Цели:
- закрепление теоретических знаний по теме;
- расширение понятия лексической ошибки;
- знакомство с понятием каламбура;
- развитие умения анализировать языковые явления;
- развитие умения различать ошибочное употребление и умелое использование лексических средств;
- повторение орфографических норм;
- развитие интереса к родному языку;
- формирование внимательного отношения к слову как к средству формирования мысли.
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельного анализа студентами языковых явлений.
Занятие рассчитано на 90 минут.
Опережающее домашнее задание:
- Знать основные виды тропов.
- Знать термины: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизм, “крылатые слова”.
- Определить по словарю “крылатых слов” значение и автора следующих выражений:
“Рыльце в пуху”,
“Услужливый дурак опаснее врага”,
“Слона – то я и не приметил”,
“А ларчик просто открывался”,
“Есть еще порох в пороховнице”,
“Легкость в мыслях необыкновенная”
“Дистанция огромного размера”,
“Ну, как не порадеть родному человечку”.
Ход занятия.
1. Вступительное слово преподавателя.
Ресурсы выразительных средств языка неисчерпаемы. Средства выразительности мы можем обнаружить на всех уровнях языка, особенно же ярко проявляются на лексическом уровне. На сегодняшнем занятии мы должны закрепить свои знания о средствах языковой выразительности и научиться отличать умелое и недостаточно умелое использование этих средств. Кроме этого мы поговорим о некоторых играх со словами (о каламбурах).
2. Проверка теоретических знаний.
Итак, давайте вспомним основные понятия по теме.
(1 вариант решает кроссворд по теме; 2 вариант пишет в это же время терминологический диктант)
Вопросы к терминологическому диктанту:
- Фигура контраста, противопоставляющая предметы, явления или их свойства. (Антитеза)
- Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой и скрытой насмешки. (Ирония).
- Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.д.
- Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. (Олицетворение).
- Слова одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению. (Омонимы)
- Аллегория-это…(продолжить фразу)
- Гипербола – это…
- Литота – это…
Кроссворд по теме: “Выразительные возможности лексики”
Вопросы по горизонтали: 1.Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой или скрытой насмешки. 2.Художественное преувеличение-это… 3.Слова, сходные по звучанию, часто однокоренные, но различные по значению (форум-кворум) 4.Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии, часто используется в очерках, эссе, зарисовках (шепот листвы). 5.Художественное противопоставление-это…
Вопросы по вертикали:1.Художественное определение-это… 2.Слова, сходные по значению, но различные по написанию-это… 3.Художественное преуменьшение-это…(мальчик с пальчик). 4.Сближение или сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий (Кремль принял решение). 5.Слова, которые часто используются для создания антитезы.
(Преподаватель собирает диктанты и кроссворды).
3. Определяем вид тропа.
- На каждую парту дается стихотворение К. Бальмонта “Ковыль” и определение слова “ковыль” по БЭС.
Списать, расставляя пропущенные буквы, выделить орфограммы; Определить, чем отличаются эти тексты (стиль, наличие худ. средств и т.д.); Назвать изобразительно-художественные средства, встретившиеся в данных текстах (или только в одном из них).
Ковыль
И.А.Бунину.
Точно призрак ум..рающий,
На степи ковыль к..чается,
Смотрит месяц дог..рающий,
Белой тучкой омр..чается.
И блуждают тени смутные
По пространству (не)оглядному,
И (не)прочные, минутные,
(Что)то шепчут ветру жадному.
И мерцание м..лькнувшее
И..чезает за туманами;
Утонувшее, минувшее
Возникает над курганами.
Месяц меркнет,омр..чается,
Дог..рающий и тающий,
И дрожа ковыль к..чается,
Точно призрак ум..рающий.
К. Бальмонт
Ковыль, род преим. многолетних трав сем. злаков. Около 300 видов в обоих полушариях. Многие к.- ценные кормовые растения, некоторые - сырье для бумажной промышленности. 7 видов в Красной книге СССР. ( БЭС.т.1,с.596)
(Опрос 2-3 человек по проделанной работе).
- По учебнику [2]с.12,Упр.9
Работа по цепочке (устно)
4. Аналитический этап.
Рис. 1
- Посмотрите на картинку <рис.1>,переверните ее
С каким языковым явлением можно соотнести эту картинку? (Жена дома – жена наработе) Студенты, подумав, обнаруживают, что можно соотнести с антонимией.
Что такое антонимы? Зачем они нужны в речи? (Противопоставляют явления, как средство выразительности, шутки и т.д.)
- По учебнику [2] с.18 ,Упр.21.С какой целью автор использует антонимы? (Работа по цепочке)
- На основе антонимии строятся некоторые игры со словами. Вот ,например, игра “Перевертыши”:перевернута строчка из популярной, всем знакомой песни:
“Огромной березище жарко летом” Догадались? Ну, конечно, это “Маленькой елочке холодно зимой”.
В этом и заключается очень смешная игра – все сказанное говорить наоборот.
Теперь вы, наверное, быстро переведете другую песню:
В чистом поле баобаб загнется,
В чистом поле будет он стареть –
И весной и осенью согнутый
Будет баобабище желтеть.
Ответ:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла –
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Будет лучше, если вы попробуете сами перевести некоторые перевертыши, взятые из журнала “Игра” и газеты “Поле чудес”:
(Тексты раздаются на парты для обсуждения с соседом, затем опрос по желанию)
- Улетело счастье – закрывай окна. (Пришла беда – открывай ворота)
- Легки вы, кеды Чингисхана!.(Тяжела ты, шапка Мономаха!)
