Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему: "Повторение изученного о глаголе"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол”;
  2. Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся.
  3. Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала.
  4. Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
  5. Воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умение работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

У - Садитесь, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, “Классная работа”.

II. Сообщение темы и целей урока.

У – Ребята тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).

У – А то вы можете рассказать об этой части речи?

О –

У – Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя? В итоге урока мы заполним таблицу – паспорт глагола, которая поможет вам в учебе.

III. Задания

1. Грамматический признак

У – Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом:

Снежное покрывало покрывало поле.

Со стекла стекла вода.

У – Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?

О – Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

У – Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт. Запишите на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.

О -

2. Роль в предложении

У – Вернемся к предложениям и сделаем синтаксический разбор.

(два ученика делают синтаксический разбор предложений у доски)

У – Ребята, скажите, а каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

О – Сказуемым

У – Верно, во всех предложениях в которых мы делали синтаксический разбор глагол являлся сказуемым. Запишите это в паспорте глагола, а так же запишите свой собственный пример предложения, в котором глагол играл бы роль сказуемого.

(Несколько учащихся зачитывают примеры записанных предложений)

3. “НЕ с глаголами”

У - Чтобы определить следующую особенность в написании этой части речи, послушайте сказку о глаголе:

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не люблю!”. Он признавался “Верю!”, а она ему : “Не верю!”.

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась всегда отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. И вот однажды НЕ и говорит ему; “Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь”.

Вздохнул печально глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он вернулся к своей гордой любимой, она вскочила с криком: “Негодую”, “Ненавижу”. И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом! Так глагол доказал, что в некоторых случаях без частицы Не жить не может.

У – Скажите какое грамматическое правило положено в основу этой сказки?

О – Глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.

У – Внесем эти сведения в паспорт, а в качестве примеров запишите в два столбика предложенные глаголы:

(не)бывает, (не)домогать, (не)признается, (не)годовать, (не)долюбливать, (не)дописать, (не)достал, ( не)домогать, (не)взлюбил, (не)хочу.

4. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

У – Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по другому мы называем такие изречения?

О – Пословицы.

У – Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:

Кашу маслом не испортишь.

Не смажешь колеса – быстро не поедешь.

Не помучишься – не научишься.

У - Объясните смысл пословиц. Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?

О - Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.

5. Ь после шипящих в конце глаголов

У – Посмотрите внимательно на записанные пословицы, какое еще правило помогло правильно записать глаголы?

О - После шипящих на конце глагола пишется мягкий знак, который сохраняется перед –те и –ся.

У – Запишите глаголы, соблюдая данное правило

береч., стереч., калач., отмоеш.ся, стрич,. несёш.ся, реж.те..

У – Все ли слова записали? Если нет, то почему?

О – “Лишнее” слово – калач, так как это – существительное.

У – Заполните нужную графу в паспорте и запишите несколько примеров на данное правило.

6. Инфинитив , правописание -тся, -ться, в глаголах

У - Сколько мудрых советов для всей нашей жизни мы можем найти в пословицах! А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. А что такое девиз? Попробуйте определить его лексическое значение. Как это можно сделать?

О – Посмотреть в словаре. (девиз - руководящая идея поведения, деятельности).

У - Давайте запишем этот девиз. Посмотрите на глаголы в этом девизе. В какой форме они стоят ?

О – В неопределенной форме

У – Как по другому называют неопределенную форму глагола?

О – Инфинитив

У – Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от других глаголов?

О –

У - Послушайте историю, случившуюся с инфинитивом:

Как - то раз сказал инфинитив другим глаголам:

- Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, да жаль нет у меня времени!

- Время мы тебе найдем, - сказали другие глаголы. – Тебе какое, настоящее или прошедшее?

- Лучше будущее, - говорит инфинитив, чтобы немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол!

Дали ему и будущее время и Вспомогательный глагол.

Да только смотрят: спрягается только Вспомогательный глагол – только окончания мелькают, а инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

У – Ребята, какой можем сделать вывод, чем инфинитив отличается от других глаголов?

О – У инфинитива нет лица, числа, времени.

У – Вернемся к девизу. Скажите, каким правилом вы пользовались, когда записывали инфинитивы бороться и сдаваться в этом девизе?

О – Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (В вопросе нет Ь), то пишется –тся, если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться.

У – Давайте запишем полученные выводы в паспорт, а в качестве примеров запишите инфинитивы из стихотворения:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

IV. Подведение итогов

У – Итак, давайте подведем итог, что мы знаем о глаголе?

О -

У – Ну что же, ребята, вы хорошо поработали и доказали, что вы близко знакомы с глаголом. Однако у этой части речи еще много сюрпризов для вас, еще много граф в паспорте глагола остались незаполненными, поэтому на следующем уроке мы продолжим работать с этой частью речи. А

V. Домашнее задание

У –

Составить сочинение – рассуждение о глаголе.

А закончить урок я хочу словами поэта:

Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык ! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений

ГЛАГОЛ Приметы глагола Примеры
1. На какие вопросы отвечает    
2. Что обозначает глагол как часть речи    
3. Каким членом предложения обычно бывает    
4. Глаголы с НЕ пишутся      
5. Ь после шипящих на конце глаголов    
6. Неопределенная форма      
7. Вид глагола      
8. Время глагола        
9. Спряжение глагола