Каждый ребенок индивидуален. Учащиеся различаются умственным развитием, способностями, памятью и т.д. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных уровнях. Ориентация на личность ученика требует дифференциации обучения, учитывающего потребность всех школьников.
Использование в практике своей работы технологии уровневой дифференциации позволяет каждому ученику работать в оптимальном темпе, хорошо усваивать материал, развивать природные задатки.
Цели урока:
Обучающая:
- способствовать осознанию существенных признаков односоставных предложений;
- сформировать умение находить односоставные предложения в поэтической речи;
- сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений в своей речи.
Развивающая:
- развивать умения аргументировать, доказывать;
- работать над развитием поэтической речи;
- способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная:
- прививать любовь к русскому языку;
- способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, организованности, уверенности в себе, честности, самостоятельности, взаимопроверки, ответственности.
Оборудование:
- опорная таблица “Односоставные предложения”, карточки с дифференцированными заданиями;
- репродукции картин: В.Васнецова “Аленушка”, В.А.Серова “Девочка с персиками”, И.Шишкина “Рожь”.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
Место проведения: кабинет информатики.
Ход урока
С русским языком можно творить чудеса! (К.Паустовский)
I. Мотивация
Учитель:
- Сегодня на уроке повторим и обобщим знания по теме “Односоставные предложения”. На уроке прозвучат стихи русских поэтов.
Эпиграфом урока являются слова К.Паустовского: “С русским языком можно творить чудеса!”. Будьте внимательны, чтобы в конце урока смогли сделать вывод: “Почему с русским языком можно творить чудеса, связав с темой урока и прозвучавшими стихотворениями”.
II. Актуализация знаний, умений и навыков
Задание 1 Повторение теоретического материала
I уровень: Рассказать о типах односоставных предложений, используя опорную таблицу “Односоставные предложения”
II и III уровни: Выполнить диктант с помощью компьютера, составленный в программе Power Point, по теме “Односоставные предложения”
II уровень
- Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, обеспечивающего понимание смысла предложения, называются ….
- Односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени называются…
- Неопределённо-личные и определённо-личные предложения со значением обобщённого лица называются…
- Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, называются…
- Односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащего, называются…
III уровень
- Односоставные предложения - это предложения...
- Неопределённо-личные предложения – это…
- Определённо-личные предложения – это…
- Обобщённо-личные предложения – это…
- Безличные предложения – это...
- Назывные предложения – это …
Задание 2 – для всех учащихся:
Вслушайтесь в стихотворения поэтов и определите тип односоставного предложения.
(Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек с названием типа односоставных предложений.)
1. Топи да болота, Синий плат небес. (С.Есенин) |
3. И сладко, сладко ночью звездной. Ей снится дальний скрип телег. (Н.Рубцов) |
2. Сядьте на край кровати, Дай руку, сестра. (Яшин) |
4. Было душно. К придорожью Медом веяло с гречихой. (С.Васильев) |
Когда пройдешь путем колонн
В жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймешь, как сладок сон,
Как радостен ночлег. (А.Твардовский)
Учитель:
- Сделайте вывод, как определить тип односоставного предложения.
2. Практическая работа
Учитель:
- Приступаем к самой ответственной части урока – практической.
Внимательно просмотрите фрагмент видеофильма и скажите, в каких односоставных предложениях могут употребляться данные формы, обратите внимание на их правописание.
Просмотр фрагмента видеофильма из серии “Творческая мастерская. Секреты орфографии. Ч.2”
Задание 1
3 уровень: Практическая работа на компьютере с использованием программы “1С. Репетитор. Русский язык”. Раздел “Синтаксис”. Тема: “Односоставные предложения” (по выбору учащихся).
1 и 2 уровень: Работа у доски
Продолжить стихотворения, записанные на доске. Расставить знаки препинания. Определить состав простого предложения и тип односоставного предложения.
- Скажи-ка дядя…
- Во глубине сибирских руд…
- Схоронили его за Москвою-рекой…
- Прилег вздремнуть я у лафета..
Задание 2
Учитель:
- Внимательно посмотрите на записанные отрывки из стихотворений и скажите, какого типа односоставных предложений не хватает?
- Вспомните сферу употребления односоставных предложений.
1 уровень: Работа по карточкам
Карточка
Запишите пословицы, вставляя недостающие буквы и раскрывая скобки. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
1. Без пословиц… (не) прож..веш… . 2. На деньги ума (не) куп..шь. 3. Всех речей (не) переслуша..шь. 4. Готовь сани летом, а телегу з..мой. 5. По одежк.. встречают, по уму пров..жают. 6. Хлеб, соль кушай, а правду слушай.
2 уровень: Творческая работа
Продолжите пословицы. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
ПОСЛОВИЦЫ
- Соловья баснями… .
- Что написано пером, … .
- По одежке встречают … .
- Слово не воробей … .
- Семеро одного … .
- Не говори “гоп” … .
- Поспешишь – людей … .
- Готовь сани …
3 уровень: Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения. Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.
Учитель:
- Вернемся к эпиграфу урока. Какое по составу предложение?
- Почему же с русским языком можно творить чудеса?
3. Самостоятельная работа
Учитель:
- А теперь сами попробуйте побывать в роли писателей и поэтов.
3 уровень: Используя, по возможности, односоставные предложения, выполните творческое задание (по выбору):
1. Поэтическая зарисовка на тему: “Идет волшебница зима”, “День чудесный!”
2. Искусствоведческое эссе – представление картин:
- В.А.Серова “Девочка с персиками”;
- В.Васнецова “Аленушка”;
- И.Шишкина “Рожь”;
3. Напишите небольшое сочинение на тему, подсказанную М.М.Пришвиным (уместно использовать односоставные предложения).
Это мое счастье – радоваться солнцу так сильно.
А что же есть счастье вообще?
2 уровень: Упражнение 194 (учебник “Русский язык” под редакцией С.Г.Бархударова)
1 уровень: Упражнение 215 (предложения 1,2,4,5,6,11)
4. Домашнее задание (по выбору)
Упр. 218 или 217.
Закончить творческую работу.
Написать миниатюру “Мое восприятие стихотворения М.Лермонтова “На севере диком…”.
5. Подведение итогов урока.