Конспект урока по теме: "Отличие союзных слов от союзов". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 7а.

Предмет: русский язык.

Тема урока: “Отличие союзных слов от союзов”.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы реализации методов: групповая, фронтальная.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме “Отличие союзных слов от союзов” средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию урока:

  • образовательная: способствовать формированию понятия “союзные слова”, выявить отличия между союзными словами и союзами;
  • развивающая: создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации;
  • воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств через тексты о родном городе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Работа с информацией по теме “Союз” (текст №1) в рамках технологии критического мышления (метод инсерта).

Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные.

Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные.

Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов.

Союз и, являясь одним из самых распространенных, вносит в язык пунктуационные трудности.

В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они называются союзными словами.

Оказывается, в предложении:

“Селение, что возникло в устье Чепцы в XV веке, теперь превратилось в крупнейший город Кировской области”

слово “что” является союзным словом, в а предложении:

“Многие говорят о городе, что он молод и душой и телом”

слово “что” является союзом.

1. Во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях, т.е. ребятам предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

а) галочкой отмечается то, что им уже известно;

б) знаком (-) отмечается то, что противоречит их представлениям;

в) значком (+) отмечается новая информация;

г) вопросительным знаком (?) отмечается то, что непонятно (материал, по которому учащиеся хотят получить более подробные сведения).

2. После окончания чтения и маркировки текста учащимся дается задание заполнить маркировочную таблицу, представляющую из себя четыре колонки, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше:

- + ?
1. Общее грамматическое значение союза   Союзные слова Отличие союзных слов от союзов
2. Разряды союзов по значению      
3. Разряды союзов по строению      
4. Знаки препинания перед союзами      

3. Работа по закреплению уже известной детям информации.

3.1. Запишите под диктовку текст.

В этом городе нет дворянских особняков и купеческих домов, но родословную свою он ведет из глубины веков. О первом поселении в устье реки Чепцы упоминается уже в 1615 году. Жители города по праву гордятся не только прошлым, но и настоящим. Для того чтобы и будущее было счастливым, горожане делают все. Это город рабочих и интеллигенции, студентов и спортсменов. В следующем году ему исполнится 50 лет.

3.2. Найдите предложения, в которых есть союзы.

3.3. Определите общее грамматическое значение союзов и их разрядов.

3.4. Расставьте знаки препинания в тексте №2.

3.5. Установите соответствия между колонками. Ответом должны быть сочетания букв и цифр.

Текст №2

А. Богатые рыбой реки Вятка и Чепца благоприятствовали занятиям рыболовством, и не случайно искусные рыбаки жили в селе во все времена. А. Первый союз “и” соединяет однородные члены предложения, второй – части сложного предложения.
Б. Прошли столетия, и селенье в устье Чепцы разрослось. Б. Союз “и” соединяет части сложного предложения.
В. Изделия чепецких мастериц бойко распродавались на ярмарках в Москве и Киеве, Костроме и Ярославле. В. Повторяющийся союз “и” соединяет пары однородных членов предложения.
Г. Усть-Чепцу населяли искусные скорняки, и опытные шорники, и сапожники. Г. Повторяющийся союз “и” соединяет однородные члены предложения.

4. Работа с новой и непонятной учащимся информацией.

Учитель: Обратимся теперь к III и IV колонкам, в которых вы отметили не только новую, но и непонятную для себя информацию.

Она связана с понятием “союзные слова”. Действительно, в русском языке относительные местоимения и наречия называют союзными словами, которые соединяют в себе признаки местоимения и союза, наречия и союза. Причем, среди них есть слова, в одних случаях употребления являющиеся союзами, а в других - союзными словами. Это что, как, когда. Поэтому в языке существует проблема разграничения союзов и союзных слов. Сейчас мы ее и попытаемся решить. Как же можно сформулировать учебную задачу нашего урока?

Ученики: Найти отличия между союзами и союзными словами.

Учитель: Конечно, можно открыть учебник и эту информацию найти там. Но насколько я знаю, вам больше нравится самим доходить до сути того или иного языкового явления. Поэтому поработайте теперь в группах, решая эту учебную задачу. Выводы, как всегда, оформите письменно. Материалом для наблюдения вам послужат 2 предложения из текста №1 с одним и тем же словом “что”.

После групповой работы ребята приходят к следующим выводам, которые можно оформит в виде таблицы.

Отличие
союзов и союзных слов
1. Можно опустить. 1. Нельзя опустить.
2. Можно заменить другим подчинительным союзом. 2. Можно заменить другим союзным словом.
3. Не является членом предложения. 3. Является членом предложения.

Учитель: Ребята, какова же тема нашего урока?

Ученики: Союзы и союзные слова.

Учитель: Что узнали нового на уроке?

Ученики: Мы выяснили, что такое союзные слова.

Учитель: Какое умение мы начали формировать?

Ученики: Отличать союзные слова от союзов.

5. Первичное закрепление по теме “Отличие союзных слов и союзов”

Учитель: Определите, союзом или союзным словом является “что” в предложениях:

Экспонаты, что есть в городском музее, рассказывают о жизни и быте некогда древнего поселения в устье Чепцы.

