Урок русского языка по теме: "Окончание не бывает случайным!"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить изученное о личных окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи:

1. Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.

2. Развивать умение применять конкретное правило на практике; работать в группах.

3. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Оборудование: карта с маршрутом путешествия, карточки с личными окончаниями глаголов, “волшебные квадраты”, листочки со стихотворениями, листочки с тестами, листы оценивания жюри.

Предварительная работа: учащиеся, входящие в состав жюри, должны заранее прорешать все задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент

- Здравствуйте! Тема урока – “Окончание не бывают случайным!” Сегодня мы повторим условия правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения. Но урок у нас необычный – урок-путешествие. Вы разделитесь на четыре команды: “Умники”, “Разумники”, “Грамотеи” и “Всезнайки”. Команда, набравшая наибольшее количество очков, и будет считаться командой-победительницей. А выявить эту команду нам поможет строгое жюри (Учитель представляет членов жюри). Итак, начинаем наше путешествие.

1 конкурс

- Пункт первый – город Ударник. На доске написаны глаголы, в которых нужно правильно расставить ударение. Каждый участник команды называет по одному слову. Первые три глагола называет одна команда, следующие три глагола – другая и т.д. Жюри фиксирует результаты.

Занял, заняла, облегчить, баловать, черпать, понять, понял, поняла, звонит, премировать, углубить, повторить.

Жюри объявляет результаты – max – 3 балла.

2 конкурс

- Путешествуем дальше. Станция вторая – Теоретика. Каждой команде нужно максимально точнее, полнее, быстрее составить алгоритм правописания личных окончаний глаголов. С примерами.

Команда, выполнившая задание первой, читает свой алгоритм, остальные, если нужно, дополняют.

Команды отдают листочки жюри, а оно оценивает работу.
Max – 6 баллов.

3 конкурс

- Молодцы! Это задание вы выполнили. Но, к сожалению, уехать с этой страницы мы не можем. Поезд ходит не по расписанию. Чтобы время ожидания прошло незаметно, мы выполним еще задание. А заключается оно вот в чем: окончания перепутались. Помогите им занять свои места. (На столах листочки с окончаниями).

Жюри подходит к командам, подсчитывает количество баллов, объявляет результаты предыдущего конкурса.
Max – 12 баллов.

- Следующий конкурс. Возьмите листочки на столах и напишите все глаголы-исключения, обязательно – к какому спряжению относятся (13 глаголов – исключений).

Учащиеся отдают листочки жюри, которое подсчитывает баллы.
Max – 13 баллов.

4 конкурс

- И с этим заданием вы справились. Поезд подошел, продолжаем путешествие. Следующая станция – “Волшебный квадрат”. У нас то же самое, что и Бермудский треугольник. Очень важно преодолеть это препятствие. Квадрат состоит из девяти клеток. Выберите из списка глаголов те, у которых в окончании пишется –Е-.

-Е-

-Е-

-Е-

-Е-

-Е-

-Е-

-Е-

-Е-

-Е-

стро…м, пиш…м, стел…м, верт..м, се…м, корм…м, кле…м, че?рпа…м, бре…м, пряч…м, крош…м, дремл…м, слома…м, черт…м, руб…м, рису…м, крас…м.

Жюри объявляет результаты предыдущего конкурса и общее количество баллов “волшебного квадрата”.
Участники отдают членам жюри волшебные квадраты.
Max – 9 баллов.

5 конкурс

- Путешествие продолжается. Вот и деревня Безошибка. Перед вами лежат листочки со стихотворением Иосифа Уткина. (Учитель читает стихотворение).

Что люб…т(?)ся, чем дыш…т(?) ся,
Душа чем ваша полн…т(?) ся,
То в песенке припомн…т(?) ся,
То в голосе услыш…т(?) ся.
Тяжелое - забуд…т(?) ся,
Хорошее - остан…т(?) ся
Что с Родиною сбуд…т(?) ся,
То и с народом стан…т(?) ся.

- Какие строки заключают главную мысль?

- Ваша задача: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Команды сдают листочки жюри, которое объявляет итоги конкурса.
Max – 9 баллов.

6 конкурс

Конкурс капитанов, которые будут решать тесты.

1. Выберите правильный ответ:

    учиться                      а) н.ф.         б) 3 л          в) н.ф.         г) 3 л

    строиться                  а) н.ф.         б) н.ф.         в) 3 л          г) н.ф.

    заботиться                 а) н.ф.         б) 3 л          в) 3 л          г) 3 л

    беспокоиться             а) н.ф.         б) н.ф         в) 3 л.          г) 3 л

    стремится                   а) 3 л          б) н.ф         в) н.ф.         г) н.ф.

2. Укажите глаголы I спряжения

    а) рассмотреть              г) ненавидеть

    б) рассказать                 д) бороться

    в) шептаться                 е) решиться

3. Найдите глаголы 3 л., ед.ч.

    а) смотреть                  г) смотрится

    б) смотрит                   д) смотреться

    в) не спит                    е) не спят

4. Выберите правильный ответ:

Дома стро…тся             а) Ю      б) Я     в) Ю     г) Я

Люди тороп…тся         а) Я       б) Я     в) Ю      г) Ю

Птицы меч…тся            а) Я       б) У     в) А       г) Ю

Листья шепч…тся        а) Я       б) У     в) А       г) Ю

Капитаны сдают листочки.
Max – 4 балла.

- Пока капитаны выполняют тесты, мы будем работать дальше. Я прочитаю стихотворение, в котором вам самим нужно будет подобрать глаголы. Это будет несложно. Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами. Например, Маша машет.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит),
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.

Каждая команда объясняет по 2 слова: инфинитив, спряжение, окончание.

Max – 2 балла.

7 конкурс

- Последняя станция – Сочинялия (упр. 151)

Составьте небольшой текст (3–4 предложения) по данному началу, употребляя глаголы 2-го лица ед.ч. в обобщенном значении. Я очень люблю лес осенью. Идешь, бывало, по узкой тропинке… Можете использовать глаголы “любуешься”, “смотришь”, “видишь”, “встречаешь”, “остановишься”, “заметишь”, “вздрогнешь”, “станешь”, “запомнишь”, “удивишься”, “услышишь” и др.

Учащиеся читают свои тексты и отдают жюри на оценку.
Max – 10 баллов.

Вывод.

- Пока жюри оценивает тексты, мы подведем итог. Наше путешествие закончилось. Вы преодолели все препятствия.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Как правильно написать личное окончание глагола?

- Назовите глаголы-исключения.

- И, возвращаясь к нашей теме, что мы можем сказать?

(Дети хором)

- Проверяя спряженьем окончание, -

Не допустишь ошибки случайной.

В это время жюри подвело итоги и объявляет победителей.
Учитель выставляет оценки (команде-победительнице – “5”, команде, занявшей II место, – “4”, жюри за работу – “5”.

Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!

Список использованной литературы

  1. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Мн.: Нар.асвета, 1971.
  2. Первое сентября. Приложение “Русский язык”, № 18, 2005 г. Громов И.А. Типы заданий по русскому языку, с. 20.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.