ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 7а.
Предмет: русский язык.
Тема урока: “Отличие союзных слов от союзов”.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы реализации методов: групповая, фронтальная.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме “Отличие союзных слов от союзов” средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию урока:
- образовательная: способствовать формированию понятия “союзные слова”, выявить отличия между союзными словами и союзами;
- развивающая: создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации;
- воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств через тексты о родном городе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Работа с информацией по теме “Союз” (текст №1) в рамках технологии критического мышления (метод инсерта).
Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные.
Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные.
Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов.
Союз и, являясь одним из самых распространенных, вносит в язык пунктуационные трудности.
В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они называются союзными словами.
Оказывается, в предложении:
“Селение, что возникло в устье Чепцы в XV веке, теперь превратилось в крупнейший город Кировской области”
слово “что” является союзным словом, в а предложении:
“Многие говорят о городе, что он молод и душой и телом”
слово “что” является союзом.
1. Во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях, т.е. ребятам предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
а) галочкой отмечается то, что им уже известно;
б) знаком (-) отмечается то, что противоречит их представлениям;
в) значком (+) отмечается новая информация;
г) вопросительным знаком (?) отмечается то, что непонятно (материал, по которому учащиеся хотят получить более подробные сведения).
2. После окончания чтения и маркировки текста учащимся дается задание заполнить маркировочную таблицу, представляющую из себя четыре колонки, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше:
- | + | ? | |
1. Общее грамматическое значение союза | Союзные слова | Отличие союзных слов от союзов | |
2. Разряды союзов по значению | |||
3. Разряды союзов по строению | |||
4. Знаки препинания перед союзами |
3. Работа по закреплению уже известной детям информации.
3.1. Запишите под диктовку текст.
В этом городе нет дворянских особняков и купеческих домов, но родословную свою он ведет из глубины веков. О первом поселении в устье реки Чепцы упоминается уже в 1615 году. Жители города по праву гордятся не только прошлым, но и настоящим. Для того чтобы и будущее было счастливым, горожане делают все. Это город рабочих и интеллигенции, студентов и спортсменов. В следующем году ему исполнится 50 лет.
3.2. Найдите предложения, в которых есть союзы.
3.3. Определите общее грамматическое значение союзов и их разрядов.
3.4. Расставьте знаки препинания в тексте №2.
3.5. Установите соответствия между колонками. Ответом должны быть сочетания букв и цифр.
Текст №2
А. Богатые рыбой реки Вятка и Чепца благоприятствовали занятиям рыболовством, и не случайно искусные рыбаки жили в селе во все времена. | А. Первый союз “и” соединяет однородные члены предложения, второй – части сложного предложения. |
Б. Прошли столетия, и селенье в устье Чепцы разрослось. | Б. Союз “и” соединяет части сложного предложения. |
В. Изделия чепецких мастериц бойко распродавались на ярмарках в Москве и Киеве, Костроме и Ярославле. | В. Повторяющийся союз “и” соединяет пары однородных членов предложения. |
Г. Усть-Чепцу населяли искусные скорняки, и опытные шорники, и сапожники. | Г. Повторяющийся союз “и” соединяет однородные члены предложения. |
4. Работа с новой и непонятной учащимся информацией.
Учитель: Обратимся теперь к III и IV колонкам, в которых вы отметили не только новую, но и непонятную для себя информацию.
Она связана с понятием “союзные слова”. Действительно, в русском языке относительные местоимения и наречия называют союзными словами, которые соединяют в себе признаки местоимения и союза, наречия и союза. Причем, среди них есть слова, в одних случаях употребления являющиеся союзами, а в других - союзными словами. Это что, как, когда. Поэтому в языке существует проблема разграничения союзов и союзных слов. Сейчас мы ее и попытаемся решить. Как же можно сформулировать учебную задачу нашего урока?
Ученики: Найти отличия между союзами и союзными словами.
Учитель: Конечно, можно открыть учебник и эту информацию найти там. Но насколько я знаю, вам больше нравится самим доходить до сути того или иного языкового явления. Поэтому поработайте теперь в группах, решая эту учебную задачу. Выводы, как всегда, оформите письменно. Материалом для наблюдения вам послужат 2 предложения из текста №1 с одним и тем же словом “что”.
После групповой работы ребята приходят к следующим выводам, которые можно оформит в виде таблицы.
Отличие | |
союзов и союзных слов | |
1. Можно опустить. | 1. Нельзя опустить. |
2. Можно заменить другим подчинительным союзом. | 2. Можно заменить другим союзным словом. |
3. Не является членом предложения. | 3. Является членом предложения. |
Учитель: Ребята, какова же тема нашего урока?
Ученики: Союзы и союзные слова.
Учитель: Что узнали нового на уроке?
Ученики: Мы выяснили, что такое союзные слова.
Учитель: Какое умение мы начали формировать?
Ученики: Отличать союзные слова от союзов.
5. Первичное закрепление по теме “Отличие союзных слов и союзов”
Учитель: Определите, союзом или союзным словом является “что” в предложениях:
Экспонаты, что есть в городском музее, рассказывают о жизни и быте некогда древнего поселения в устье Чепцы.
