Цели и задачи:
- Систематизация и обобщение знаний по теме “Наречие”.
- Развитие умений и навыков определения грамматических признаков наречий и употребления их в речи, выделения орфограмм.
- Воспитание интереса к русскому языку и патриотических чувств.
Ход урока
I. Вступительное слово
Сегодня на уроке мы проведем путешествие по стране “ Наречие”. Мы систематизируем и обобщим знания, повторим правильное написание наречий.
Нам предстоит сделать остановки на 8 станциях. Ваша задача - больше и правильно рассказать о той станции, гидом которой вы будете, работать на уроке активно. Наши станции - орфограммы, правила. Все готовы? Итак, отправляемся!
1 станция. Мы прибываем на первую станцию “Наречие как часть речи”.
Кто будет гидом? (Учащийся, вызвавшийся быть гидом, рассказывает об этой станции)
- Что называется наречием?
- Как изменяются наречия?
- Каким членом предложения чаще всего бывают?
На доске:
Радостный, молодецкий, весенний, далекий, низ, даль, третий, два, твой.
Задание: образовать наречия. От каких частей речи вы образовали наречия? Какими способами они образованы?
2 станция. Следующая остановка на станции под названием “Степени сравнения”.
Выступление следующего гида.
- Какие две формы степеней сравнения могут иметь наречия?
- Как отличить наречие в сравнительной степени
от прилагательного в
сравнительной степени?
Запишите под диктовку словосочетания, найдите наречия в сравнительной степени и прилагательные в сравнительной степени, подпишите их.
Выглядеть моложе, сестра моложе; голос громче, заговорил громче; брат выше меня, прыгнул выше.
3 станция. Поехали дальше. Впереди станция “Не с наречиями на –О и –Е”. Выступление следующего гида.
- Когда Не с наречиями на – О и – Е пишется слитно, а когда раздельно?
- Запишите самостоятельно примеры на все случаи написания Не с наречиями.
Подчеркните орфограммы.
4 станция. Подъезжаем к станции “Приставки Не- и Ни- отрицательных наречий”.
Выступление следующего гида.
- Когда в отрицательных наречиях пишется приставка Не-, а когда Ни-?
Работа с перфокартами.
5 станция. Остановка на станции “О и А на конце наречий”. Выступление следующего гида.
- Когда в наречиях с приставками из-, до-, с- пишется буква А, а когда О?
Работа у доски по карточке.
Фронтально: образуйте от продиктованных мною прилагательных наречия с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. Обозначьте приставки и суффиксы.
Долгий, новый, светлый, белый, левый, горячий, далекий, сытый, редкий, черный.
6 станция. Прибываем на станцию “Наречия с дефисом”.
На доске:
Во(первых), во(вторых), по(дружески), по(настоящему), (кое)как, когда(нибудь), крепко(накрепко).
- Раскрыть скобки и объяснить, когда в наречиях пишется дефис, обозначить морфемы, с помощью которых образованы эти слова. (Один ученик у доски).
Фронтально: составить связный текст на тему “Я люблю свой поселок” с употреблением данных наречий.
7 станция. Следующая остановка на станции “Ь на конце наречий”.
На доске:
Замуж(?), сплош(?), настеж(?),навзнич(?), наотмаш(?), вскач(?), невтерпеж(?)
Спишите, обозначая условия употребления и неупотребления буквы ь на конце наречий после шипящих.
- Объясните, как вы понимаете лексическое значение слов НАВЗНИЧЬ и НАОТМАШЬ.
На доске(закрыто): Навзничь - вверх лицом, на спине, на спину. Упасть навзничь.
Наотмашь-размахнувшись, с силой отводя руку от себя. Ударить наотмашь.
8 станция. Мы прибываем на последнюю станцию “Приставки в наречиях”
- Какими тремя способами присоединяются приставки в наречиях (слитно, через дефис, раздельно)?
Работа с учебником.
- Откройте упр. 243. Прочитайте задание. Спишите, обозначьте морфемы, с помощью которых образованы эти слова. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.
II. Итог. Обобщение.
- Вот мы и прибыли на последнюю станцию, закончилось путешествие.
- На каких станциях мы побывали и что повторили?
Благодарю за урок.