Конспект урока русского языка по теме: "Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


x

Цели:

  1. Повторить определения понятий “миниатюра” и “сочинение-миниатюра”, обратить внимание на особенности лирической миниатюры.
  2. Вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся;

Эпиграф к уроку: “Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К.Г. Паустовский)

Ход урока

I. Организация класса.

П. Беседа по ранее изученному материалу.

- Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.

(Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему, законченное по форме и содержанию.)

- Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

- Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства? Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?

Ш. Анализ текстов.

- Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?

Текст № 1.

Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.

Текст № 2

Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.

- Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?

- Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?

- Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора. Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.

IV. Анализ лирических миниатюр.

- Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.

Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)

- Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.

- Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

- Проведем лингвистический эксперимент. Запишите первую часть лирической зарисовки М.М.Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …

- По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)

- Сравните ваши записанные варианты и авторский.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)

- Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?

- Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)

V. Составление схемы “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”.

  1. Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.
  2. Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?
  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

VI. Создание текста лирической миниатюры (работа в группах).

- Перед вами – начало пейзажной зарисовки. Опираясь на разработанный нами “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”, допишите текст.

Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка:…

(Анализ получившихся вариантов.)

- Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по первой строчке (“Входишь в лес и словно в сказку попадаешь”, “Неожиданно ударил мороз…” или свой вариант.)

Литература

  1. Дейкина А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 1994. - № 5. – С.16-21, 34.
  2. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с.
  3. Пришвин М.М. Лесная капель: Избранное. – Краснодар: Кн. изд-во, 1983. – 213 с.