Мы знаем, что можно прославить наш скромный городок.

Учитель: Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня мы постоянно обращаемся к истории нашего города, города, судьба которого неразрывно связана с нашей судьбой и которому в следующем году исполнится только 50 лет.

Информацию о нашем городе вы можете найти в библиотеке гимназии.

III. Домашнее задание.

В качестве домашнего вам предлагается следующее задание: составьте два предложения о родном городе так, чтобы слова что, как, когда в одном случае были союзами, а в другом - союзными словами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Раздел: “Местоимение”.

Количество часов по теме: 11.

Номер урока в теме: 9.

Тема урока: “Местоимение”.

Тип урока: урок-оценка по данной теме.

Цели учителя:

  • образовательная: выявить уровень сформированности умений по данной теме: находить местоимения среди других частей речи, определять разряды местоимений по значению, определять грамматические значения их, писать отрицательные и неопределенные местоимения, выделять морфемы, использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания.
  • развивающая: создать условия для формирования адекватности самооценки учащихся через выполнение разноуровневых заданий по теме.
  • воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного труда, умения слушать, работать в сотрудничестве.

Ожидаемый результат: каждый ученик может выявить уровень сформированности своих умений и определить уровень адекватности самооценки.

КОНСПЕКТ УРОКА-ОЦЕНКИ ПО ТЕМЕ “МЕСТОИМЕНИЕ”

(в системе РО Эльконина-Давыдова-Репкина)

Учитель: Мы заканчиваем изучение местоимения части речи, которая малочисленная и непродуктивна, т.е. новыми словами уже давно не пополняется. Но местоимения очень важны в речи, активно используются всеми говорящими. Почему? Все дело в их особом значении, о котором вы говорили на предыдущих уроках. А сегодня мне бы хотелось обратиться к словам Януша Корчака, который писал:

“Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это маленькое словцо: кто?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки “кто”, ты должен был спросить: “Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды?” И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. А так: “Кто там?” - и в этом коротеньком “Кто” сидят имена всех на свете людей. Кто – это местоимение”.

Итак, урок-оценка по теме “Местоимение”.

Скажите, что вы можете знать по этой теме?

Ученики: Систему понятий по теме “Местоимение”.

Учитель: А что можете уметь?

Ученик:

  • находить местоимения среди других частей речи;
  • определять разряды местоимений по значению;
  • определять их грамматические значения;
  • писать отрицательные и неопределенные местоимения;
  • выделять морфемы в местоимениях;
  • использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания.

Учитель: Среди названных выделите наиболее важные. Для этого проанализируйте предложенные вам задания, не выполняя их, запишите перечень тех умений, которые эти задания помогают формировать, а затем в процессе урока оцените уровень их сформированности. Можете работать индивидуально, в парах или группах.

Оформляем записи в тетради: число, классная работа.

Что я умею?

Оценка Самооценка  
    1. Находить местоимения среди других частей речи.
    2. Определять разряды местоимений по значению.
    3. Определять грамматические значения местоимений.
    4. Определять синтаксическую роль местоимений.
    5. Производить морфологический разбор.
    6. Писать отрицательные и неопределенные местоимения.
    7. Отличать местоимения от омонимичных частей речи.
    8. Правильно употреблять местоимения в речи.
    9. Выделять морфемы в местоимениях.

Не выполняя заданий, оцените свои умения, используя следующие условные обозначения:

(+) – если вы уверены, что при выполнении задания не ошибаетесь;

(-) – если считаете, что сможете выполнить задания;

(?) – если предполагаете, что задание выполните, но можете допустить ошибки.

Учитель: Приступаем к выполнению 1 задания.

Прочитайте первое задание.

В отрывке из стихотворения Е.Евтушенко найдите местоимения, определите их разряд по значению. Местоимения каких разрядов не встретились?

Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй. И первый бой…
Все это забирает он с собой.

Учитель: Прежде чем обратиться непосредственно к разговору о грамматической стороне этого текста, поговорим о смысле его. Как бы вы определили основную идею этого отрывка словами самого поэта?

Ученики:

(Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.)
Выписать на доску

Учитель: Обратите внимание на написание не с разными частями речи, корней с чередованием согласных в корне слова бир-бер, мир-мер, окончаний глаголов.

Посмотрите на ту часть доски, где записаны названия некоторых разрядов местоимений.

- Возвратное – назовите приставку, каково ее значение? (Указывает на то, что действие как бы возвращается к действующему лицу).

– сделайте словообразовательный анализ слова.

- Притяжательные – подберите однокоренные слова (притягательный, т.е влекущий к себе, притяжение, тяготеющий, тяготение).

- Неопределенные – определите значение этого местоимения (точно не установленные).

Выполните первое задание и во 2-ой графе оцените свое умение находить местоимения и определять их разряды. Не забывайте это делать после выполнения каждого задания.

Ребята выполняют задание, проверяют, оценивают умение.

Учитель: Прочитайте 2 задание.

Среди подчеркнутых местоимений разберите по составу те, которые соответствуют данным схемам:

Это бывает так редко.

Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или в специальную карточку.

Эйнштейн посмотрел на объемный блокнот репортера и сказал:

- Милый мой, настоящие мысли приходят в голову так, редко, что их нетрудно и запомнить.

Учитель: Поистине настоящие мысли приходят так редко. И наверное, это в первую очередь осознают гениальные люди, каким был великий физик ХХ века - основоположник специальной теории относительности Альберт Эйнштейн.

А теперь обратимся непосредственно к тексту. Выпишите слова с орфограммами, которые там встретились, прежде чем начнете работать с местоимениями. Не забудьте после выполнения данного задания оценить свое умение - выделять морфемы в местоимениях.

Учитель: Переходим к 3 заданию.

Проверьте себя, выполнив упражнение на правописание неопределенных и отрицательных местоимений с не и ни. Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы не ошибиться при выполнении подобных заданий?

Джонни.

Жил на свете… Джонни,
Зна… те его?
(Не)было у Джонни
Ровно (ни)чего!
(Не)чего покушать,
(Не)чего надеть,
(Не)к чему стремиться,
(Не)о чем жалеть,
(Не)чего бояться,
(Не)чего терять,
Весело живется,
(Не)чего сказать!

Учитель: Все-таки человек приходит в этот мир, чтобы оставить после себя какой-то след. И пусть он будет интересен незаметностью своей, но это лучше, чем у Джонни, когда не к чему стремиться, не о чем жалеть…

Выпишите отрицательные местоимения.

Прочитайте второй текст.

Акакий Акакиевич.

Когда и в какое время поступил в департамент и кто определил его, этого (ни)кто (не)мог припомнить. Сколько (н…)переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том(же) месте, в том(же) положении, в той(же) самой должности, тем(же) чиновником для письма. В департаменте (не)оказывалось к нему (н…)какого уважения. Сторожа (н…)только (н…)вставали с мест, когда он проходил, но даже (н…)глядели на него, как будто(бы) через приемную пролетала муха. Начальники поступали к ним как(то) холодно-деспотически. Какой(нибудь) помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (н…)сказав даже: “Перепишите”, или: “Вот интересное, хорошенькое дельце”, или что(нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах.

Учитель: Ну а этот герой может быть интересен? Наверное, для немногих. Почему же Гоголь сделал этого Башмачкина, это забитое существо героем своего произведения?

Верно. Писатель хотел показать оскудение души человеческой. А почему произошло это оскудение? Может, потому, что люди не увидели человека в человеке? А Гоголь, иронизируя над своим героем, все же ему сочувствует.

Объясните написание отрицательных и неопределенных местоимений.

Вы сказали, что отрицательные местоимения с не и ни пишутся слитно. Почему же в предложении: “Я не знаю, ни кто он, ни что он делает” они написаны раздельно?

Учитель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться при написании отрицательных и неопределенных местоимений? Оцените свое умение писать отрицательные и неопределенные местоимения.

Учитель: Переходим к выполнению 4 задания.

Определяя грамматическое значение падежа подчеркнутых местоимений в следующих отрывках:

Ничто не трогал его,
Не замечал он ничего
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль.

ученик рассуждал так:

его – притяжательное местоимение в ф.Р.п.

ничего – неопределенное местоимение в ф. Р.п.

нечто – отрицательное местоимение нечего в ф. И.п.

Прав ли он? Докажите свое мнение.

Учитель: В этих двух предложениях встречается местоимение он, которое указывает на совершенно разных героев романа в стихах А.Пушкина “Евгений Онегин”. Владимир Ленский – романтик, для которого жизнь еще нечто, и Евгений Онегин, разочарованный жизнью герой, для которого она уже ничего и ничто… Несомненно, эти герои покажутся вам интересными, о них вы будете говорить в 9 классе, а сейчас продолжим разговор о местоимениях.

Докажите, что первое предложение сложное, а второе простое. Подчеркните грамматические основы.

Приступайте к выполнению задания.

Учитель: Какое умение, на ваш взгляд, формирует 5 задание?

Исправьте неточности в речи.

Брат велел другу принести себе книгу.

Сосед попросил сестру налить себе воды.

Учитель: Какое впечатление создает такой текст?

Извините, господа, я принимаю должность, я принимаю… Я принимаю, только уж у меня ни, ни, ни. Уж у меня ухо в остро! Уж я! О! Я шутить не люблю, я им всем задам острастку! Я такой! Я не посмотрю ни на кого…

Учитель: Оцените свое умение правильно употреблять местоимения в речи.

Подведем результаты урока. Поднимите руку, у кого большинство знаков в
1 и 2 графах (+). Проанализируйте адекватность самооценки, т.е. совпадение оценки и самооценки.

Оцените уровень сформированности умений по данной теме в целом.

И в конце урока я еще раз прошу обратиться к словам, которые нам подарил Е.Евтушенко и среди которых мы вновь видим местоимение:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.

И сегодняшний урок, надеюсь, поможет присмотреться к тем, кто нас окружает, и увидеть, что у каждого свой тайный личный мир, который делает его интересным и все-таки заметным среди людей.