Цели урока:
- Произвести комплексный (филологический) анализ текста.
- Развивать умения выявлять языковые, художественные средства для создания картины родного края; определять тему, идею, стиль текста, его ключевые слова для раскрытия авторского замысла.
- Воспитание уважения, любви к родному краю, родному городу.
Ход урока
I. Слово учителя:
На уроках литературы мы познакомились с произведениями Антонины Дмитриевны Коптяевой, известной писательницы, чье детство прошло в нашем городе.
- Какой вы запомнили писательницу, прочитав ее произведения, особенно очерк “Края родные”?
(Любящей свою “малую родину”, родной край, внимательно всматривающейся и вслушивающейся в природу родного края, чуткой к “живому меткому слову”).
Да, писать с такой любовью, восхищением о родных местах, где прошло детство, может только тот, кто душой и сердцем предан родному краю, памяти о нем, как Антонина Коптяева.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся быть наблюдательными, внимательно всматривающимися и вслушивающимися в слова текста А.Коптяевой (отрывок из очерка “Края родные”), который будем анализировать на уроке.
Трогательно, с любовью писала А.Коптяева о нашем городе. Послушаем отрывок из очерка “Края родные” (подготовленное чтение текста ученицей).
- Понравился текст?
- Чем понравился? Докажите, что это текст. (Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, последовательно расположены слова в предложениях, предложения – в тексте, значит, это текст).
- Что узнаем из текста? О чем он? Какова его тема? (Встреча с “малой родиной”).
- Найдите в тексте реалии “малой родины” (слова и выражения, рисующие картину родного края).
- Какова основная мысль текста? (Автор испытывает чувство радости от встречи с “малой родиной”, родными зейскими местами).
- В каких словах она выражена? (Последний абзац текста).
- В чем отражена тема, идея текста? (В заглавии “Края родные”).
- Как по-другому можно озаглавить отрывок из очерка? (Конкурс на лучшее заглавие. Сравните с авторским названием).
- Определите тип текста. Описание чего?
- Попытаемся определить стиль текста. (Художественный).
- Докажите. (Художественное произведение, автор словами рисует картины, образы).
- Какие картины родного города вы представляете, читая этот текст? (Устное словесное рисование с опорой на личные впечатления от города. Заочное путешествие по улицам Зеи).
(Выставка рисунков учащихся на тему “Родной город”).
- Какие средства художественного стиля использует автор? (Метафору, олицетворение, эпитеты, сравнения).
II. Самостоятельная работа:
- Найти в тексте эти художественные средства. Для чего автор использует их?
Вывод учащихся после самостоятельной работы: с помощью художественных средств писательница “оживила”, “раскрасила”, “одушевила” картину родного края, передала свое отношение к родным местам.
- Как звучат слова А.Коптяевой о родном городе? (С легкой грустью, но радостно, счастливо).
- Картина создана еще и с помощью красок, звуков.
Оформление записи на доске:
Картина родного края:
- настроение – “стесненное чувство”, “все изменилось, не только я сама…”;
- краски - “потемневшие от времени столбы”, “старый-престарый флигель”;
- звуки - “брякаю щеколдой”.
Да, “здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться”, “здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно”. Всмотримся и вслушаемся в картину родных мест.
- Слов какой части речи здесь больше?
- Почему?
- Приведите примеры прилагательных, с помощью которых описывается родной город. (“Дом родной”, “знакомый двор”, “старый-престарый, но добротный флигель”, “дальневосточный обычай”, “родное подворье”).
- Какие слова являются ключевыми, главными, отражающими идею, тему текста, его настроение? (“Здравствуй, дом родной!”)
- Как вы понимаете эти слова? (“Здравствуй” - форма приветствия – “будь здоров, благополучно живи”; пожелание здоровья).
- Давайте всмотримся в слово “здравствуй”. Какое “лицо” у него? Составим “портрет” слова.
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (Здравствуй, здравствовать, здравие, здравица, здравница, здравоохранение. Лексическое значение в корне).
- Какие детали “портрета” слова вы заметили?
Морфемный состав:
- ств грамматическое, лексическое значение морфемы: приветствовать, ответственный;
- уй значение: пробуй, командуй.
Морфемный состав дан по грамматико-орфографическому словарю русского языка Б.Т. Панова, А.В. Текучева.
Морфологические признаки:
Здравствуй – гл., несов. В., неперех., I спр., повел. Накл., ед. ч., 2 л..
Звуковой состав:
З д р а с т в у й – 10 букв, 9 звуков.
- Почему не совпадает количество букв и звуков?
Орфографический наряд слова:
Здравствуй (непроизносимый согласный в корне).
Посмотрите на “окружение” слова: искренность пожелания здоровья подчеркивает словосочетание “родной дом”. Родным мы всегда желаем здоровья.
- Над предложением стоит цифра 7. Что это значит?
- Сколько пунктограмм в этом предложении? (Знаки препинания при обращении, знаки препинания в конце предложения).
- Почему в конце предложения стоит восклицательный знак? (Передает чувства, эмоции автора).
Какие чувства? (Радости от встречи с родным домом, счастья, благодарности).
- Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
- Конкурс на самого зоркого. Сколько орфограмм в слове “старый-престарый”? Какие орфограммы? Выполните орфографический разбор.
- Какие еще орфограммы встречаются в тексте? Приведите примеры слов.
- гласная в корне слова: вхожу;
- согласная в корне слова: чувство;
- раздельное написание предлогов с другими словами: под кровлей;
- правописание сложных прилагательных: дальневосточный;
- падежные окончания существительных: на подворье.
- Обозначьте известные пунктограммы.
- знаки препинания при однородных членах;
- знаки препинания в сложных предложениях;
- знаки препинания в конце предложений.
- Вы обратили внимание на знаки препинания в конце предложений, употребляемые писательницей? Почему в трех последних предложениях стоит многоточие?
- Прочитайте текст с правильной интонацией. Какая фраза из текста показалась вам самой интересной, красивой, выразительной, понравилась больше других? Обоснуйте ответ, свяжите его с темой и идеей текста.
Это был рассказ Антонины Коптяевой о родных местах, пробуждающий и в нас чувство любви, уважения к “малой родине”, родному краю, родной Зее.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Мой город”, “Мой родной дом”, “Дом (место), где я родился”.