Цель: обобщить изученное о личных окончаниях глаголов I и II спряжений.
Задачи:
1. Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.
2. Развивать умение применять конкретное правило на практике; работать в группах.
3. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Оборудование: карта с маршрутом путешествия, карточки с личными окончаниями глаголов, “волшебные квадраты”, листочки со стихотворениями, листочки с тестами, листы оценивания жюри.
Предварительная работа: учащиеся, входящие в состав жюри, должны заранее прорешать все задания.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Здравствуйте! Тема урока – “Окончание не бывают случайным!” Сегодня мы повторим условия правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения. Но урок у нас необычный – урок-путешествие. Вы разделитесь на четыре команды: “Умники”, “Разумники”, “Грамотеи” и “Всезнайки”. Команда, набравшая наибольшее количество очков, и будет считаться командой-победительницей. А выявить эту команду нам поможет строгое жюри (Учитель представляет членов жюри). Итак, начинаем наше путешествие.
1 конкурс
- Пункт первый – город Ударник. На доске написаны глаголы, в которых нужно правильно расставить ударение. Каждый участник команды называет по одному слову. Первые три глагола называет одна команда, следующие три глагола – другая и т.д. Жюри фиксирует результаты.
Занял, заняла, облегчить, баловать, черпать, понять, понял, поняла, звонит, премировать, углубить, повторить.
Жюри объявляет результаты – max – 3 балла.
2 конкурс
- Путешествуем дальше. Станция вторая – Теоретика. Каждой команде нужно максимально точнее, полнее, быстрее составить алгоритм правописания личных окончаний глаголов. С примерами.
Команда, выполнившая задание первой, читает свой алгоритм, остальные, если нужно, дополняют.
Команды отдают листочки жюри, а оно
оценивает работу.
Max – 6 баллов.
3 конкурс
- Молодцы! Это задание вы выполнили. Но, к сожалению, уехать с этой страницы мы не можем. Поезд ходит не по расписанию. Чтобы время ожидания прошло незаметно, мы выполним еще задание. А заключается оно вот в чем: окончания перепутались. Помогите им занять свои места. (На столах листочки с окончаниями).
Жюри подходит к командам, подсчитывает
количество баллов, объявляет результаты
предыдущего конкурса.
Max – 12 баллов.
- Следующий конкурс. Возьмите листочки на столах и напишите все глаголы-исключения, обязательно – к какому спряжению относятся (13 глаголов – исключений).
Учащиеся отдают листочки жюри, которое
подсчитывает баллы.
Max – 13 баллов.
4 конкурс
- И с этим заданием вы справились. Поезд подошел, продолжаем путешествие. Следующая станция – “Волшебный квадрат”. У нас то же самое, что и Бермудский треугольник. Очень важно преодолеть это препятствие. Квадрат состоит из девяти клеток. Выберите из списка глаголов те, у которых в окончании пишется –Е-.
-Е- |
-Е- |
-Е- |
-Е- |
-Е- |
-Е- |
-Е- |
-Е- |
-Е- |
стро…м, пиш…м, стел…м, верт..м, се…м, корм…м, кле…м, че?рпа…м, бре…м, пряч…м, крош…м, дремл…м, слома…м, черт…м, руб…м, рису…м, крас…м.
Жюри объявляет результаты предыдущего
конкурса и общее количество баллов “волшебного
квадрата”.
Участники отдают членам жюри волшебные квадраты.
Max – 9 баллов.
5 конкурс
- Путешествие продолжается. Вот и деревня Безошибка. Перед вами лежат листочки со стихотворением Иосифа Уткина. (Учитель читает стихотворение).
Что люб…т(?)ся, чем дыш…т(?) ся,
Душа чем ваша полн…т(?) ся,
То в песенке припомн…т(?) ся,
То в голосе услыш…т(?) ся.
Тяжелое - забуд…т(?) ся,
Хорошее - остан…т(?) ся
Что с Родиною сбуд…т(?) ся,
То и с народом стан…т(?) ся.
- Какие строки заключают главную мысль?
- Ваша задача: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Команды сдают листочки жюри, которое
объявляет итоги конкурса.
Max – 9 баллов.
6 конкурс
Конкурс капитанов, которые будут решать тесты.
1. Выберите правильный ответ:
учиться а) н.ф. б) 3 л в) н.ф. г) 3 л
строиться а) н.ф. б) н.ф. в) 3 л г) н.ф.
заботиться а) н.ф. б) 3 л в) 3 л г) 3 л
беспокоиться а) н.ф. б) н.ф в) 3 л. г) 3 л
стремится а) 3 л б) н.ф в) н.ф. г) н.ф.
2. Укажите глаголы I спряжения
а) рассмотреть г) ненавидеть
б) рассказать д) бороться
в) шептаться е) решиться
3. Найдите глаголы 3 л., ед.ч.
а) смотреть г) смотрится
б) смотрит д) смотреться
в) не спит е) не спят
4. Выберите правильный ответ:
Дома стро…тся а) Ю б) Я в) Ю г) Я
Люди тороп…тся а) Я б) Я в) Ю г) Ю
Птицы меч…тся а) Я б) У в) А г) Ю
Листья шепч…тся а) Я б) У в) А г) Ю
Капитаны сдают листочки.
Max – 4 балла.
- Пока капитаны выполняют тесты, мы будем работать дальше. Я прочитаю стихотворение, в котором вам самим нужно будет подобрать глаголы. Это будет несложно. Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами. Например, Маша машет.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит),
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.
Каждая команда объясняет по 2 слова: инфинитив, спряжение, окончание.
Max – 2 балла.
7 конкурс
- Последняя станция – Сочинялия (упр. 151)
Составьте небольшой текст (3–4 предложения) по данному началу, употребляя глаголы 2-го лица ед.ч. в обобщенном значении. Я очень люблю лес осенью. Идешь, бывало, по узкой тропинке… Можете использовать глаголы “любуешься”, “смотришь”, “видишь”, “встречаешь”, “остановишься”, “заметишь”, “вздрогнешь”, “станешь”, “запомнишь”, “удивишься”, “услышишь” и др.
Учащиеся читают свои тексты и отдают
жюри на оценку.
Max – 10 баллов.
Вывод.
- Пока жюри оценивает тексты, мы подведем итог. Наше путешествие закончилось. Вы преодолели все препятствия.
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Как правильно написать личное окончание глагола?
- Назовите глаголы-исключения.
- И, возвращаясь к нашей теме, что мы можем сказать?
(Дети хором)
- Проверяя спряженьем окончание, -
Не допустишь ошибки случайной.
В это время жюри подвело итоги и
объявляет победителей.
Учитель выставляет оценки
(команде-победительнице – “5”, команде, занявшей
II место, – “4”, жюри за работу – “5”.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Список использованной литературы
- Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Мн.: Нар.асвета, 1971.
- Первое сентября. Приложение “Русский язык”, № 18, 2005 г. Громов И.А. Типы заданий по русскому языку, с. 20.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.