Урок русского языка и литературы в 6-м классе по теме: "Боги и духи в верованиях славян"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • Познакомить с особенностями язычества славян; дать представление о богах древних славян.
  • На примере мифа “Поединок Перуна с Велесом” рассмотреть пагубное влияние на человека таких качеств как зависть и жадность, а также положительное влияние решительности, настойчивости, целеустремлённости; рассмотреть мир ценностей древнего славянина.
  • Проанализировать художественные особенности текста.

Словарь: язычество – кумирство, идолопоклонство, обожание природы или истуканов; христианство, божество – предмет восхищения и почитания, бог – верховное существо, стоящее над миром или управляющее им. Дух – бесплотное сверхъестественное существо. “Скотом” в Древней Руси называли также и богатство, деньги (“скотница” — “казна”, “скотолюбие” — “корыстолюбие”).

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Опрос домашнего задания.

Приложение 1.

  • Как славяне представляли себе происхождение богов?
  • Как вы понимаете выражение – главными божествами у славян были Перун и Велес?
  • Кто такой Перун? Что вы о нём знаете?
  • Кто такой Велес? Что вы о нём знаете?

3. Работа со словарём.

Богатый – имеющий бога, пользующийся покровительством бога.

Бедный, убогий – лишённый бога

Велес – “скотий бог”, покровитель домашних животных, торговли и богатства.

Перун – бог грома, молнии и грозы.

Миф – представление человека о мире, рассказ о происхождении мира и богов.

4. Работа с текстом.

Приложение 2.

Чтение текста (ученики)

  • Чем исчислялось богатство Велеса?
  • Чем исчислялось богатство Перуна
  • Чего не хватало Велесу для того, чтобы стать богаче всех?
  • Почему в мифе Велес мечтает о богатстве? (обилие, плодородие и богатство были в его власти)

Выпишите глаголы из текста, характеризующие Велеса. (Похищает, завидовал, обернулся, согнал, упрятал, укрылся, выскользнул, бросился прочь, обернулся, превратился, спрятался, укрылся, бросился, притаился, не смел выходить)

  • Как эти действия характеризуют Велеса?

Выпишите глаголы из текста, характеризующие Перуна. (Разгневался, загрохотал, подъехал, кричит, грозит, мчится, мечет, узнавал, поражал, разнёс, разбил, вскричал, разбил, выпустил).

  • Как эти действия характеризуют Перуна?
  • Как называют в мифе Велеса? (Велес-змей, хитрый змей)
  • Как называют в мифе Перуна? (Громовержец)
  • Какое явление природы описано в мифе? (Засуха)
  • В мифе очень много перевоплощений, с какой целью они здесь используются? (Велес превращается в змея, человек в косматой шубе – медведь, корову, коня. Чтобы подчеркнуть необычность этого бога, владыки подземного царства, хозяина земных вод).
  • Какое явление природы описано в мифе? (засуха)
  • Как сегодня мы относимся к превращениям и колдовству?
  • Как вы считаете, почему изменилось отношение к Велесу? (Появились новые добрые святые, и необходимо было найти бога, олицетворявшего тёмные, чёрные, потусторонние силы, поэтому придумали миф, объясняющий превращение Велеса из доброго в злого)
  • Какое человеческое качество позволило превратить Велеса из доброго в злого? (Зависть, жадность и тщеславие)
  • Это хорошие качества характера человека?
  • Надо ли человеку стремиться к получению этих качеств, быть завистливым и жадным? (Нет, народ не любит таких людей)
  • Какие человеческие качества позволили Перуну одержать победу над Велесом? (Решительность, настойчивость, желание помочь людям)
  • Можем ли мы эти качества назвать положительными?
  • А бывают ли эти качества отрицательными? (Да, когда они служат злу)
  • Какая большая проблема в связи с этим решается в этом тексте? (Проблема добра и зла)
  • Какие художественные средства используются в тексте?

Видимо – невидимо – гипербола.

Считано – несчитано – гипербола

Облака-барашки – метафора.

Коровы-тучи – метафора.

Мать сыра земля – эпитет.

Человек в косматой шубе – олицетворение.

5. ВЫВОД по уроку:

О чём на ваш взгляд мы сегодня с вами говорили, какие проблемы решали?

В чём ценность нашего урока.

Какой урок можно извлечь из нашего урока? Чему нас научил древний славянский миф?

Какую оценку можно поставить нам с вами сегодня на уроке?