Тема урока: “Односоставные предложения”.
Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Цели урока:
1. Цель, ориентированная на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы “ Односоставные предложения”.
2. Цели, ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету:
- содействовать осознанию ценности изучения русского языка;
- воспитание любви к русскому языку.
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст;
- обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
4. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением:
- создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
- создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
5. Цель, ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры:
- обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.
Оборудование урока:
1. Плакат в виде таблицы, в которой уже к началу урока представлена предварительная самооценка знаний по теме “Односоставные предложения” – наклеены карточки с фамилиями учащихся (вторая часть таблицы заполняется по результатам итогового контроля):
Самооценка |
|
|
---|---|---|
“5” | ||
“4” | ||
“3” |
2. Печатные материалы к уроку (модули 0, 1, 2, 3).
3. Карточки с фамилиями учащихся.
4. Карточки разных цветов (желтая, синяя, зеленая).
5. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
6. Компьютерная оргтехника.
7. Презентация к уроку.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап постановки целей урока.
3. Этап проверки домашнего задания.
4. Этап всесторонней проверки знаний по модулям 1, 2, 3.
5. Подведение итогов урока.
6. Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке.
Методы контроля учебной деятельности:
1. Входящий контроль (восстановить алгоритм).
2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.
3. Итоговый контроль по теме.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (слайд 1 презентации).
2. ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ УРОКА (слайд 2 презентации).
МОДУЛЬ-0 (3 минуты)
Комплексная дидактическая цель (формулируется учащимися по опорным словам):
- осмысление …специфики односоставных предложений;
- усвоение … классификации односоставных предложений;
- отработка…умений находить односоставные предложения в тексте и определять их.
Интегрирующая цель:
совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, оценки и самооценки, коммуникативный навык.
Результатом применения модульной программы повторения должны стать сформированные навыки нахождения односоставных предложений в тексте, определения его вида.
3. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Выборочно проверяется выполнение творческого домашнего задания (создание проекта по теме или компьютерной презентации). (Пример выполненного домашнего задания см. в “Приложении 2 ”)
4. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (слайд 3 презентации).
МОДУЛЬ–1 (3 минуты)
Входной контроль.
Восстановите алгоритм “Как определить тип простого предложения”.
Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока.
Определите, какие цели нам удалось реализовать в модуле 1.
Самопроверка (слайд 4 презентации).
МОДУЛЬ–2 (20 минут)
(Cлайд 5)
Актуализация знаний о типах односоставных предложений.
Прослушайте монолог первого магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет.
Монолог № 1
Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.
Выбрав значение, долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. “Молчать!”– говорю. Или: “Не входить!”. А бывает, тоска найдёт, да и скажешь: “Э-эх, не найти мне счастья! ”. А отрицательное слово “нет” и поддакнет: “Нет в жизни счастья, нет…” Тут я как крикну: “Хватит ныть! Нельзя портить всем настроение! ”
Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовало, но не получается. Действующее, активное лицо не могу назвать. Но я из этого даже пользу не извлекло: не можешь вставить подлежащее – радуйся! Значит перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь сами! [1]
УЭ–1 (слайд 6)
В чем особенность безличного предложения?
Укажите грамматические признаки глаголов-сказуемых в безличных предложениях.
1. Найдите безличные предложения.
Правильные варианты ответов выделить маркером!
- Вечерело
- Вокруг была глухомань.
- Хотелось выйти на воздух.
- Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.
- Лучше этого места нет.
- Звезды одиноко горели над соснами.
- Не спалось.
- Ночь погасила цвета.
2. Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.
- В саду не было запаха прелой травы.
- Звенеть росе в лугах!
- В ненастье и во время грозы клева не было.
- Грозы природе не избежать.
- Трудно было остаться дома в первый зимний день.
- Тебе не понять красоты этого сурового края.
- Начинало светать.
- Не осилить морозного чуда.
Осуществляется взаимопроверка по правильным ответам, помещенным в презентации (слайд 7,8).
Количество правильных ответов |
Оценка |
---|---|
8 заданий |
5 |
Предварительный итог: поднимают руки те, кто получил “4” и “5”.
Диалог личных предложений.
Определённо-личное: Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
Неопределённо-личное: Не уметь сомневаться – это ужасно! Но ещё ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают.
Обобщенно-личное: Всё, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете обобщать! Вот я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины. Правда, из-за этого мне некогда заниматься собственной формой: я слишком увлечено содержанием. Но вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Это доказательство нашей дружбы! [1]
Определите типы предложений, которые представляли уважаемые магистры.
УЭ–2 (слайд 9)
1. Укажите признаки определенно-личных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений.
2. Номера правильных ответов напишите рядом с номером предложения.
Определите тип односоставного предложения
(1 – ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ, 2 – НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ, 3 – ОБОБЩЕННО-ЛИЧНОЕ, 4 – БЕЗЛИЧНОЕ)
1. Как душно и уныло!
2. Чужим умом не проживешь.
3. В окно повеяло весною.
4. Люблю дымок спаленной нивы.
5. О чем сейчас говорят?
6. В окно повеяло весною.
7. Посмотрите на этот пейзаж.
8. Об этом писали в газетах.
Осуществляется взаимопроверка по правильным ответам, помещенным в презентации (слайд 10).
О каком типе односоставных предложений мы еще не говорили?
УЭ–3 (слайд 11)
Ответьте на проблемный вопрос:
Почему назывные предложения чаще всего употребляются в художественной литературе и публицистике?
Творческое задание для работы в парах:
При помощи согласованных т несогласованных определений распространите назывные предложения.
Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.
(Выборочная проверка)
МОДУЛЬ–3 (20 минут)
Выходной контроль.
Найдите в тексте односоставные предложения и определите их вид, отметив номера предложений:
определенно-личные –
неопределенно-личные –
обобщенно-личные –
безличные –
1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
По результатам выходного контроля оформляется плакат “Самооценка – контрольная оценка”. Итоги обсуждаются с учащимися.
- Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели?
Учащимся предлагается закончить фразы (слайд 12):
- Я научилась (-ся)…
- Я запомнила (-ил)…
- Я рада (рад)…
- Мне хочется сказать…
- Теперь я …
6. ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны:
- желтый – на уроке было интересно, поучительно;
- зеленый – было интересно, но не все;
- синий – скучно, тоскливо.
Литература
1. Русский язык: Полный школьный курс под ред. О.Л. Соболевой.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.