Русский язык
-
Тема урока: "Глагол как часть речи". 6-й класс. Лингвистическая лаборатория 2006
Это урок обобщения знаний о глаголе в 6-м классе с углубленным изучением русского языка. Урок восхождения к вершинам языка, урок сотрудничества, урок исследования языка.
-
Формирование исследовательских умений учащихся на уроках русского языка (при изучении темы "Деепричастие", 6-й класс) 2006
В статье представлен опыт по формированию исследовательских учебных умений шестиклассников на первом уроке по изучению темы "Деепричастие". Автор предлагает обратить внимание и на групповую форму организации познавательной деятельности детей при построении подобных уроков как очень эффективную с точки зрения временных и интеллектуальных затрат. Также прилагается дидактический материал для исследования с учетом разноуровневой подготовки учащихся и вариант результатов исследования. Обращаем особое внимание на то, что хотя представленный опыт и конкретен, но является по своей сути общей моделью.
-
От смыслопонимания к смыслотворчеству 2006
Задача словесника – научить владеть русской речью, видеть безграничные возможности слова в выражении оттенков смысла. Познав тайны творчества, дети начинают ценить шедевры литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, где "все есть и ничего лишнего", создавая собственные.
-
Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006
Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.
-
Изучение регионального компонента на уроках русского языка 2006
В данной работе выделены лишь некоторые виды лингвокраеведческой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Новокузнецка и Кемеровской области.
-
Урок развития речи по теме: "Реклама" 2006
Уроки развития речи решают задачи развития образного мышления, самостоятельного видения окружающего мира, вопросы этики, эстетики, формальной логики, что вызвано требованиями современной жизни. Современную жизнь невозможно представить себе без рекламы, поэтому урок развития речи по обучению составлению рекламы может представлять интерес для учителя-практика. Целью данного урока является: ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к рекламе, научить составлять рекламу, развить коммуникативные и творческие способности учащихся. Данный урок предлагается для использования на уроках развития речи в 8-м классе.
-
Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" 2006
Представленная тема рассчитана на 2 часа. Игровая технология урока основана на местном краеведческом материале с опорой на практический опыт детей (проведение экскурсий, колядование). Индивидуальные задания помогают расширить кругозор учащихся, пополнять их словарный запас, учат находить информацию из разных источников и систематизировать ее. Карточки с заданиями могут использоваться на разных этапах урока.
-
Предупреждение речевых недочетов 2006
Работа по предупреждению речевых недочетов должна проводиться в соответствии с возрастом и знаниями учащихся: в 5–6-х классах даются менее сложные задания по предупреждению ошибок, учитываются более простые случаи нарушения литературной нормы в области лексики и грамматики, в 7–8-х и в последующих классах усложняются словарно-грамматические упражнения.
-
Этимология на службе орфографии (факультативный курс). 9-й класс 2006
Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём. Этимологическая справка при обучении родному языку помогает удовлетворить эту языковую потребность детей. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл, стёршийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке.
-
Урок повторения и систематизации знаний по теме: "Правописание суффиксов причастий". Русский язык. 10-й класс 2006
Представлен план-конспект открытого урока по учебной дисциплине "русский язык".
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Глаза — зеркало души" 2006
Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе направлен на воспитание нравственно-эстетического отношения о учащихся к художественному портрету.
-
Проект "Лаборатория искусств" 2006
Учащиеся знакомятся с понятиями портрет, характер, образ, поступок, с несловесными средствами общения – мимикой, взглядом, позой, жестами, узнают, что художественный образ можно передать музыкой, живописью, скульптурой, литературой.
-
Развитие речи на тему: "Город, в котором хочется жить" (подготовка к сочинению). 5-й класс 2006
Современному школьнику сложно соотнести свои внутренние возможности с требованиями, предъявляемыми при написании творческих работ на уроке русского языка. Принцип взаимосвязи возрастных особенностей и видов творческих работ (в данном случае - на материале Русского Севера) способствует повышению мотивации образовательной деятельности учащихся, меняется отношение к творческой деятельности на уроках русского языка, создается среда, способствующая развитию творческих способностей ученика.
