Внеклассное занятие по русскому языку на тему: "Язык в речевом общении"

Разделы: Русский язык


Ход занятия

Учитель. Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас?

Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Не станем дальше рисовать эту фантастическую картину: невозможно даже предугадать все последствия, которые ожидали бы человеческое общество, если бы вдруг исчез язык, если бы общение стало невозможным.

Для работы на сегодняшнем занятии мы разделились на теоретиков и практиков. И первая часть нашего занятия поможет вам лучше понять, что такое общение, познакомит с видами общения, а также мы выясним, что необходимо для речевого общения. (Выступления учащихся [1])

I. Общение. Виды общения.

Условия речевого общения.

Теоретик. Общение – это контакты людей друг с другом: обмен информацией, вопросы собеседнику, желание получить от него ответ.

Основная цель общения – воздействовать на собеседника.

Общение может быть контактным и дистантным.

При контактном общении собеседники находятся поблизости, так что они могут видеть и слышать друг друга. Такие ситуации возникают в диалогах при встречах, сообщении какой-то информации, поручениях собеседнику, при речевых контактах учителя и учеников, врачей и пациентов, а также в типичных монологических ситуациях: выступлениях артистов перед зрителями, лекторов перед аудиторией.

В таких ситуациях все наглядно, все на виду. Многое понятно с полуслова. Здесь немало можно сказать собеседнику мимикой, жестами, выражением глаз, интонацией. (Иллюстрирование эпизода).

При дистантном общении собеседники разделены временем, расстоянием или и временем, и пространством. (Иллюстрирование эпизода).

Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Прежде всего – хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.

Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба.

Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.

Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться только через переводчика.

Задания для практиков. Записать всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении. Предполагаемые ответы:

Здравствуй! Здравствуйте! Привет! Чао! Салют! Здравия желаю! Рад вас приветствовать!

До свидания! Пока! Разрешите откланяться! Прощай! До скорого свидания!

Теоретик. С понятием “общение” тесно связано понятие “коммуникабельность”.

Что значит быть коммуникабельным? (Работа со словарной статьей толкового словаря С.И.Ожегова)

Это значит быть склонным к общению, проявлять в речевых контактах инициативу, уметь и хотеть с кем-то общаться. А некоммуникабельный человек старается избежать общения, быть в нем чрезмерно лаконичным, любит уединение.

Послушайте придание о финском мальчике.

Один финский мальчик будто бы молчал шесть лет. И его родители даже думали, что он будет немым. Но вот однажды отец взял сына с собой в лес, чтобы показать ему, как валят деревья. Мальчик, хотя с интересом, но молча наблюдал за действиями отца. И вот он громко закричал: “Берегись! Назад!” Лесоруб отскочил – и тяжелый ствол грохнулся у самых его ног. Благодарно обнимая сына, отец спросил: “Что же ты, сынок, раньше-то ничего не говорил?” - “А незачем было!” - ответил сын.

Учитель. Вторая часть занятия посвящается речевому этикету.

II. Речевой этикет.

Теоретик. Речевой этикет – это правила речевого поведения. Цель его – установить контакт с собеседником.

Этикетные слова вроде бы не передают никакой информации, но тем не менее они обладают особой значимостью. Ведь люди небезразличны к тому, кто их приветствует, обращаются к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу, просит прощения.

Информация в речевом этикете говорит о мере уважения к собеседнику. Вы сказали соседу “ Доброе утро!” - тем самым вы показали свое уважение к человеку. Вы произнесли: “Извините, меня, пожалуйста!” - это значит, что вы признали свою вину и просите не сердиться и простить вас. “Благодарю вас!” - это значит. Что вы заметили услугу и готовы к ответному доброму действию.

Если вдуматься в старое значение этикетных сочетаний, то становится ясным их глубоко доброжелательный смысл: здравствуйте- “будьте здоровы”, всего доброго -пожелание хорошего, как и в приветствиях добрый день, доброе утро, добро пожаловать.

Этикет может быть и неречевым. В некоторых ситуациях жесты могут заменять словесные формулы - это и будет являться неречевым этикетом. Например, здороваясь, два молодых человека молча пожимают друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы. (Оба эпизода иллюстрируются показом).

Речевой этикет и народные обычаи.

Теоретик. Русские спрашивают: “Как здоровье?” А древние египтяне при встрече интересовались: “Как вы потеете?” Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: “Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?” Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит “целую руку”, не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Древние греки приветствовали друг друга: “Радуйся!”, а современные греки: “Будь здоровым!” Арабы говорят: “Мир с тобой!”, индейцы одного из племени: “Все хорошо!” Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: “Ты ел?” - “Ел” (или “Еще нет”).

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот “уйти по-английски”, то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.

III. Устная речь.

Ученица читает стихотворение Ф.Кривина “Песенка об орфоэпии”.

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный луК, и я лИжу
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь - лИса, красивый длинный пруТ.
И что такое он плетет -
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я запИваю песни…
На днях в лесу нашел я груСТь
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить…

Теоретик. Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание прочитанного. Но произвол в произношении почти также недопустим, как и анархия в письме. Дело в том, что отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти также мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.

Задания для практиков.

Карточка №1. Правильно произнесите слова:

  • что чтобы тире конечно модель депо шимпанзе
  • скучно мягче легче яичница скворечник

Карточка №2. Поставьте ударения в словах и правильно прочитайте их.

  • газопровод километр средства мельком портфель
  • прибыл прибыла права правы черпая
  • звонит звонят творог фарфор цемент

Учитель. Ребята, я хотела бы, чтобы вы запомнили слова К.С.Станиславского: “Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает …человека с ампутированными ногами”.

И особое беспокойство вызывает речь молодых людей, понять смысл которой бывает очень непросто. Давайте посмотрим инсценировку, и может быть некоторые ребята тут же откажутся от привычных словечек. (Просмотр инсценировки).

IV. Письменная речь.

Учитель. О грамотности в письменной речи мы говорили немало. И стихотворение А.Шибаева “Грустные вести” еще раз напомнит о необходимости знаний орфографических правил.

Задания для практиков.

А вот еще одна история: “ Дима написал своему другу Пете записку: “Приходи с мечом вечером, сыграем”. Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

- Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу вечера Дима собрал ребят своей улицы.

- Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

- А мяч есть?

- Есть! Сейчас Петька принесет. Я ему написал записку, он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования- длинный деревянный меч. Почему? (Ответы учащихся).

Задания для практиков.

Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы.

Отв..рить дверь – отв..рить свеклу

Задр..жать – раздр..жать

Скр..пя зубами – скр..пя сердце

Пло.. с дерева – пло.. из дерева

Вып..лить из ружья – вып..лоть грядку

Учитель. В заключении нашего занятия я хотела бы напомнить вам слова Р.Зеленой: “Русский язык нужно охранять и беречь, как русскую природу. Он столь же прекрасен и беззащитен”.

Литература.

1. Материал для выступления теоретиков взят из журналов “Русский язык в школе” за 2001-2003 гг.