Конспект открытого урока в 5-м классе по русскому языку на тему: "Морфемика. Морфемный разбор слова"

Разделы: Русский язык


Тема: «Морфемика. Морфемный разбор слова».

Задачи урока: 1. Повторение словарных слов.

2. Обобщение знаний о морфемах слова.

3. Совершенствование навыка морфемного разбора слова.

4. Развитие внимания и зрительной памяти.

Оформление доски:

1.

Тракторист

Велосипед

Соломенная

Аптека

Программа

Карикатура

Медальон

Перрон

Классная работа.

Морфемика. Морфемный разбор слова.

Хозяйство

Спортсмен

Деревня

Лекарство

Компьютер

Карандаш

Память

Вокзал

2.

3. каменный

клюквенный

4. стекло – сущ.

стекло – глаг.

Ход урока:

І. Сообщение темы и задач урока.

ІІ. Повторение словарных слов.

(На доске записаны два столбика словарных слов)

- Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (дети читают вслух по одной паре слов)

- Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика)

- Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (дети пишут)

- Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически. Учитель открывает слова первого столбика, ученики проверяют свои записи).

ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова.

– Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы. Давайте вспомним, что такое морфема? (Ученики дают определение морфемы).

- Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («тракторист» и «соломенная»).

- Дайте определение каждой морфеме.

- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

- Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).

- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

Физкультминутка.

ІV. Упражнения в морфемном разборе слова.

- Итак, главная морфема в слове – корень, так как содержит в себе смысл слова. И не поняв лексического значения слова, мы не сможем правильно выделить в слове морфемы.

Как вы думаете, одинаковы ли морфемы в словах «каменный» и «клюквенный»?

(Слова записаны на доске под номером № 3).

- Запишите эти слова и разберите их по составу. С чего нужно начать разбор?

(С определения части речи и выяснения лексического значения слова).

(У доски по одному ученику разбирают слова с комментированием)

V. Самостоятельная работа по сборникам упражнений Т. Шкляровой

(с. 22, упр.59)

- Прочитайте задание. Чем отличаются формы слова от однокоренных слов?

(У форм слова различны только окончания, а однокоренные слова имеют разные приставки и суффиксы.

- На доске выполнят это упражнение молча двое учеников: один будет записывать формы слова «дом»дом" доске выполнят это упражнение молча двое учеников: один будет записывать формы слова "ксы(

, а другой - однокоренные слова к слову " дом". Выделять морфемы в словах. (После выполнения задания у доски и на местах выполняется правильность его выполнения).

VI. Диктант.

- Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла.

- Проверим орфографию: объясните написание слов "стирала", "порядок", "наводила", "не хватило".

- Какое слово встречается в предложении дважды?

- Одинаков ли морфемный состав слова "мыла"? Почему? Выпишите слова и разберите их по составу.

мыла
мыла

VII. Творческое задание.

- Придумайте предложения или мини-текст со словами

стекло - существительное

стекло - глагол

(Учитель открывает запись этих слов на доске)

- Прочитайте свои работы. (Заслушиваются несколько учащихся)

Жидкое стекло в форму стекло.

Я сегодня мыла стекло и мыло по стеклу стекло.

За окном дождь. Я сижу у окна и смотрю на улицу через стекло. Вот несколько капель стекло.

VIII. Подведение итогов урока.

- Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)