Обстоятельства образа действия

Разделы: Русский язык


На вопросы: “где, когда,
Как, откуда и куда?”
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда

Смысловая тема: Вежливость

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится
так дорого, как вежливость.

М. Сервантес.

Цели: 1) обучающая: обучить умению находить обстоятельства образа действия в тексте, предложении, ставить к ним вопросы, узнать, чем они выражаются;

2) развивающая: повторить правописание е и и в словах с чередующимися корнями, закрепить знания об изученных видах обстоятельств, развитие внимания;

3) воспитательная: воспитание вежливости по отношению друг к другу и окружающим.

Оборудование: перфокарты, толковый словарь.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

II. Повторение изученного материала.

1. Задание с перфокартами.

е и и в словах”.

собирать

забирать

блистательный

замереть

блестящий

запирать

растирать

заблестеть

расстилает

вытереть

упереться

задирать

зажигать

стереть

блистал

прижигать

упирался

подбирать

Запись на доске.

Соединить буквы и и должно получиться “5”. Как вы усвоите материал сегодняшний, во многом зависит и от памяти. Поэтому даю такое задание “Проверяю свою память”. На доске написаны 10 слов. Внимательно их прочитайте, запомните. А теперь пишите.

Запись на доске.

Часы, волшебник, циферблат, портрет, стрелки, доброта, честность, характер, привычки, отзывчивость.

(Взаимопроверка)

У кого все 10 слов – 5

У кого 7 - 4

У кого меньше - 3

Кстати, все эти слова взяты из учебника. Поэтому нужно быть очень внимательным, когда изучаете правила, читаете учебник.

III. Новый материал.

Пишем число, тему, эпиграф.

Классная работа.

Слово учителя: Ообст.ОобразаДдействия указывают на способ или качество действия. Они относятся к сказуемому и стоят рядом с ним.

Прочитаем из учебника, чем могут выражаться о. о. д.

Обстоятельства образа действия выражаются:

1) наречиями;

2) существительными в творительном падеже без предлога и с предлогом с, в родительном падеже с предлогом без;

3) деепричастиями или деепричастными оборотами.

Теперь все это закрепим.

Учащиеся пишут предложение у доски.

  1. Выражаются наречием:
    1. Звонко кукушка вдали куковалаx.
    2. Снег падалx медленно и бесшумно.
    3. Место оказалосьx совсем неудачным.
  2. Выражаются существительным в творительном падеже без предлога и с предлогом с, в родительном падеже с предлогом без.
    1. Марат с увлечением занималсяx в кружке.
    2. Диктант за семестр он написалx без ошибок
  3. Выражаются деепричастием или деепричастным оборотом.
    1. Бегут, играя над.о. солнце, шумные ручьи.

IV. Закрепление:

Три ученика работают у доски.

1-ый ученик ( с ним работает 1-ый ряд:определить, к какой части речи относится каждое слово и сделать полный синтаксический разбор).

Из середины леса ясно долетает. частый стук дятла.

(простое, повеств, невоскл., распр., двусост., полное, неосл.)

2-ый ученик (с ним работает 2-ой ряд: вставить пропущенные буквы)

Идешь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор, выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка, беспомощно размахивает крыльями.

3-ий ученик (с ним работает 3-ий ряд).

Морфемный р – р

Долетает

Частый

Стук

Ясно

Пролетающий

После проверки заданий дается самостоятельное задание всем:

выписать из 1-го предложения и 2-го текста о. о. д. с теми глаголами, к которым относятся и сделать схему.

Слово учителя.

О. о. д. могут выражать сравнение. Тогда они вводятся в предложение при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно и называются сравнительным оборотом, на письме выделяются запятыми.

Пишут на доске.

а) Как парускак?, чайка там белеетх в высоте.

б) Грач по нивам ходитх важно, словнокак? сельский агроном.

V. Диагностика.

Самостоятельная творческая работа.

Слово учителя.

Ребята, давайте прочитаем второй эпиграф нашего урока.

А теперь прочитаем толкование слова “вежливый” по толковому словарю (стр. 72).

Вежливый, -ая, -ое, -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение. В. намек.

Вежливо (нареч.) попросить.

Сущ. Вежливость, -и, ж. Точность –в. королей (афоризм).

Вы согласны с этими словами? Конечно, да. Вообще в наше сложное время этой черты характера не хватает многим. Вот и сейчас подумайте об этом и напишите совет некоторым товарищам, как нужно вести себя в обществе, коллективе, используя о. о. д. и сравнительные обороты.

VI. Домашнее задание:

Упр. 131(пис.) – по образцу.

§ на стр. 90 - изучить.