Мы знаем, что можно прославить наш скромный городок.
Учитель: Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня мы постоянно обращаемся к истории нашего города, города, судьба которого неразрывно связана с нашей судьбой и которому в следующем году исполнится только 50 лет.
Информацию о нашем городе вы можете найти в библиотеке гимназии.
III. Домашнее задание.
В качестве домашнего вам предлагается следующее задание: составьте два предложения о родном городе так, чтобы слова что, как, когда в одном случае были союзами, а в другом - союзными словами.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Раздел: “Местоимение”.
Количество часов по теме: 11.
Номер урока в теме: 9.
Тема урока: “Местоимение”.
Тип урока: урок-оценка по данной теме.
Цели учителя:
- образовательная: выявить уровень сформированности умений по данной теме: находить местоимения среди других частей речи, определять разряды местоимений по значению, определять грамматические значения их, писать отрицательные и неопределенные местоимения, выделять морфемы, использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания.
- развивающая: создать условия для формирования адекватности самооценки учащихся через выполнение разноуровневых заданий по теме.
- воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного труда, умения слушать, работать в сотрудничестве.
Ожидаемый результат: каждый ученик может выявить уровень сформированности своих умений и определить уровень адекватности самооценки.
КОНСПЕКТ УРОКА-ОЦЕНКИ ПО ТЕМЕ “МЕСТОИМЕНИЕ”
(в системе РО Эльконина-Давыдова-Репкина)
Учитель: Мы заканчиваем изучение местоимения части речи, которая малочисленная и непродуктивна, т.е. новыми словами уже давно не пополняется. Но местоимения очень важны в речи, активно используются всеми говорящими. Почему? Все дело в их особом значении, о котором вы говорили на предыдущих уроках. А сегодня мне бы хотелось обратиться к словам Януша Корчака, который писал:
“Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это маленькое словцо: кто?
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки “кто”, ты должен был спросить: “Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды?” И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. А так: “Кто там?” - и в этом коротеньком “Кто” сидят имена всех на свете людей. Кто – это местоимение”.
Итак, урок-оценка по теме “Местоимение”.
Скажите, что вы можете знать по этой теме?
Ученики: Систему понятий по теме “Местоимение”.
Учитель: А что можете уметь?
Ученик:
- находить местоимения среди других частей речи;
- определять разряды местоимений по значению;
- определять их грамматические значения;
- писать отрицательные и неопределенные местоимения;
- выделять морфемы в местоимениях;
- использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания.
Учитель: Среди названных выделите наиболее важные. Для этого проанализируйте предложенные вам задания, не выполняя их, запишите перечень тех умений, которые эти задания помогают формировать, а затем в процессе урока оцените уровень их сформированности. Можете работать индивидуально, в парах или группах.
Оформляем записи в тетради: число, классная работа.
Что я умею?
Оценка | Самооценка | |
1. Находить местоимения среди других частей речи. | ||
2. Определять разряды местоимений по значению. | ||
3. Определять грамматические значения местоимений. | ||
4. Определять синтаксическую роль местоимений. | ||
5. Производить морфологический разбор. | ||
6. Писать отрицательные и неопределенные местоимения. | ||
7. Отличать местоимения от омонимичных частей речи. | ||
8. Правильно употреблять местоимения в речи. | ||
9. Выделять морфемы в местоимениях. |
Не выполняя заданий, оцените свои умения, используя следующие условные обозначения:
(+) – если вы уверены, что при выполнении задания не ошибаетесь;
(-) – если считаете, что сможете выполнить задания;
(?) – если предполагаете, что задание выполните, но можете допустить ошибки.
Учитель: Приступаем к выполнению 1 задания.
Прочитайте первое задание.
В отрывке из стихотворения Е.Евтушенко найдите местоимения, определите их разряд по значению. Местоимения каких разрядов не встретились?
Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своейУ каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй. И первый бой…
Все это забирает он с собой.
Учитель: Прежде чем обратиться непосредственно к разговору о грамматической стороне этого текста, поговорим о смысле его. Как бы вы определили основную идею этого отрывка словами самого поэта?
Ученики:
(Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.)Выписать на доску
Учитель: Обратите внимание на написание не с разными частями речи, корней с чередованием согласных в корне слова бир-бер, мир-мер, окончаний глаголов.
Посмотрите на ту часть доски, где записаны названия некоторых разрядов местоимений.
- Возвратное – назовите приставку, каково ее значение? (Указывает на то, что действие как бы возвращается к действующему лицу).
– сделайте словообразовательный анализ слова.
- Притяжательные – подберите однокоренные слова (притягательный, т.е влекущий к себе, притяжение, тяготеющий, тяготение).
- Неопределенные – определите значение этого местоимения (точно не установленные).
Выполните первое задание и во 2-ой графе оцените свое умение находить местоимения и определять их разряды. Не забывайте это делать после выполнения каждого задания.
Ребята выполняют задание, проверяют, оценивают умение.
Учитель: Прочитайте 2 задание.
Среди подчеркнутых местоимений разберите по составу те, которые соответствуют данным схемам:
Это бывает так редко.
Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или в специальную карточку.
Эйнштейн посмотрел на объемный блокнот репортера и сказал:
- Милый мой, настоящие мысли приходят в голову так, редко, что их нетрудно и запомнить.
Учитель: Поистине настоящие мысли приходят так редко. И наверное, это в первую очередь осознают гениальные люди, каким был великий физик ХХ века - основоположник специальной теории относительности Альберт Эйнштейн.
А теперь обратимся непосредственно к тексту. Выпишите слова с орфограммами, которые там встретились, прежде чем начнете работать с местоимениями. Не забудьте после выполнения данного задания оценить свое умение - выделять морфемы в местоимениях.
Учитель: Переходим к 3 заданию.
Проверьте себя, выполнив упражнение на правописание неопределенных и отрицательных местоимений с не и ни. Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы не ошибиться при выполнении подобных заданий?
Джонни.
Жил на свете… Джонни,
Зна… те его?
(Не)было у Джонни
Ровно (ни)чего!
(Не)чего покушать,
(Не)чего надеть,(Не)к чему стремиться,
(Не)о чем жалеть,
(Не)чего бояться,
(Не)чего терять,
Весело живется,
(Не)чего сказать!
Учитель: Все-таки человек приходит в этот мир, чтобы оставить после себя какой-то след. И пусть он будет интересен незаметностью своей, но это лучше, чем у Джонни, когда не к чему стремиться, не о чем жалеть…
Выпишите отрицательные местоимения.
Прочитайте второй текст.
Акакий Акакиевич.
Когда и в какое время поступил в департамент и кто определил его, этого (ни)кто (не)мог припомнить. Сколько (н…)переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том(же) месте, в том(же) положении, в той(же) самой должности, тем(же) чиновником для письма. В департаменте (не)оказывалось к нему (н…)какого уважения. Сторожа (н…)только (н…)вставали с мест, когда он проходил, но даже (н…)глядели на него, как будто(бы) через приемную пролетала муха. Начальники поступали к ним как(то) холодно-деспотически. Какой(нибудь) помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (н…)сказав даже: “Перепишите”, или: “Вот интересное, хорошенькое дельце”, или что(нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах.
Учитель: Ну а этот герой может быть интересен? Наверное, для немногих. Почему же Гоголь сделал этого Башмачкина, это забитое существо героем своего произведения?
Верно. Писатель хотел показать оскудение души человеческой. А почему произошло это оскудение? Может, потому, что люди не увидели человека в человеке? А Гоголь, иронизируя над своим героем, все же ему сочувствует.
Объясните написание отрицательных и неопределенных местоимений.
Вы сказали, что отрицательные местоимения с не и ни пишутся слитно. Почему же в предложении: “Я не знаю, ни кто он, ни что он делает” они написаны раздельно?
Учитель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться при написании отрицательных и неопределенных местоимений? Оцените свое умение писать отрицательные и неопределенные местоимения.
Учитель: Переходим к выполнению 4 задания.
Определяя грамматическое значение падежа подчеркнутых местоимений в следующих отрывках:
Ничто не трогал его,
Не замечал он ничегоОн пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль.
ученик рассуждал так:
его – притяжательное местоимение в ф.Р.п.
ничего – неопределенное местоимение в ф. Р.п.
нечто – отрицательное местоимение нечего в ф. И.п.
Прав ли он? Докажите свое мнение.
Учитель: В этих двух предложениях встречается местоимение он, которое указывает на совершенно разных героев романа в стихах А.Пушкина “Евгений Онегин”. Владимир Ленский – романтик, для которого жизнь еще нечто, и Евгений Онегин, разочарованный жизнью герой, для которого она уже ничего и ничто… Несомненно, эти герои покажутся вам интересными, о них вы будете говорить в 9 классе, а сейчас продолжим разговор о местоимениях.
Докажите, что первое предложение сложное, а второе простое. Подчеркните грамматические основы.
Приступайте к выполнению задания.
Учитель: Какое умение, на ваш взгляд, формирует 5 задание?
Исправьте неточности в речи.
Брат велел другу принести себе книгу.
Сосед попросил сестру налить себе воды.
Учитель: Какое впечатление создает такой текст?
Извините, господа, я принимаю должность, я принимаю… Я принимаю, только уж у меня ни, ни, ни. Уж у меня ухо в остро! Уж я! О! Я шутить не люблю, я им всем задам острастку! Я такой! Я не посмотрю ни на кого…
Учитель: Оцените свое умение правильно употреблять местоимения в речи.
Подведем результаты урока. Поднимите руку, у
кого большинство знаков в
1 и 2 графах (+). Проанализируйте адекватность
самооценки, т.е. совпадение оценки и самооценки.
Оцените уровень сформированности умений по данной теме в целом.
И в конце урока я еще раз прошу обратиться к словам, которые нам подарил Е.Евтушенко и среди которых мы вновь видим местоимение:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
И сегодняшний урок, надеюсь, поможет присмотреться к тем, кто нас окружает, и увидеть, что у каждого свой тайный личный мир, который делает его интересным и все-таки заметным среди людей.