- приготовили хорошие связные рассказы;
- подобрали высказывания о русском языке;
- обобщили самостоятельно сделанные выводы по сказам П.П. Бажова.
На уроке ученики работали со словарями, наблюдали тесную связь между двумя предметами: русским языком и литературой – приобщались к краеведческому материалу.
Ход урока
1. Слово учителя.
В нашем домашнем задании было необходимо составить устный текст научного стиля о лексикологии. Поэтому наша тема: “Лексикология как раздел науки о языке”.
Цель нашего урока: вспомнить и обобщить все известное по данному вопросу, поработать со словом как основной единицей языка.
Слушаем рассказ Молчановой Кати, все готовят рецензию.
2. Рассказ ученицы.
Лексикология – это раздел науки о языке, в которой изучаются лексическое значение, употребление и происхождение слов. Лексика – это весь словарный состав нашего языка. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение.
Слова могут быть однозначными (иметь одно лексическое значение) и многозначными (иметь несколько лексических значений).
Помимо прямого лексического значение слова могут иметь переносное значение. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
3. Рецензия Морозова Димы.
Катя составила текст научного стиля, правильно изложила материал, но не привела примеры.
Слово учителя. Приведите примеры омонимов по вашим рисункам. На доске – выставка рисунков.
Ответ Тигровой Юли.
Большинство слов русского языка известны всему народу – это общеупотребительные слова. Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются профессиональными.
Язык постоянно развивается и обогащается, в него вливаются заимствованные слова, появляются неологизмы (новые слова), а некоторые слова выходят из повседневного употребления, становятся устаревшими.
4. Фронтальная беседа.
- Где мы можем узнать лексическое значение слова? (В Толковом словаре.)
- Попробуйте по лексическому значению узнать слово.
Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево. (Карандаш).
Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом. (Книга).
- Попробуйте сами раскрыть лексическое значение.
Стул – род мебели для сидения со спинкой (на одного человека).
Тетрадь – сшитые листы чистой бумаги в обложке.
- По своему словарику приведите примеры однозначного и многозначного слов.
Резиденция, язык.
- Составьте и разберите словосочетания с каждым значением слова “язык”.
Коровий язык, русский язык.
- Для чего нам нужен язык (средство общения)?
- Передавать свои мысли, чувства;
- общаться, разговаривать;
- учиться, передавать свои знания.
- Каково значение русского языка? (Ребята приводят примеры высказываний).
- “Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа” (К.Д. Ушинский).
- “Русский язык необыкновенно богат” (В.Г. Белинский).
- “Русский язык выразителен, свободен и гармоничен” (В.К. Кюхельбекер).
- Записываем это предложение и выполняем его синтаксический разбор. Выполняем фонетический разбор слова “язык”.
- На русском языке говорят многие народы.
Поэтому эпиграф к нашему уроку:
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. (И.С. Тургенев).
- Да, мы должны бережно относиться к каждому слову, правильно употреблять их в речи, умело использовать синонимы. По “Словарю синонимов” вы выбирали цепочки слов. Прочитайте их.
- I. Писать (посредством графики), строчить, катать, царапать, марать, черкать, ч'иркать.
- II. Писать (создавать произведение), сочинять, слагать, складывать, кропать, стряпать, марать.
- Частица (незначительное количество), крупица, капля, капелька, кроха, крошка, малая толика.
Много (большое количество), немало, полн'о, полным-полно, (разг., усилит.) страсть, жуть, ужас, страху сколько, видимо-невидимо, хоть отбавляй, деть некуда, не счесть, без числа, бессчетно, пруд пруди, непочатый край, невпроворот, навалом, по горло.
- В литературоведении есть такое понятие – градация – расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. (Понятие заимствовано из латинского языка, от “ступень, степень”).
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым…
Запишем это предложение. Выполним морфологический разбор слов: “жалею”, “белых”.
5. Игра.
Первая группа учеников называет слово, вторая подбирает к нему антоним. (Работа со “Словарем антонимов”).
В литературоведении есть понятие – антитеза (греч. “противоположение”) – стилистическая фигура контраста. Резкого противопоставления.
