. Придаточные не деформированы, а главные части разрезаны на слова. Ваша задача – собрать предложения так, чтобы каждой схеме соответствовало своё предложение. Итак, кто быстрей и правильней?
1 группа:
Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять её надолго.
Тот день, когда ты оторвёшься от коллектива, будет началом конца.
Морозка смотрел, как бегут меж лодок белые кружочки пены.
2 группа: При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
Я не знаю, где разница между товарищем и другом.
Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.
3 группа:
Оба шалуна поняли, что далеко зашли, и испуганно бросились по горной тропинке вверх.
Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.
4 группа:
В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.
Человеку, который сам ничего не знает, нечего рассказывать людям.
Пока ходить я умею, я буду идти вперёд
Средства связи придаточных предложений гораздо разнообразнее, нежели в сложносочинённых. Поначалу это может вызвать затруднения, но при выполнении определённых условий не составит труда научиться определять, каким средством связано придаточное. Познакомимся со средствами связи в СПП. При прослушивании вы должны зафиксировать основные положения презентации, которые будут продемонстрированы. Будьте предельно внимательны, так как это поможет вам при выполнении следующего задания.
Презентация “Средства связи в СПП”.
Ещё раз напомним себе: как отличить союз от союзного слова? ( Высказывания учеников).
А теперь закрепим наши знания на практике. Вам предлагается:
а) записать предложения,
б) определить средство связи.
Самостоятельная работа с самопроверкой: тема СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ч. 1, слайд 3. CD “ К и М”.
В ходе первого выступления нам уже сказали о разнообразных видах придаточных. Сейчас вас более подробно познакомит следующий докладчик. Зафиксируйте необходимые сведения следующим образом, заполнив таблицу:
Тип придаточного | Основные вопросы | Примеры |
Презентация “Виды придаточных предложений”.
Разнообразие значений и форм выражения придаточных не могло не восхищать мастеров слова. Не только прозаики, но и поэты используют их как средство выразительности. Ярким примером является стихотворении, которое вам сейчас предложат ваши одноклассники:
Чтение “Дом, который построил Джек” С. Я. Маршак.
6. Наше золотое правило: “Лучшая теория — это практика”. Применим полученные теоретические сведения в практическом ключе. Вам для работы предлагаются тексты различные по жанру, стилю. Объединяет их то, что они принадлежат перу амурских авторов. Работаем в группах, можете создать микрогруппы. Задания на раздаточном материале.
7. Заслушивание сообщений.
8. Подведение итогов: итак, вы убедились на практике, что сложноподчинённые предложения – это огромная, и пока ещё малоизученная страна. Поэтому у нас будет возможность “побродить” по ней в поисках новых знаний. Пожелаем же нам доброго пути!
влученные теоретические свдения в практическом ключе. создают мастеров слова. бходимые свдения следующим образом теорию на прак
9. Выставление оценок. Дом задание: § 237, упр. 339.