-
Психолого-педагогическое обеспечение социально-гуманитарных групп в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения 2006
Данная работа представляет собой пакет практического материала психолого-педагогического скрининга, эффективно работающего в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Может быть использована в работе психолога, учителей-предметников с целью формирования социально-гуманитарных групп, классов и организации мониторинга.
-
Урок русского языка по теме: "Окончание не бывает случайным!" 2006
Урок проводится с целью обобщения изученного о личных окончаниях глаголов I и II спряжения. Задачи урока – повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов, развивать умение применять конкретное правило на практике; работать в группах, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
-
Приглашение на светский раут с точки зрения лингвистики 2006
Совершенствование речевой культуры школьников, формирование умения поддерживать разговор в ситуации непринужденного неофициального общения
-
Конспект открытого урока в 5-м классе по русскому языку на тему: "Морфемика. Морфемный разбор слова" 2006
Об изучении учениками морфемики, морфемного разбора слова.
-
Дидактические материалы к уроку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Разные случаи постановки тире в предложении" 2006
Статья представляет собой материалы к двум урокам по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Разные случаи постановки тире в предложении».
-
Сложноподчиненные предложения: структура, средства связи, типы придаточных. Роль СПП в тексте 2006
Урок является первым в системе уроков, посвящённых изучению сложноподчинённого предложения. Тип урока - мозговой штурм - предполагает комплексное знакомство со всеми теоретическими сведениями, которые будут закрепляться в дальнейшем. Ученики выступают как соратники учителя, готовя презентации к различным аспектам теории, проводя исследование различных учебно-методических комплексов. Использование компьютерных программ "Фраза", "Уроки русского языка в 8–9 классах" и др. позволяют в закрепить полученные знания.
-
Использование рисунка на уроках русского языка 2006
Одним из эффективных средств обучения является рисунок. Рисунки используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. Работу с рисунком на карточке выполняется на этапе закрепления материала. Цель и назначение использования плакатного рисунка в том, чтобы помочь сознательно усвоить материал, осмыслить и запомнить орфографическое правило. Пиктографический альбом – это эффективное средство использования рисунка на уроках русского языка Рисунки, выполненные детьми на основе прочитанного текста, помогают выявить, как ребенок принял и осознал текст.
-
Урок русского языка по теме: "Способы выражения обстоятельства образа действия" в 4-м классе с компьютерной поддержкой 2006
Внедрение новых информационных технологий в практику начальной школы – нелегкий и трудоемкий процесс. Во многом это зависит от профессионально-личностного потенциала коллектива учителей, способности к творчеству, стремлению к овладению новыми педагогическими технологиями. Опыт, наработанный нашими педагогами, показывает, что использование НИТ, стимулирует творческий и профессиональный рост педагогов, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
-
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе 2006
Представленные фрагменты уроков показывают, что младшие школьники могут успешно овладеть новыми технологиями для представления результатов своей учебной деятельности, причем не важно, какие предметы охватывает проект.
-
Программа элективного курса "Секреты эффективной коммуникации" 2006
Представленная программа элективного курса предназначена для старшеклассников школ, лицеев, гимназий гуманитарного профиля вне зависимости от их будущей специальности (история, филология, экономика, художественное творчество). К сожалению, этот курс еще не был апробирован в практической деятельности и является сугубо теоретической находкой автора, который надеется, что данная разработка заслуживает внимания читателей.
-
Открытый урок по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему: "Выразительные возможности лексики" 2006
Данный урок был проведен в ноябре 2005 года в группе 2-го курса технической специальности «Автоматические системы управления», где изучается эта дисциплина в размере 64-х часов. Занятие является последним перед практической работой в теме «Лексика». Автор не ставил целью рассмотреть все возможные средства лексической выразительности, а остановился на некоторых из них: тропы как средство художественной выразительности, выразительные возможности омонимов, антонимов и фразеологизмов.