- Кредит дармовщиной бел. (Долг платежом красен)
- Мойша добрый рожает чужую дочь. (Иван Грозный убивает своего сына)
- Ненависть до последнего вздоха.(Любовь с первого взгляда)
- Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном кювете. (Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути)
- Громче, кошки, – пес в подвале! (Тише, мыши, – кот на крыше!)
- Полрояля перед дверью радостно заткнулись. (Две гитары за стеной жалобно запели)
- Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо! (О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык)
Рис. 2
Теперь посмотрите еще на одну картинку <рис.2>.С каким языковым явлением можно соотнести то, что изображено на ней? (Омонимия) На рисунке изображены одними и теми же линиями две женщины: леди и старуха.
Что такое омонимы?
Отгадайте лингвистические загадки (Раздаются на парты).
1. Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. (Ключ) 2. В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки.) 3. Каким словом мы называем и охотника, и лекарственное растение. (Зверобой) 4. Каким словом называют и животное, и военный корабль? (Броненосец) 5. Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль) 6. Каким ключом замок не откроешь? (Родником.) 8. Какой пар не поднимается в воздух? (Пашня, оставленная без посева) 9. Какой бор не имеет листвы? (Химический элемент) 10. Какую строчку нельзя прочесть? (Прошитую на машинке.)
Каламбуры и гетерограммы.
Однажды некий учитель богословия, или попросту богослов, встретил своего ученика. “Здравствуйте, бог ослов!” - вежливо съязвил острый на язык гимназист, приветствуя занудного преподавателя. “А-а, скотина,- не растерялся тот, - узнал своего господина!” Эта популярная когда-то шутка построена на игре слов, одинаково воспринимаемых на слух, но по-разному записываемых (богослов- бог ослов). Такие остроумные словесные ловушки называются каламбурами (по-французски это слово как раз и означает “игра слов”).
Если каламбуры известны уже несколько столетий, то вот суперкаламбуры, научно называемые гетерограммами (в переводе с греческого буквально означает “другая запись” или равнобуквень), появились совсем недавно. При этом в гетерограммах одинаково слышатся уже не одно-два разных слова в двух строках, а обе эти строки целиком!
Прочитайте вот эту забавную фразу из двух строк:
Пока жива, Ленок,
Покажи Валенок!
Обратите внимание, обе строки имеют разный смысл, но состоят из одних и тех же букв в одном и том же порядке и слышатся одинаково! Вот это и есть гетерограммы!
Особенно забавно, получается, записать гетерограмму в одну строчку без пробелов. Тогда непонятно, собственно, какой из вариантов выбрать. Ну, например, что вы здесь прочитаете?:
янесугроб!
другударприми!
тыведьмадоннароза!
онбескорыстный.
яженеверен!
ябосснебабабочкаты!
- Всегда ли омонимы вносят юмористический оттенок в нашу речь?
Давайте посмотрим небольшую сценку, взятую из повести Л.Кэролла “Алиса в стране чудес” (в пер. Н. Демуровой).
Мышь: Я тебе расскажу грустную историю…(вдруг вскрикивает)
Прохвост!
Алиса: История про хвост? Грустная история про хвост?
Мышь: Глупости! (Сердится) Вечно всякие глупости! Как я от них устала! Этого просто не вынести…
Алиса: А почему же вы его звали Спрутиком, если на самом деле он был черепахой?
Мышь: Мы его звали Спрутиком, потому что он всегда ходит с прутиком.
Почему мышь и Алиса не понимают друг друга?
Таким образом, неумелое использование средств языка может привести к лексической или речевой ошибке. В данном случае двусмысленность.
Учебник [2] с.14 ,Упр.12. Переписать, исправляя предл. с 6-9.
5. Фразеологизмы в речи.
Что такое фразеологический оборот? С какой целью фразеологизмы используются в речи? (Студенты дают определение фразеологизма, указывая на выразительность и эмоциональность фразеологизмов). Фразеологизмы сами по себе наделены образностью и выразительностью, но многие авторы сознательно разрушают или трансформируют фразеологизмы с целью придания тексту большей выразительности.
- Напишите, с какими фразеологизмами соотносятся выражения, как вы понимаете трансформированные фразеологизмы?
Количество переходит в ячество
Единожды приписавши, кто тебе поверит;
Он был на волосок от облысения;
Без отрыва от конспекта;
Я же вам говорю черным по белому;
Пойман с наличным;
Брак-понятие расторжимое;
Пожирать плоды чужих трудов. (Опрос)
- Уместно ли в следующих примерах были разрушены фразеологические обороты? Исправьте предложения.
Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.
Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение.
Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил.
Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник.
Что такое “крылатые слова”?
Небольшая викторина на знание “крылатых слов”. (Вызываются два студента)
Ваша задача: узнать автора, произведение, определитьть значение выражения и построить предложение с этим выражением (победитель получает оценку):
“Рыльце в пуху”,
“Услужливый дурак опаснее врага”,
“Слона – то я и не приметил”,
“А ларчик просто открывался”,
“Есть еще порох в пороховнице”,
“Легкость в мыслях необыкновенная”
“Дистанция огромного размера”,
“Ну, как не порадеть родному человечку”.
6. Подведение итогов.
В тетради самостоятельно запишите выводы по теме. Основные мысли занятия. Что нового для себя узнали? Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
- Описать явление природы, человека, растение, любой предмет и т.д., используя художественные средства выразительности (тропы).
- Составьте каламбуры, используя омонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова (или сделать такую подборку из различных газет, журналов, речи журналистов, телеведущих и т.д.)
Используемая литература:
- Потемкина Т.В.,Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: 2004.-256 с.
- Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.С.Крючков, Л.А.Чешко,-43-е издание-М.:2003г.
- Федин С.Н.Лучшие игры со словами. - М.:1999.-256с., с илл. - ( Внимание: дети!).