Цели урока:
- проверка знаний, умений, навыков по изученной теме;
- проверка умений определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;
- повторить виды синтаксического разбора предложений.
Оборудование:
- тесты,
- отрывки из произведений художественной литературы.
1 вариант.
- Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его.
- Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.
- Когда управляющий вызывал меня я замирал от страха.
- Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
- Если ты что-нибудь делаешь делай хорошо.
- На другой день чуть только заалел восток все поднялись.
- Когда мы подошли к правому берегу мне указали там где я меньше всего ожидал узкую тропу.
- Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
- Люба смотрела на пилу так будто это была не пила а диковинное существо.
- Парусное судно было далеко от берега и шло еще дальше туда где море и небо сливались в синюю бесконечность.
Вставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, определите вид придаточных предложений (сверху).
2. По данным схемам составьте сложноподчиненные предложения, определите значение придаточных. 1) [ ] ,( КОГДА …). 2) ( ПОКА …), [ ],
3. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.
Степь. Во все стороны (далеко) – далеко р. . скинулась земля ровная – (н. . ) покрытая
(н. . ) строениями (н. . ) лесами (н. . ) чем кроме низкой пор сли диких трав и се. . ных хлебов.
Ветер в степи как песня и его можно слушать часами. Днём когда знойный воздух тяж. . л и (н. . ) спокоен только и слышен ветер. И лишь вечером когда воздушный океан омывающий землю постепенно успокаивается в прозрачной тишине становятся слышны и другие звуки.
Много жизни в этих пуст. . ных р. . внинах называемых степью. И среди голосов природы звучит в бескрайних просторах новая не так давно ворвавшаяся в степной хор песня машин. Нет такого уголка в наших степях куда бы (н. . ) прон. . кали машины…Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж. Куда бы (н. . ) забр. . ли вы по полям всюду журавлиному курлыканью и пению жаворонков вторит металлическая мягко рокочущая песня машин. (В. Овечкин. )
4. Произвести синтаксический разбор предложений:
1)Ряска почти сплошь накрыла заводи, и , рассекая её, медленно двигались по ней дикие утки. 2) Влажной дымкой трепетал по- утреннему свежий ветерок. (Л. Андреев).
5. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина ?
А. ( ), ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. [ , ( ), ].
2 вариант.
- Загрузка пошла до того быстро что подводы не поспевали подвозить зерно.
- Куда река пошла там и русло будет.
- В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет.
- Когда труд удовольствие жизнь хороша.
- Раз мы начали говорить то лучше договорить все до конца.
- Налетел порыв ветра с той стороны откуда мы его вовсе не ожидали.
- Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там где она пряталась под нависшие кусты.
- 8На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке.
- Настала такая полная тишина что сразу стали слышны все предутренние лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявканье лисиц и первые еще не уверенные удары проснувшегося дятла.
- Толчок был так быстр и внезапен что Буланин сразу сел на пол.
Вставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, определите вид придаточных предложений (сверху).
2. По данным схемам составьте сложноподчиненные предложения, определите значение придаточных.
1) [Там, (где…) ,…. ]. 2) [… сущ. ] , (куда …).
3. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.
Звезды еще сверкали остро и холодно но небо на восток(. . ) уже стало светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер что лес сразу ожил зашумел полн. . звучно и звонко.
Через несколько минут ветер стих и деревья (с) нова застыли в холодном оц. . пенени… Настала такая полная и торжеств. . ная тишина что (с)разу стали слышны все (пред)утр. . ние лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявканье лисиц и первые ещё (не)увер. . ные удары проснувшегося дятла. (Б. Полевой).
4. Произвести синтаксический разбор предложений:
1) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь. Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки. (Л. Андреев).
5. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал ?
А. [ ] , ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).