На вопросы: “где, когда,
Как, откуда и куда?”
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда
Смысловая тема: Вежливость
Ничто не обходится нам так дешево и не
ценится
так дорого, как вежливость.
М. Сервантес.
Цели: 1) обучающая: обучить умению находить обстоятельства образа действия в тексте, предложении, ставить к ним вопросы, узнать, чем они выражаются;
2) развивающая: повторить правописание е и и в словах с чередующимися корнями, закрепить знания об изученных видах обстоятельств, развитие внимания;
3) воспитательная: воспитание вежливости по отношению друг к другу и окружающим.
Оборудование: перфокарты, толковый словарь.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
II. Повторение изученного материала.
1. Задание с перфокартами.
“ е и и в словах”.
собирать забирать блистательный замереть блестящий запирать |
растирать заблестеть расстилает вытереть упереться задирать |
зажигать стереть блистал прижигать упирался подбирать |
Запись на доске.
Соединить буквы и и должно получиться “5”. Как вы усвоите материал сегодняшний, во многом зависит и от памяти. Поэтому даю такое задание “Проверяю свою память”. На доске написаны 10 слов. Внимательно их прочитайте, запомните. А теперь пишите.
Запись на доске.
Часы, волшебник, циферблат, портрет, стрелки, доброта, честность, характер, привычки, отзывчивость.
(Взаимопроверка)
У кого все 10 слов – 5
У кого 7 - 4
У кого меньше - 3
Кстати, все эти слова взяты из учебника. Поэтому нужно быть очень внимательным, когда изучаете правила, читаете учебник.
III. Новый материал.
Пишем число, тему, эпиграф.
Классная работа.
Слово учителя: Ообст.ОобразаДдействия указывают на способ или качество действия. Они относятся к сказуемому и стоят рядом с ним.
Прочитаем из учебника, чем могут выражаться о. о. д.
Обстоятельства образа действия выражаются:
1) наречиями;
2) существительными в творительном падеже без предлога и с предлогом с, в родительном падеже с предлогом без;
3) деепричастиями или деепричастными оборотами.
Теперь все это закрепим.
Учащиеся пишут предложение у доски.
- Выражаются наречием:
- Звонко кукушка вдали куковалаx.
- Снег падалx медленно и бесшумно.
- Место оказалосьx совсем неудачным.
- Выражаются существительным в творительном падеже без предлога и с предлогом с, в родительном падеже с предлогом без.
- Марат с увлечением занималсяx в кружке.
- Диктант за семестр он написалx без ошибок
- Выражаются деепричастием или деепричастным оборотом.
- Бегут, играя над.о. солнце, шумные ручьи.
IV. Закрепление:
Три ученика работают у доски.
1-ый ученик ( с ним работает 1-ый ряд:определить, к какой части речи относится каждое слово и сделать полный синтаксический разбор).
Из середины леса ясно долетает. частый стук дятла.
(простое, повеств, невоскл., распр., двусост., полное, неосл.)
2-ый ученик (с ним работает 2-ой ряд: вставить пропущенные буквы)
Идешь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор, выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка, беспомощно размахивает крыльями.
3-ий ученик (с ним работает 3-ий ряд).
Морфемный р – р
Долетает
Частый
Стук
Ясно
Пролетающий
После проверки заданий дается самостоятельное задание всем:
выписать из 1-го предложения и 2-го текста о. о. д. с теми глаголами, к которым относятся и сделать схему.
Слово учителя.
О. о. д. могут выражать сравнение. Тогда они вводятся в предложение при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно и называются сравнительным оборотом, на письме выделяются запятыми.
Пишут на доске.
а) Как парускак?, чайка там белеетх в высоте.
б) Грач по нивам ходитх важно, словнокак? сельский агроном.
V. Диагностика.
Самостоятельная творческая работа.
Слово учителя.
Ребята, давайте прочитаем второй эпиграф нашего урока.
А теперь прочитаем толкование слова “вежливый” по толковому словарю (стр. 72).
Вежливый, -ая, -ое, -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение. В. намек.
Вежливо (нареч.) попросить.
Сущ. Вежливость, -и, ж. Точность –в. королей (афоризм).
Вы согласны с этими словами? Конечно, да. Вообще в наше сложное время этой черты характера не хватает многим. Вот и сейчас подумайте об этом и напишите совет некоторым товарищам, как нужно вести себя в обществе, коллективе, используя о. о. д. и сравнительные обороты.
VI. Домашнее задание:
Упр. 131(пис.) – по образцу.
§ на стр. 90 - изучить.