Повторительно-обобщающий урок на тему: "Односоставные предложения" в 8-м классе с разноуровневым обучением учащихся

Разделы: Русский язык


Каждый ребенок индивидуален. Учащиеся различаются умственным развитием, способностями, памятью и т.д. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных уровнях. Ориентация на личность ученика требует дифференциации обучения, учитывающего потребность всех школьников.

Использование в практике своей работы технологии уровневой дифференциации позволяет каждому ученику работать в оптимальном темпе, хорошо усваивать материал, развивать природные задатки.

Цели урока:

Обучающая:

  • способствовать осознанию существенных признаков односоставных предложений;
  • сформировать умение находить односоставные предложения в поэтической речи;
  • сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений в своей речи.

Развивающая:

  • развивать умения аргументировать, доказывать;
  • работать над развитием поэтической речи;
  • способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная:

  • прививать любовь к русскому языку;
  • способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, организованности, уверенности в себе, честности, самостоятельности, взаимопроверки, ответственности.

Оборудование:

  • опорная таблица “Односоставные предложения”, карточки с дифференцированными заданиями;
  • репродукции картин: В.Васнецова “Аленушка”, В.А.Серова “Девочка с персиками”, И.Шишкина “Рожь”.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.

Место проведения: кабинет информатики.

Ход урока

С русским языком можно творить чудеса! (К.Паустовский)

I. Мотивация

Учитель:

- Сегодня на уроке повторим и обобщим знания по теме “Односоставные предложения”. На уроке прозвучат стихи русских поэтов.

Эпиграфом урока являются слова К.Паустовского: “С русским языком можно творить чудеса!”. Будьте внимательны, чтобы в конце урока смогли сделать вывод: “Почему с русским языком можно творить чудеса, связав с темой урока и прозвучавшими стихотворениями”.

II. Актуализация знаний, умений и навыков

Задание 1 Повторение теоретического материала

I уровень: Рассказать о типах односоставных предложений, используя опорную таблицу “Односоставные предложения”

II и III уровни: Выполнить диктант с помощью компьютера, составленный в программе Power Point, по теме “Односоставные предложения”

II уровень

  1. Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, обеспечивающего понимание смысла предложения, называются ….
  2. Односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени называются…
  3. Неопределённо-личные и определённо-личные предложения со значением обобщённого лица называются…
  4. Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, называются…
  5. Односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащего, называются…

III уровень

  1. Односоставные предложения - это предложения...
  2. Неопределённо-личные предложения – это…
  3. Определённо-личные предложения – это…
  4. Обобщённо-личные предложения – это…
  5. Безличные предложения – это...
  6. Назывные предложения – это …

Задание 2 – для всех учащихся:

Вслушайтесь в стихотворения поэтов и определите тип односоставного предложения.

(Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек с названием типа односоставных предложений.)

1. Топи да болота,
Синий плат небес. (С.Есенин)
3. И сладко, сладко ночью звездной.
Ей снится дальний скрип телег. (Н.Рубцов)
2. Сядьте на край кровати,
Дай руку, сестра. (Яшин)
4. Было душно. К придорожью
Медом веяло с гречихой. (С.Васильев)

Когда пройдешь путем колонн
В жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймешь, как сладок сон,
Как радостен ночлег. (А.Твардовский)

Учитель:

- Сделайте вывод, как определить тип односоставного предложения.

 

2. Практическая работа

Учитель:

- Приступаем к самой ответственной части урока – практической.

Внимательно просмотрите фрагмент видеофильма и скажите, в каких односоставных предложениях могут употребляться данные формы, обратите внимание на их правописание.

Просмотр фрагмента видеофильма из серии “Творческая мастерская. Секреты орфографии. Ч.2”

Задание 1

3 уровень: Практическая работа на компьютере с использованием программы “1С. Репетитор. Русский язык”. Раздел “Синтаксис”. Тема: “Односоставные предложения” (по выбору учащихся).

1 и 2 уровень: Работа у доски

Продолжить стихотворения, записанные на доске. Расставить знаки препинания. Определить состав простого предложения и тип односоставного предложения.

  1. Скажи-ка дядя…
  2. Во глубине сибирских руд…
  3. Схоронили его за Москвою-рекой…
  4. Прилег вздремнуть я у лафета..

Задание 2

Учитель:

- Внимательно посмотрите на записанные отрывки из стихотворений и скажите, какого типа односоставных предложений не хватает?

- Вспомните сферу употребления односоставных предложений.

1 уровень: Работа по карточкам

Карточка

Запишите пословицы, вставляя недостающие буквы и раскрывая скобки. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.

1. Без пословиц… (не) прож..веш… . 2. На деньги ума (не) куп..шь. 3. Всех речей (не) переслуша..шь. 4. Готовь сани летом, а телегу з..мой. 5. По одежк.. встречают, по уму пров..жают. 6. Хлеб, соль кушай, а правду слушай.

2 уровень: Творческая работа

Продолжите пословицы. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.

ПОСЛОВИЦЫ

  1. Соловья баснями… .
  2. Что написано пером, … .
  3. По одежке встречают … .
  4. Слово не воробей … .
  5. Семеро одного … .
  6. Не говори “гоп” … .
  7. Поспешишь – людей … .
  8. Готовь сани …

3 уровень: Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения. Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.

Учитель:

- Вернемся к эпиграфу урока. Какое по составу предложение?

- Почему же с русским языком можно творить чудеса?

3. Самостоятельная работа

Учитель:

- А теперь сами попробуйте побывать в роли писателей и поэтов.

3 уровень: Используя, по возможности, односоставные предложения, выполните творческое задание (по выбору):

1. Поэтическая зарисовка на тему: “Идет волшебница зима”, “День чудесный!”

2. Искусствоведческое эссе – представление картин:

- В.А.Серова “Девочка с персиками”;

- В.Васнецова “Аленушка”;

- И.Шишкина “Рожь”;

3. Напишите небольшое сочинение на тему, подсказанную М.М.Пришвиным (уместно использовать односоставные предложения).

Это мое счастье – радоваться солнцу так сильно.

А что же есть счастье вообще?

2 уровень: Упражнение 194 (учебник “Русский язык” под редакцией С.Г.Бархударова)

1 уровень: Упражнение 215 (предложения 1,2,4,5,6,11)

4. Домашнее задание (по выбору)

Упр. 218 или 217.

Закончить творческую работу.

Написать миниатюру “Мое восприятие стихотворения М.Лермонтова “На севере диком…”.

5. Подведение итогов урока.