-
Работа с текстом на уроках русского языка как одно из условий управления творческими способностями учащихся 2006
Основная цель учительского труда – передать знания своим ученикам, научить их пользоваться ими. В этом и состоит процесс обучения. Непременным условием его совершенствования является управление учебной деятельностью учащихся со стороны учителя. Используя еще не исчерпанные ресурсы, таящиеся в программном материале, необходимо выработать у учащихся целенаправленные и продуктивные умения и навыки составления связных текстов, что связано и с творческим заданием ЕГЭ – анализом текста и написанием собственного сочинения-рассуждения.
-
Работа по актуализации знаний учащихся на уроках русского языка 2006
Работа отражает опыт работы учителя в 5–7-х классах. Количество часов, отведенных по программе, позволяет проводить интегрированные уроки, лабораторные работы, что дает возможность глубже изучать тему. В основе – работа с литературными текстами с элементами лингвистического анализа. В ходе работы на уроках повторяются ранее изученные правила, отрабатываются навыки разбора. Проведенные в системе уроки служат развитию устной и письменной речи, прививают интерес к предмету. Уроки эмоциональны, нравятся ребятам возможностью расширения их знаний об окружающем мире. Их можно проводить работая как с учебниками Т.А. Ладыжинской, так и с учебниками других авторов. Важно, что учитель может выстроить свою систему актуализации знаний, наполнить подобные уроки другим содержанием, т.е. другими заданиями. В приложении даются разработки некоторых проведенных уроков.
-
Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками 2006
Цель работы – мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях при выполнении работы над ошибками. Опыт показывает, что ученики часто не умеют применить правило на практике, не умеют анализировать. Обычный анализ ошибок недостаточно эффективен. Таблица "Анализ работы над ошибками", расширенная и дополненная мною, которую после каждого диктанта, самостоятельной работы, заполняют ученики, повышает эффективность такого анализа, способствует развитию логического мышления и самоконтроля, вызывает определённую заинтересованность учеников. Сводная таблица, которую заполняет учитель, позволяет контролировать каждого ученика, видеть его "любимые ошибки", а также пробелы в знаниях всего класса и целенаправленно вести индивидуальную работу с каждым. Творческие задания с элементами игры, которыми завершается работа над ошибками, вносят разнообразие в ход урока, повышают интерес и эффективность закрепления материала.
-
Конспект урока по теме: "Роль мягкого знака в русском языке и русской речи". 4-й класс 2006
Может ли ученик начальной школы приблизиться к полному освоению всего спектра правил на мягком знаке? Может ли он это сделать практически самостоятельно? Да, опираясь на имеющиеся знания о распознавании частей речи. Как это сделать легко, используя методику РКЧМ (развитие критического мышления) через чтение и письмо) и групповую деятельность, вы узнаете в конспекте урока "Формообразующий мягкий знак" в четвертом классе. Итак, надо ли ждать пятый, шестой, седьмой год обучения русскому языку и плодить ошибки? По этому принципу можно построить любую новую тему, а приемы очень нравятся учащимся.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Обобщение по теме: "Союз". Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой 2006
Союз – это служебная часть речи, которая связывает члены предложения, простые предложения в сложном. Союзы бывают простые и составные и делятся на две группы: подчинительные и сочинительные. Сочинительные союзы делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные, а подчинительные – на восемь: временные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
-
Проект открытого урока русского языка в 6-м классе по теме: "Повторение об имени прилагательном" 2006
Основная задача этого урока: показать значение имен прилагательных для создания красивой, образной речи. Через урок воспитывать любовь к природе, внутренней и внешней красоте человека. Стимулировать поисковую деятельность учащихся.