Тема урока: "Предлог. Знакомый незнакомец". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Предлог. Знакомый незнакомец

Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.

Цели:

  • обобщить и проверить полученные на предыдущих уроках знания учащихся о предлоге;
  • развивать умение учащихся применять знания в измененной ситуации (при создании проектов); логические операции мышления: сравнение, анализ и синтез; познавательный интерес к предмету;
  • формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе;
  • воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: план урока, таблица “Правописание производных предлогов”, раздаточный материал с рядами слов и сочетаний слов, ватман и канцелярские принадлежности, оценочные листы для каждой группы.

Ход урока

1. Организационный момент

Деление учителем учащихся класса на 4 творческие группы, которые должны быть равными по уровню знаний.

Выбор самими членами группы одного ученика-координатора их совместной деятельности.

Выставление каждым учеником себе оценки во 2 графу оценочного листа (Какую оценку хочу получить? (На начало урока) см. Приложение.

2. Целеполагание

На прошлой неделе, путешествуя по стране Правописание, мы встретились с предлогами. И возник вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Оказалось, что эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.

Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, разряды и правописание. А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и при выполнении контрольной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы…

  • представим его таким, каким он видится только нам;
  • расскажем о нем все без утайки;
  • докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.

3. Разминка “Посмотри на предлоги”

Задание 1. (Используется раздаточный материал)

Найдите “лишнее” слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  • Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  • Благодаря брата, благодаря брату.
  • Насчет работы, на счет банка.
  • Оглянулся вокруг, вокруг оси.

По ходу выполнения работы учитель задает вопросы. Например:

  • В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?
  • Какие предлоги пишутся в два слова?
  • Какой синонимичный непроизводный предлог можно подобрать к слову насчет?

Задание 2. (Во время выполнения 1 задания вызванный к доске учащийся записывает все известные ему предлоги)

Классифицируйте записанные на доске предлоги.

(Варианты ответов:

  • производные / непроизводные предлоги,
  • деление предлогов на группы по значению,
  • предлоги- синонимы / предлоги, не имеющие синонимов,
  • предлоги, пишущиеся в 1 слово / предлоги, пишущиеся в 2 слова / предлоги, пишущиеся через дефис)

4. Проектная деятельность

Задание для 1 группы: представьте в полном объеме теоретические сведения о предлоге как параграф учебника

Критерии оценки: полнота представленного материала, логичность передачи содержания, оформление проекта.

Задание для 2 группы: представьте теоретические сведения о предлоге как литературное произведение любого жанра

Критерии оценки: соответствие произведения заявленному жанру, актуальность отбора сведений о предлоге, оформление проекта.

Задание для 3, 4 группы: представьте проект контрольной работы по теме “Предлог”

Критерии оценки: четкость формулировки заданий, полнота проверки теоретических и практических знаний и умений, оформление проекта.

5. Представление проектов “Наш взгляд на предлог”

Координаторы групповой деятельности определяют учащихся, которые представляют оформленные на листах ватмана проекты.

6. Подведение итогов

Учитель анализирует представленные проекты в соответствии с критериями оценок, выделяет удачные моменты в содержании и оформлении работ.

Учащиеся в группах самостоятельно и коллегиально выставляют оценки (см. 3 и 4 графы оценочного листа см. Приложение).