Предлог. Знакомый незнакомец
Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.
Цели:
- обобщить и проверить полученные на предыдущих уроках знания учащихся о предлоге;
- развивать умение учащихся применять знания в измененной ситуации (при создании проектов); логические операции мышления: сравнение, анализ и синтез; познавательный интерес к предмету;
- формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе;
- воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.
Оборудование: план урока, таблица “Правописание производных предлогов”, раздаточный материал с рядами слов и сочетаний слов, ватман и канцелярские принадлежности, оценочные листы для каждой группы.
Ход урока
1. Организационный момент
Деление учителем учащихся класса на 4 творческие группы, которые должны быть равными по уровню знаний.
Выбор самими членами группы одного ученика-координатора их совместной деятельности.
Выставление каждым учеником себе оценки во 2 графу оценочного листа (Какую оценку хочу получить? (На начало урока) см. Приложение.
2. Целеполагание
На прошлой неделе, путешествуя по стране Правописание, мы встретились с предлогами. И возник вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Оказалось, что эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.
Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, разряды и правописание. А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и при выполнении контрольной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы…
- представим его таким, каким он видится только нам;
- расскажем о нем все без утайки;
- докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.
3. Разминка “Посмотри на предлоги”
Задание 1. (Используется раздаточный материал)
Найдите “лишнее” слово или сочетание слов в предложенных рядах.
- Без, к, ради, от, согласно, также, над.
- Благодаря брата, благодаря брату.
- Насчет работы, на счет банка.
- Оглянулся вокруг, вокруг оси.
По ходу выполнения работы учитель задает вопросы. Например:
- В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?
- Какие предлоги пишутся в два слова?
- Какой синонимичный непроизводный предлог можно подобрать к слову насчет?
Задание 2. (Во время выполнения 1 задания вызванный к доске учащийся записывает все известные ему предлоги)
Классифицируйте записанные на доске предлоги.
(Варианты ответов:
- производные / непроизводные предлоги,
- деление предлогов на группы по значению,
- предлоги- синонимы / предлоги, не имеющие синонимов,
- предлоги, пишущиеся в 1 слово / предлоги, пишущиеся в 2 слова / предлоги, пишущиеся через дефис)
4. Проектная деятельность
Задание для 1 группы: представьте в полном объеме теоретические сведения о предлоге как параграф учебника
Критерии оценки: полнота представленного материала, логичность передачи содержания, оформление проекта.
Задание для 2 группы: представьте теоретические сведения о предлоге как литературное произведение любого жанра
Критерии оценки: соответствие произведения заявленному жанру, актуальность отбора сведений о предлоге, оформление проекта.
Задание для 3, 4 группы: представьте проект контрольной работы по теме “Предлог”
Критерии оценки: четкость формулировки заданий, полнота проверки теоретических и практических знаний и умений, оформление проекта.
5. Представление проектов “Наш взгляд на предлог”
Координаторы групповой деятельности определяют учащихся, которые представляют оформленные на листах ватмана проекты.
6. Подведение итогов
Учитель анализирует представленные проекты в соответствии с критериями оценок, выделяет удачные моменты в содержании и оформлении работ.
Учащиеся в группах самостоятельно и коллегиально выставляют оценки (см. 3 и 4 графы оценочного листа см. Приложение).