Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Глаза — зеркало души"

Разделы: Русский язык


Цель: создание художественного портрета.

Задачи:

  • показать значение описания глаз как элемента художественного портрета,
  • развивать связанную речь учащихся,
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение у учащихся,
  • приобщать учащихся к здоровому образу жизни, к заботе о своем зрении.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята. Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить…

Звучит спокойная музыка.

“Солнечный день, красивый зеленый луг с сочной травой. На лугу много ярких цветов: красные маки, голубые незабудки, белые ромашки. Ярко-зеленая стрекоза перелетает с цветка на цветок, кузнечик трещит в траве, пчела спешит за медом, бабочка садится на травинку. Ее крылышки окрашены необычным узором. Художница-природа не пожалела для бабочки голубых и лиловых, розовых и оранжевых красок.”

– Представили ли вы себе ту картину, которую я описывала сейчас? Что помогло вам ее представить? А смогли бы вы все это представить, если бы ни разу не видели пчелы, спешащей за медом, бабочки, садящейся на цветок? Какой же орган помогает нам так ярко воспринимать окружающую среду?
Тема нашего сегодняшнего урока “Глаза..”, но не просто глаза как орган зрения, а глаза как “.. зеркало души”. Как вы понимаете это выражение?

– Сегодня мы попробуем немного прикоснуться к этому таинству – человеческой душе.
Когда я готовилась к уроку, то встретила еще одно выражение, которое поразило меня. “Речь – это зеркало чувств”. Мы попробуем соединить эти два высказывания и, с помощью своей речи, выразить, какие чувства вызывает у нас человеческий взгляд, и какую информацию мы можем получить о человеке, заглянув в его бездонные глаза.

II. Фронтальная работа с классом

– Античный философ Гераклит Эфесский утверждал: “Глаза – более точные свидетели, чем уши”. И действительно, 90% всей информации человек получает через глаза. Но глаза и сами могут многое рассказать нам о своем хозяине.
Посмотрите в глаза друг другу. Какие яркие у вас глаза!

– Каким бывает цвет глаз? (Карие, голубые, черные, зеленые, серые, бесцветные.)

– Различие в цвете глаз у древних наводило на мысль, что индивидуальная окраска радужки несет в себе какой-то скрытый смысл. Аристотель считал, что цвет глаз связан с характером человека.
Посмотрите в глаза соседу и сравните свои наблюдения. У кого они совпали?
По мнению Аристотеля, у грустных меланхоликов глаза серые, у миролюбивых флегматиков – голубые, у взрывных холериков – карие или зеленые.
Какие бывают глаза по форме, размеру, строению, расположению? (Большие, широкие, узкие, раскосые, прищуренные и т.д.)

– Но это все физиологические свойства глаз. А что еще можно обнаружить, рассматривая глаза человека? (Глаза выражают какие-либо эмоции.)

– Что вы можете сказать о глазах, чтобы передать их красоту, индивидуальность?

Задание1: Опишите глаза своего соседа.

Задание2: Распределите определения глаз в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они выражают: наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые, беспокойные, открытые.

– Глаза, несомненно, являются одной из основных деталей портрета литературного героя. Давайте пронаблюдаем, что можно сказать о человеке по его глазам.

1. Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие, словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого.

М.Ю.Лермонтов “Песня о купце…”

2. Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как Божия гроза.

А.С.Пушкин “Полтава”

3. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая неотразимо приятным светом… Вся она – темная, но светилась изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом.

М. Горький “Детство”

4. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни света.

Х.К.Андерсен “Снежная королева”

5. …а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты.

Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”

6. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

М.Шолохов “Судьба человека”

7. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо, из сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

И.С.Тургенев “Бирюк”

8. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот похож на ижицу, у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек.

Н.В.Гоголь “Повесть о том, как поссорились…”

– Какие черты характера раскрываются в портрете?

Задание: Понаблюдайте, какие изобразительно-выразительные средства используют авторы. Интересные сравнения и эпитеты использовали авторы?