Смотрим на строки произведений М.Ю. Лермонтова, находим антитезу.
Смерть и бессмертье,
Жизнь и погибель
И деве, и сердцу ничто.
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем.
Объяснить правописание указанных орфограмм.
5. Домашнее задание. Дома вы самостоятельно подберете по одному примеру градации и антитезы из произведений художественной литературы.
6. Слово учителя.
Мы с вами говорили о разных пластах языка (словах заимствованных, профессиональных, устаревших и т.д.). Из словарика вашего учебника приведите примеры таких слов.
- Лилейный (устар.). Белый.
- Ломберный (стол) (устар.). Предназначенный для игры в карты.
- Мазунчик (укр.). Смазливый молодой человек.
- Марафонец (спорт.).
Слово учителя.
Группа ребят, перечитывая сказы П.П. Бажова, наблюдала за особенностями их языка.
7. Рассказы учеников. Карасев Иван.
Мы отметили, что в сказах П.П. Бажова встречаются устаревшие слова.
Испужался парень, худого не сделаю, забедно стало, сильно осердился, в горе роблю, изробленный человек, маленько пособила, видал я вечор, не издох, драть нещадно, из себя ладная, хворый-то, и здоровьем хезнул, не вихляйся, незнатко, забедно, обзарился, ноне, протча, перстом, пущай, ежели, вскорости (“Медной горы хозяйка”).
Оболванить ладят, не шибко, домовничать, абы, попритчилась, востроглазая, патрет. (“Малахитовая шкатулка).
Зряшную муку, онучи, дело мешкотное, охотку стешит, в лесу он загинул. (“Каменный цветок”).
Путилова Настя.
Мы увидели большое количество вышедших из употребления форм слов.
Железну руду, однем словом, слышько, в нутре, в ней постеля, изукрашено, принахмурилась, за погляд-от, обойди-де, незнатко, неисчисленно, оказывает (виду), маленьки, мало погодя, у ее, насмелился, спортишь, на ём, напрямки, вызнали, обещался, светеют, мудровать, не расступи, не пужайся, хошь , обойди-де, пущай, посейчас, вот-де, не отпорна. (“Медной горы хозяйка”).
Поднесет стаканушку, женихово подаренье, мужнина память, робята, в сам деле, на себя-то понавздевать, из суседей, человек незнамый, года перемыкались, в церкву, палец-от, буски, выискалась, понуждал, притчелось, обсказал, кабацка, не мотни, ране-то, дивовались, ластилась, прихоронился, годов, перемогались, дитятко, вверилась, спереду, сколь, казала, мамонька, пристигла, снасть всяка, ихнее, проздравить, запотопывала, радетельница, пошто, оженились, холостяжных (“Малахитовая шкатулка”).
Разумел грамоте, похаять нечем, старичоночко, сколь, не делывал, другое попытай, он загинул, пособить-де, не потаю, житьишко, не делывал, попереду, промеж деревьев (“Каменный цветок”).
На поглянку, баушки, жарынь, сумленье брало, жальче, выученика, зарукавья, насказывал (“Хрупкая веточка”).
Лютой, убойцу, орудией, обереженных, спущался, мокреть, могутное, хозяевал, похвалялся, упреждаю (“Приказчиковы подошвы”).
Удобрился, делывали, поспешают, конторски, согрубил, примерли, скусна, повздыхивает, братко, не по нашенски, струмент, мошенство, не едал, помогчи, не посупорствовал, на ём, на их (“Про великого Полоза”).
В давних годах, убегом, беспременно (“Золотой волос”).
Поди-ка, сдалека, ворочайся, дедо (“Серебряное копытце”).
Верещака – Яковенко Вова.
В сказах встречаются географические названия, связанные с нашим краем: Златоуст, Миасс (“Солнечный камень”), Касли (“Чугунная бабушка”), Сибирский тракт, Волчьи пади (“Васина гора”).
Слово учителя. Завершая разговор о лексике, мы делаем вывод, что язык наш очень богат. И хотелось бы, чтобы вы бережно относились к каждому слову, умело употребляя его в речи.