Игровые формы на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Игровые формы на уроках русского языка

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Думаю, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает в жизни ребенка и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Игра требует от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

В 1989 году в издательстве “Русский язык” вышла книга П.М.Баева “Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ”. Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

  1. игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
  2. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  3. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  4. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
  5. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

  1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. доступность для учащихся данного возраста;
  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

  1. ролевые игры на уроке (инсценирование);
  2. 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  4. использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  5. различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян “Язык мой - друг мой”.

Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Учебник “Русский язык. 5 класс”.

Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян,

И.И.Кулибаба, Л.А.Тростенцова.

Изучение нового материала.

Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.

Словосочетание. §17

Цели.

  1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь;
  2. Познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.

Ход урока

На видном месте висит плакат:

Синтаксис. Заимствовано в XVIII веке из греч. языка. Буквально значит - построение, сочетание, порядок.

Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.

Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс вбегают ученики (работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка (ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик представляет собой Слово. Например,

Учитель (делает вид, что удивился). Вы кто?

Слова. Мы - Слова.

Учитель. Вы чем-то расстроены?

Слово (один из учеников). Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос: “Зачем нужны слова людям?”

Ученики. Чтобы общаться.

Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что?

Ученики (с помощью учителя). Соединять слова.

Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики. Сочетание слов. Учитель. Верно.

Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания. Затем обращается к Словам.

Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва. Выбранные слова выступают вперёд. Учитель. Ребята, листва может быть яркой?

Ученики. Да!

Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не хватает. Чего же?

Ученики (с помощью учителя). Наверное, того, что называется грамматической связью.

Учитель. Как сказать правильно?

Ученики. Яркая листва.

Учитель меняет окончание - ий на - ая (Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику).

Учитель. А почему окончание - ая?

Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.

Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является...

Ученики. ...главным. А слово яркая - зависимым.

Учитель записывает на доске: какая?

Яркая листва (ж.р.; им.п.)

Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании и спрашивает: “ А что же делать с остальными Словами?”

Слова. Составьте из нас предложение.

Учитель. А для этого мы должны...

Ученики (с помощью учителя). ... построить слова в определённом порядке и связать по смыслу и грамматически.

Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания.

Получилось:

На яркой листве деревьев блестит роса.

Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием.

Урок-путешествие

Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года;

Ход урока

На видном месте висит плакат со словами: “Отправляемся в путешествие”. Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии.

После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим конвертом в руках.

Ученик. Вам письмо.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны Лингвиния! Слушайте:

“Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс “Знаешь ли ты Лингвинию?” победители получат звание “Лучший знаток Лингвинии - 2005” и приз. С уважением, король Русский Язык”.

Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны принять предложение короля?

Ученики. Да!

Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по Лингвинии. В сказочном королевстве Лингвинии (а такое королевство существует!) Язык является могущественным, храбрым королем. Грамматика — строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Морфология — одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие

Делит класс на команды (по 4,5 человек), выбирает капитанов. Можно выбрать жюри.

На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать?

На доске висит подобного вида плакат:

Морфология Синтаксис Словообразование
Фонетика Орфография Орфоэпия Лексика

Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы или цветка.

Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор. Характер задания будет соответствовать названию раздела. После открытия окошка команды должны расшифровать название города королевства Лингвинии (раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа. Каждое задание - 1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество баллов считается победившей.

Задания.

Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой. Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.

1. Карточка-тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов. Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

  1. осенний день;
  2. урок начался;
  3. купить книгу;
  4. в лесу. Ответ: 1) ; 3).

2. Карточка-тест

Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

  1. Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)
  2. Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)
  3. Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)
  4. Приятно пахнет снегом, соломой и дымком. (Ответ: 3).

(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

3. Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп…ртивныи з…леный ст...лбовая
дес…ть цв…тной ш.рстяной
бе…заботный ра…свет бе...цветный
рису...шь пиш…шь чита…шь
к...пуста т…атр ап…льсин

4. Карточка.

В каком примере неправильно названа буква?

  1. Книга - кэ, эн, и, гэ, а.
  2. Палец - пэ, а, эль, е, цэ.
  3. Марка - эм, а, эр, ка, а. Ответ : кэ

5. Карточка. Игра “Справочное бюро” Использовать словарь.

Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

Колорит, компонент, комфорт, компромисс. (“Составная часть чего-либо”).

6. Вопросы для любознательных

  1. В каком падеже в слове сердце произносится д?
  2. Какие существительные в пяти падежах единственного и множественного числа имеют одинаковое окончание? В каких падежах? Какое окончание?
  3. Мальчика звали Юлий, а девочку — Юлия, их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей?
  4. Загадка-шутка:

Как правильно сказать: У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей или — у рыб нет зуб?

7. Работа со стихотворением “Про пана Трулялинского”

Б. Заходер перевел веселые стихи польского поэта Юлиана Тувима. В них очень остроумно показан в действии морфологический закон словообразования.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка — Трулялётка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Трулялёнок
И вдобавок попугай —
Развеселый Труляляй!
Палочку-трулялялочку
Поднимает дирижер,
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Тра-ля-ля да тра-ля-ля!
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!
Трулялинский чуть не пляшет —
Дирижерской палкой машет
И, усами шевеля, подпевает:
“Тру-ля-ля!”
“Тру-ля-ля” — звучит уже
На дворе и в гараже,
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.
Все шоферы — Трулялёры,
Почтальоны — Труляльоны,
Футболисты — Трулялисты,
Продавщицы — Трулялицы,
Музыканты — Трулялянты,
И студенты — Труляленты.
Сам учитель — Трулялитель,
А ребята — Трулялята!
Даже мышки, даже мушки
Распевают: “Трулялюшки!”
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет.

Найдите существительные, образованные путем известных вам суффиксов. Что вы знаете об этих суффиксах? Какое значение они придают словам? Попытайтесь сами сочинить подобные стихи, используя те же суффиксы.

В конце урока в класс входит Его Величество Король Русского Языка. Он награждает победителей грамотами и сладкими медалями.

Это лишь малая толика того количества игр и заданий ( используются и шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.