Урок русского языка в 6-м классе по теме “Комплексный анализ текста. Очерк А. Коптяевой "Края родные"”

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Произвести комплексный (филологический) анализ текста.
  2. Развивать умения выявлять языковые, художественные средства для создания картины родного края; определять тему, идею, стиль текста, его ключевые слова для раскрытия авторского замысла.
  3. Воспитание уважения, любви к родному краю, родному городу.

Ход урока

I. Слово учителя:

На уроках литературы мы познакомились с произведениями Антонины Дмитриевны Коптяевой, известной писательницы, чье детство прошло в нашем городе.

- Какой вы запомнили писательницу, прочитав ее произведения, особенно очерк “Края родные”?

(Любящей свою “малую родину”, родной край, внимательно всматривающейся и вслушивающейся в природу родного края, чуткой к “живому меткому слову”).

Да, писать с такой любовью, восхищением о родных местах, где прошло детство, может только тот, кто душой и сердцем предан родному краю, памяти о нем, как Антонина Коптяева.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся быть наблюдательными, внимательно всматривающимися и вслушивающимися в слова текста А.Коптяевой (отрывок из очерка “Края родные”), который будем анализировать на уроке.

Трогательно, с любовью писала А.Коптяева о нашем городе. Послушаем отрывок из очерка “Края родные” (подготовленное чтение текста ученицей).

- Понравился текст?

- Чем понравился? Докажите, что это текст. (Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, последовательно расположены слова в предложениях, предложения – в тексте, значит, это текст).

- Что узнаем из текста? О чем он? Какова его тема? (Встреча с “малой родиной”).

- Найдите в тексте реалии “малой родины” (слова и выражения, рисующие картину родного края).

- Какова основная мысль текста? (Автор испытывает чувство радости от встречи с “малой родиной”, родными зейскими местами).

- В каких словах она выражена? (Последний абзац текста).

- В чем отражена тема, идея текста? (В заглавии “Края родные”).

- Как по-другому можно озаглавить отрывок из очерка? (Конкурс на лучшее заглавие. Сравните с авторским названием).

- Определите тип текста. Описание чего?

- Попытаемся определить стиль текста. (Художественный).

- Докажите. (Художественное произведение, автор словами рисует картины, образы).

- Какие картины родного города вы представляете, читая этот текст? (Устное словесное рисование с опорой на личные впечатления от города. Заочное путешествие по улицам Зеи).

(Выставка рисунков учащихся на тему “Родной город”).

- Какие средства художественного стиля использует автор? (Метафору, олицетворение, эпитеты, сравнения).

II. Самостоятельная работа:

- Найти в тексте эти художественные средства. Для чего автор использует их?

Вывод учащихся после самостоятельной работы: с помощью художественных средств писательница “оживила”, “раскрасила”, “одушевила” картину родного края, передала свое отношение к родным местам.

- Как звучат слова А.Коптяевой о родном городе? (С легкой грустью, но радостно, счастливо).

- Картина создана еще и с помощью красок, звуков.

Оформление записи на доске:

Картина родного края:

  1. настроение – “стесненное чувство”, “все изменилось, не только я сама…”;
  2. краски - “потемневшие от времени столбы”, “старый-престарый флигель”;
  3. звуки - “брякаю щеколдой”.

Да, “здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться”, “здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно”. Всмотримся и вслушаемся в картину родных мест.

- Слов какой части речи здесь больше?

- Почему?

- Приведите примеры прилагательных, с помощью которых описывается родной город. (“Дом родной”, “знакомый двор”, “старый-престарый, но добротный флигель”, “дальневосточный обычай”, “родное подворье”).

- Какие слова являются ключевыми, главными, отражающими идею, тему текста, его настроение? (“Здравствуй, дом родной!”)

- Как вы понимаете эти слова? (“Здравствуй” - форма приветствия – “будь здоров, благополучно живи”; пожелание здоровья).

- Давайте всмотримся в слово “здравствуй”. Какое “лицо” у него? Составим “портрет” слова.

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (Здравствуй, здравствовать, здравие, здравица, здравница, здравоохранение. Лексическое значение в корне).

- Какие детали “портрета” слова вы заметили?

Морфемный состав:

  • ств грамматическое, лексическое значение морфемы: приветствовать, ответственный;
  • уй значение: пробуй, командуй.

Морфемный состав дан по грамматико-орфографическому словарю русского языка Б.Т. Панова, А.В. Текучева.

Морфологические признаки:

Здравствуй – гл., несов. В., неперех., I спр., повел. Накл., ед. ч., 2 л..

Звуковой состав:

З д р а с т в у й – 10 букв, 9 звуков.

- Почему не совпадает количество букв и звуков?

Орфографический наряд слова:

Здравствуй (непроизносимый согласный в корне).

Посмотрите на “окружение” слова: искренность пожелания здоровья подчеркивает словосочетание “родной дом”. Родным мы всегда желаем здоровья.

- Над предложением стоит цифра 7. Что это значит?

- Сколько пунктограмм в этом предложении? (Знаки препинания при обращении, знаки препинания в конце предложения).

- Почему в конце предложения стоит восклицательный знак? (Передает чувства, эмоции автора).

Какие чувства? (Радости от встречи с родным домом, счастья, благодарности).

- Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

- Конкурс на самого зоркого. Сколько орфограмм в слове “старый-престарый”? Какие орфограммы? Выполните орфографический разбор.

- Какие еще орфограммы встречаются в тексте? Приведите примеры слов.

  • гласная в корне слова: вхожу;
  • согласная в корне слова: чувство;
  • раздельное написание предлогов с другими словами: под кровлей;
  • правописание сложных прилагательных: дальневосточный;
  • падежные окончания существительных: на подворье.

- Обозначьте известные пунктограммы.

  • знаки препинания при однородных членах;
  • знаки препинания в сложных предложениях;
  • знаки препинания в конце предложений.

- Вы обратили внимание на знаки препинания в конце предложений, употребляемые писательницей? Почему в трех последних предложениях стоит многоточие?

- Прочитайте текст с правильной интонацией. Какая фраза из текста показалась вам самой интересной, красивой, выразительной, понравилась больше других? Обоснуйте ответ, свяжите его с темой и идеей текста.

Это был рассказ Антонины Коптяевой о родных местах, пробуждающий и в нас чувство любви, уважения к “малой родине”, родному краю, родной Зее.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Мой город”, “Мой родной дом”, “Дом (место), где я родился”.

Приложение