Урок русского языка по теме "Строение и грамматическое значение предложения" (учебник С.Г. Бархударова). 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тема: Строение и грамматическое значение предложений.

Цель: Расширить знания учащихся о предложении как основной синтаксической единице, а именно: научить анализировать строение предложения и определять его грамматическое значение.

План урока:

  1. Повторение пройденного (схема).
  2. Синтаксический разбор предложений (работа в группах).
  3. Анализ предложений путем сравнения конструкций. Постижение новых сведений о предложении.
  4. Игра "Слабое звено".
  5. Закрепление нового материала: тренировочные упражнения из учебника.
  6. Словарная работа.
  7. Подведение итогов урока.

I. Повторение пройденного

Прежде чем начать освоение новой темы, стоит с ребятами повторить те сведения о предложении, которые уже известны. Для этого удобна следующая схема.

II. Синтаксический разбор предложений

Учащиеся легко вспомнят основные признаки предложений. Далее предлагается практически закрепить сведения синтаксическим разбором предложений, при этом ребят разделить на группы, чтобы в коллективном обсуждении слабым учащимся помочь ликвидировать затруднения. Обратим внимание на инструкцию:

Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружите этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.

1. Заболел я. Мать в тоске томится и крошит в заварку зверобой. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной.

2. Про волнистую рожь при луне по кудрям моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся. Не буди только память во мне.

По окончании синтаксического разбора ребята делают вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

III. Аналитическая работа

  • Выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
  • Выпускники готовились к сдаче последнего экзамена.
  • Выпускники будут готовиться к сдаче последнего экзамена.

Чем отличаются эти предложения друг от друга?

Ответ: различается время: в 1-м предложении оно настоящее; во 2-м – прошлое; в 3-м – будущее. Эти значения выражаются глаголами в изъявительном наклонении, которые являются сказуемыми. Но наклонение может быть и другим.

Усложняем задачу: сравним предложения.

  • Выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
  • Пусть выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.

Ответ: в 1-м речь идет о событиях реальных, значение выражено глаголом в изъявительном наклонении; во 2-м – о событиях лишь желаемых, значение выражено глаголом повелительного наклонения. Грамматическое значение времени выражено только в первом случае, т.к. глаголы в повелительном наклонении (как и в условном) значения времени не имеют.

Вывод: Итак, грамматические значения предложения – это значение наклонения, а в изъявительном наклонении – и значение времени. Сосредоточены эти значения в грамматической основе предложения. Вот почему члены грамматической основы называются главными членами предложения.
Однако не всегда грамматическую основу установить так просто. Предлагается задание учащимся с целью исследования, где нужно изменить время или наклонение.

  • Писать сочинение было для меня большое удовольствие.
  • Писать сочинение будет для меня большое удовольствие.
  • Писать сочинение было бы для меня большое удовольствие.

Ребята приходят к выводу, что грамматическое значение наклонения и времени выражаются сказуемым, следовательно, сказуемое – удовольствие.

IV. Игра "Слабое звено": закрепление пройденного материала, подготовка к выполнению тренировочных упражнений.

Определите, какими частями речи выражено подлежащее в следующих предложениях и каково значение грамматической основы:

  • Сытый голодного не разумеет.
  • Семеро одного не ждут.
  • Опоздавшие не допускаются в класс.
  • Пришло и послезавтра.
  • Из-за, из-под пишутся через черточку.
  • Учиться – всегда пригодится.

Отыщите подлежащее и сказуемое в этих предложениях.

  • Чьи бы это были следы?
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Я не я и хата не моя.
  • Хорошо это – жизнь!

V. Работа с учебником: тренировочные упражнения – упр. 77, 79.

VI. Словарная работа предполагает проверку зрительной памяти и внимания учащихся, поэтому слова подобраны со страниц 36–39 §9.

Спортсмен, цитаты, однообразный, приамурский, пловцы, поздний, поредевший, горизонт, далеко-далеко, огненный, колхозники, гражданин, телефон, командир, хищница, приказание, бассейн, эскадроны, беспокойно, тренироваться.

VII. Подведение итогов урока

Задание на дом: §9, упр. 78