– Смотрите, как о многом могут рассказать нам глаза. Поэтому их надо непременно беречь, заботиться о том, чтобы они не уставали.

Гимнастика для глаз:

1. Зажмурьтесь и откройте глаза. Повторите 5 раз.
2. Круговые движения глаз. 10 раз.
3. Вытяните руку, следите глазами за пальцем. Приблизьте палец к себе и отведите обратно. 5 раз.
4. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.

Задание: Опишите, используя изобразительно-выразительные средства, выражение взгляда человека в зависимости от ситуации.

Ситуации:

1. Ученик не слышал объяснения учителя, а когда его спросили, то…
2. Малыш впервые вышел на прогулку. Сколько интересного и удивительного вокруг! И тут он увидел кузнечика.
3. Лена – гимнастка. У нее только что закончились ответственные соревнования. Что скажут судьи?
4. Маша пришла вместе с дедушкой на могилу неизвестного солдата, чтобы возложить цветы…
5. Таня вечером поздно возвращалась домой. Ей надо пройти через арку, в которой кромешная тьма. Вдруг из арки раздался душераздерающий крик.

III. Работа с дидактическим материалом “Развитие речи. 8–9 класс” с. 35

– Мы с вами изучаем на уроках литературы произведения русских писателей. И, наверное, самым ярким из них навсегда останется А.С. Пушкин. В 1827 году по просьбе его друга Антона Дельвига известный художник Орест Адамович Кипренский нарисовал портрет, о котором отец Пушкина сказал: “Лучший портрет моего сына есть тот, который написал Кипренский”. А сам поэт смог выразить свои мысли только стихами:

Себя, как в зеркале, я вижу,
И это зеркало мне льстит.

– Что вы увидели здесь во взгляде поэта? Сумел ли художник запечатлить творческую личность, создать возвышенный образ любимца муз?

– У меня есть два описания портрета А.С. Пушкина искусствоведами. Попробуйте уловить общее в этих описаниях. Найдите эпитеты, которые использует каждый из авторов, характеризуя взгляд поэта.

1. На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян… Рот напряженно сжат, и горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взгляде, показывает невысказанную тревогу.

2. Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. В изгибе плотно сомкнутых губ есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных.

IV. Работа в группах

– Рассмотрите предложенные вам портреты писателей и поэтов. Что вы увидели в их взгляде?

1. Н.С. Лесков.

“Особенно хороши были своим выражением его небольшие карие глаза: умные, живые, проницательные, иногда лукаво-насмешливые, они легко загорались гневом и огнем, когда он начинал сердиться или слышал пошлость и несправедливость, которых не могла вынести его благородная душа”.

Е.И. Борхсениус.

2. В.В. Маяковский.

“В спорах его глаза загорались, чувствуя живой интерес к окружающим явлениям, любознательность” .

И.Б.Карахан.

3. О. Мандельштам.

“Здороваясь со мной, он протянул мне руку и, подняв полуопущенные веки, взглянул на меня сияющими “ангельскими” глазами. И мне вдруг показалось, что сквозь них, как сквозь чистую воду, я вижу дно его сознания”.

И. Одоевская.

4. Ф.М.Достоевский.

“В серых, исподлобья хмурящихся глазах – озабоченность”.

С.В. Белов.

5. М.Ю.Лермонтов.

“Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших, неподвижно-темных глаз”.

И.С.Тургенев.

V. Рефлексия

– Так являются ли глаза зеркалом души? Смотрите, сколько выразительных средств можно использовать для описания взгляда человека. И они действительно помогают нам понять его сущность.
А теперь попробуйте еще раз описать глаза своего соседа, используя свою фантазию и все знания, которые вы получили сегодня на уроке.
Сравните эти описания с теми, которые вы сделали вначале урока. Что-нибудь изменилось?

Дополнение: В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбу людей. Глаза часто символизировали смысл и суть жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей. А египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра.

VI. Домашнее задание

– Среди фотографии семьи выберите те, которые ярко выражают эмоциональное состояние человека. Опишите этот взгляд.