Цели:
- Систематизация знаний о деепричастии и деепричастном обороте.
- Закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания.
- Отрабатывать навыки конструирования предложений с деепричастным оборотом.
Оборудование:
- Портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Схема образования деепричастий.
- Карточки с заданиями по редактированию предложений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Цели
Тема нашего урока “Деепричастие в произведениях русских поэтов”. Сегодня мы будем подводить итоги изученного по теме “Деепричастие”, и помогут нам в этом всем известные поэты. И еще раз обратимся к проблеме расстановки знаков препинания в предложения с деепричастными оборотами.
II. Работа со стихотворением, записанным на доске
Образовать от указанных глаголов деепричастия и проставить их на месте пропусков:
… от свежего ветерка,
Чуть … крепыши-маслята,
… за руки, как ребята,
Топают … вокруг пенька.
Э.Асадов
– Начнем с того, что попробуем восстановить строки из стихотворения Э.Асадова, используя деепричастия. И в этом нам помогут следующие глаголы: посинеть, греться, ежиться, взяться. Но сначала надо вспомнить, как образуются деепричастия. Вот небольшая подсказка: схема:
III. Повторение сведений о деепричастии. Блиц-опрос.
– Что такое деепричастие?
– На какие группы делятся деепричастия, чем они отличаются друг от друга?
– К какой из них относятся образованные деепричастия?
- посинев, взявшись – совершенный вид
- греясь, ежась – несовершенный вид
– Прочитайте получившееся стихотворение.
IV. Проверка домашнего задания.
– Дома вы должны были подобрать отрывки из ранее изученных стихотворений (“Песнь про купца Калашникова”, “Песнь о Вещем Олеге”), где используются деепричастия и деепричастные обороты.
– Какую роль играет деепричастие в художественном произведении?
Пока проверяется домашнее задание, 2 человека выполняют на доске синтаксический и морфологический разборы.
1) Кто штык точил, / Ворча сердито, / Кусая длинный ус. (Повествовательное, простое, распространенное, невосклицательное, осложнено деепричастным оборотом.)
2) Ворча – деепр.; что делая?; несоверш. вид;
Кусая – деепр.; что делая? несоверш. вид.
Проверка выполненного задания.
V. Объяснительная работа
1)
– Посмотрите внимательно на доску и вспомните, кто автор этих строк. Какую роль выполняет здесь деепричастие и деепричастный оборот? Укажите слово, к которому относится деепричастие? Запишите предложения и расставьте знаки препинания. Но что мы должны учитывать при этом? (Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, и оно всегда обособляется на письме.)
- Зима, / Лениво обходя кругом, / Обсыпает ветки новым серебром.
- Отражаясь, / Березы ломались в пруду.
- А месяц будет плыть и плыть, / Роняя весла по озерам.
- Но тихо дремлют кедры, / Обвесив сучья вниз.
2) Орфографическая работа
– Если деепричастие образовано от глагола. Какая часть речи тоже образована от глагола? (Причастие)
– Приготовьте сигнальные карточки (красная – раздельно, синяя – слитно). Вспомним, как пишется НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями:
Неподготовленное выступление, не продумав маршрута, не решенная учеником задача, не чувствуя опасности, долго недоумевая, ненавидя дождь, трава не скошена, не зная правил.
– На какие орфограммы были подобраны примеры? (НЕ с деепричастиями, с глаголами, с причастиями, в причастных оборотах.)
VI. Работа по карточкам
– А теперь, когда мы все вспомнили о деепричастии, мы можем исправить допущенные в предложениях ошибки.
- Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
- Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
- Возвращаясь домой, шел дождь.
- Бесшумно пошел, засыпая, снег.
- Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
VII. Подведем итоги
– Что обозначает деепричастие?
– Как образуется деепричастие? При помощи, каких суффиксов?
VIII. На заключительном этапе урока дети пишут творческие миниатюры на тему “Зима в нашем городе”, используя деепричастия и деепричастные обороты.