Тема: «Морфемика. Морфемный разбор слова».
Задачи урока: 1. Повторение словарных слов.
2. Обобщение знаний о морфемах слова.
3. Совершенствование навыка морфемного разбора слова.
4. Развитие внимания и зрительной памяти.
Оформление доски:
1. Тракторист Велосипед Соломенная Аптека Программа Карикатура Медальон Перрон |
Классная работа. Морфемика. Морфемный разбор слова. |
|
Хозяйство Спортсмен Деревня Лекарство Компьютер Карандаш Память Вокзал |
2. 3. каменный клюквенный 4. стекло – сущ. стекло – глаг. |
Ход урока:
І. Сообщение темы и задач урока.
ІІ. Повторение словарных слов.
(На доске записаны два столбика словарных слов)
- Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (дети читают вслух по одной паре слов)
- Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика)
- Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (дети пишут)
- Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически. Учитель открывает слова первого столбика, ученики проверяют свои записи).
ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова.
– Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы. Давайте вспомним, что такое морфема? (Ученики дают определение морфемы).
- Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («тракторист» и «соломенная»).
- Дайте определение каждой морфеме.
- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)
- Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).
- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).
- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)
Физкультминутка.
ІV. Упражнения в морфемном разборе слова.
- Итак, главная морфема в слове – корень, так как содержит в себе смысл слова. И не поняв лексического значения слова, мы не сможем правильно выделить в слове морфемы.
Как вы думаете, одинаковы ли морфемы в словах «каменный» и «клюквенный»?
(Слова записаны на доске под номером № 3).
- Запишите эти слова и разберите их по составу. С чего нужно начать разбор?
(С определения части речи и выяснения лексического значения слова).
(У доски по одному ученику разбирают слова с комментированием)
V. Самостоятельная работа по сборникам упражнений Т. Шкляровой
(с. 22, упр.59)
- Прочитайте задание. Чем отличаются формы слова от однокоренных слов?
(У форм слова различны только окончания, а однокоренные слова имеют разные приставки и суффиксы.
- На доске выполнят это упражнение молча двое учеников: один будет записывать формы слова «дом»дом" доске выполнят это упражнение молча двое учеников: один будет записывать формы слова "ксы(
, а другой - однокоренные слова к слову " дом". Выделять морфемы в словах. (После выполнения задания у доски и на местах выполняется правильность его выполнения).
VI. Диктант.
- Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла.
- Проверим орфографию: объясните написание слов "стирала", "порядок", "наводила", "не хватило".
- Какое слово встречается в предложении дважды?
- Одинаков ли морфемный состав слова "мыла"? Почему? Выпишите слова и разберите их по составу.
мыла
мыла
VII. Творческое задание.
- Придумайте предложения или мини-текст со словами
стекло - существительное
стекло - глагол
(Учитель открывает запись этих слов на доске)
- Прочитайте свои работы. (Заслушиваются несколько учащихся)
Жидкое стекло в форму стекло.
Я сегодня мыла стекло и мыло по стеклу стекло.
За окном дождь. Я сижу у окна и смотрю на улицу через стекло. Вот несколько капель стекло.
VIII. Подведение итогов урока.
- Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)