Урок-путешествие по теме: "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  1. Систематизация и обобщение знаний по теме “Наречие”.
  2. Развитие умений и навыков определения грамматических признаков наречий и употребления их в речи, выделения орфограмм.
  3. Воспитание интереса к русскому языку и патриотических чувств.

Ход урока

I. Вступительное слово

Сегодня на уроке мы проведем путешествие по стране “ Наречие”. Мы систематизируем и обобщим знания, повторим правильное написание наречий.

Нам предстоит сделать остановки на 8 станциях. Ваша задача - больше и правильно рассказать о той станции, гидом которой вы будете, работать на уроке активно. Наши станции - орфограммы, правила. Все готовы? Итак, отправляемся!

1 станция. Мы прибываем на первую станцию “Наречие как часть речи”.

Кто будет гидом? (Учащийся, вызвавшийся быть гидом, рассказывает об этой станции)

- Что называется наречием?

- Как изменяются наречия?

- Каким членом предложения чаще всего бывают?

На доске:

Радостный, молодецкий, весенний, далекий, низ, даль, третий, два, твой.

Задание: образовать наречия. От каких частей речи вы образовали наречия? Какими способами они образованы?

2 станция. Следующая остановка на станции под названием “Степени сравнения”.

Выступление следующего гида.

- Какие две формы степеней сравнения могут иметь наречия?

- Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в
сравнительной степени?

Запишите под диктовку словосочетания, найдите наречия в сравнительной степени и прилагательные в сравнительной степени, подпишите их.

Выглядеть моложе, сестра моложе; голос громче, заговорил громче; брат выше меня, прыгнул выше.

3 станция. Поехали дальше. Впереди станция “Не с наречиями на –О и –Е”. Выступление следующего гида.

- Когда Не с наречиями на – О и – Е пишется слитно, а когда раздельно?

- Запишите самостоятельно примеры на все случаи написания Не с наречиями.

Подчеркните орфограммы.

4 станция. Подъезжаем к станции “Приставки Не- и Ни- отрицательных наречий”.

Выступление следующего гида.

- Когда в отрицательных наречиях пишется приставка Не-, а когда Ни-?

Работа с перфокартами.

5 станция. Остановка на станции “О и А на конце наречий”. Выступление следующего гида.

- Когда в наречиях с приставками из-, до-, с- пишется буква А, а когда О?

Работа у доски по карточке.

Фронтально: образуйте от продиктованных мною прилагательных наречия с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. Обозначьте приставки и суффиксы.

Долгий, новый, светлый, белый, левый, горячий, далекий, сытый, редкий, черный.

6 станция. Прибываем на станцию “Наречия с дефисом”.

На доске:

Во(первых), во(вторых), по(дружески), по(настоящему), (кое)как, когда(нибудь), крепко(накрепко).

- Раскрыть скобки и объяснить, когда в наречиях пишется дефис, обозначить морфемы, с помощью которых образованы эти слова. (Один ученик у доски).

Фронтально: составить связный текст на тему “Я люблю свой поселок” с употреблением данных наречий.

7 станция. Следующая остановка на станции “Ь на конце наречий”.

На доске:

Замуж(?), сплош(?), настеж(?),навзнич(?), наотмаш(?), вскач(?), невтерпеж(?)

Спишите, обозначая условия употребления и неупотребления буквы ь на конце наречий после шипящих.

- Объясните, как вы понимаете лексическое значение слов НАВЗНИЧЬ и НАОТМАШЬ.

На доске(закрыто): Навзничь - вверх лицом, на спине, на спину. Упасть навзничь.

Наотмашь-размахнувшись, с силой отводя руку от себя. Ударить наотмашь.

8 станция. Мы прибываем на последнюю станцию “Приставки в наречиях”

- Какими тремя способами присоединяются приставки в наречиях (слитно, через дефис, раздельно)?

Работа с учебником.

- Откройте упр. 243. Прочитайте задание. Спишите, обозначьте морфемы, с помощью которых образованы эти слова. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

II. Итог. Обобщение.

- Вот мы и прибыли на последнюю станцию, закончилось путешествие.

- На каких станциях мы побывали и что повторили?

Благодарю за урок.