Ни для кого не является открытием, что до недавнего времени единственной формой итогового контроля при изучении русского языка был диктант. Однако, в этом случае и учитель, и ученики ограничены достаточно жесткими рамками оценок и не осуществляется в полной мере индивидуально – дифференцированный подход в обучении, так как у каждого ребенка свои когнитивные способности.
Применение мониторинга позволяет педагогу унифицировать контроль знаний учащихся, создать единую информационную базу результатов образовательного процесса.
Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на протяженном временном интервале. Как технология, мониторинг-это исследование состояния образовательной среды, уровня усвоения обязательного минимума содержания образования по предмету, выявляющее характер изменений в конкретном объекте за определенный период времени.
Мониторинговая система включает в себя следующие элементы:
- индикацию (отражение) долговременных учебных результатов, охватывающих несколько последних лет данной ступени обучения, с конкретными конечными и промежуточными целями по различным темам;
- конкретный набор заданий для реализации системы регистрации результатов учебного процесса для отдельного ученика и для группы обучающихся;
- оценку динамики обученности субъектов образовательного процесса.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе деятельности выясняются следующие вопросы:
- достигается ли цель образовательного процесса;
- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
- существуют ли предпосылки для совершенствования деятельности педагога;
- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося.
Мониторинг включает в себя следующие этапы деятельности:
1) оценивание выполненных работ;
2) анализ полученных результатов, определение проблемных зон у учащихся,
отслеживание рейтинга каждого ребенка и класса в целом;
3) принятие управленческих решений, работа в проблемных зонах.
Мониторинг предполагает проведение нулевого (входного), промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Задания в работах ранжируются по баллам в зависимости от сложности. По итогам работы определяется рейтинг каждого ученика и класса в целом. Введение рейтинговой оценки наряду с расширением оценочного диапазона позволяет попутно решить и психологическую задачу: снимает негативное восприятие учащимися отрицательного результата обучения, создает ситуацию успеха, мотивирует на деятельность, акцентирует внимание педагога на сопоставлении стартовых позиций ученика и последующих результатов.
Входной контроль рекомендуется проводить в первые две недели учебного года. Его цель – определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование, готовность класса к обучению). В ходе проведения нулевого среза педагог осуществляет:
1) прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
2) разработку схемы действий для преодоления затруднений в обучении;
3) формирование целей среза, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении.
Анализ результатов входного мониторинга дает возможность педагогу выбрать адекватную методику обучения, сформировать мотивацию учащихся, выработать план работы с неуспевающими, скорректировать учебный график.
В конце первого полугодия рекомендуется проводить промежуточный контроль. Его цель – оценка успешности продвижения учащихся, подведение промежуточных итогов, корректировка учебного процесса, выбранных методов обучения, формирование рейтинговой оценки учащихся и всего класса.
В апреле рекомендовано проведение итогового мониторинга. Его цель – подведение итогов обучения, анализ результатов, оценка успешности усвоения учащимися учебного материала, анализ деятельности педагога, формирование рейтинговой оценки каждого ученика и всего класса.
Результаты мониторинговых исследований оформляются в виде таблиц сводных данных, диаграмм, с применением компьютерных технологий (см. Приложение 2).
Кроме обязательных входного, промежуточного и итогового срезов, по усмотрению учителя возможно проведение мониторинговых работ после изучения какой-то конкретной темы. Это позволяет оценить текущие результаты учебного процесса, проверить прочность усвоения изученного материала, выявить динамику успешности обучения, скорректировать деятельность учителя.
Кроме оценки знаний учащихся, мониторинг способствует формированию у педагога способности к рефлексии собственной деятельности. Рефлексия проявляется в способности учителя прогнозировать, проигрывать в уме и адекватно оценивать как возможные, так и реальные результаты учебного процесса. Это обеспечивает постоянный анализ, осмысление, корректировку самим педагогом собственного практического опыта и обучения на этом опыте других.
Работа по полученным данным направлена на формирование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию. Все это предполагает формирование профессионально-этического подхода к ученику.
Положительные результаты применения мониторинга: глубокий повтор материала, переход от репродуктивного к частично поисковому и исследовательскому методу, создание ситуации успеха и, как следствие, мотивация ребят на деятельность.
Трудности: трудоемкость (подбор материалов, составление и ранжирование заданий, техническое оформление, анализ работ, выведение рейтинговой оценки, выявление динамики деятельности, корректировка учебного процесса).
Практическое применение мониторинга.
Мониторинговая работа представляет собой набор заданий, содержание которых соответствует определенной теме. Задания ранжируются по баллам в зависимости от их сложности (см. Приложение 1).
Для получения отметки “три” ученик должен выполнить более половины работы (не менее 52 % от максимальной суммы баллов).
Задания в мониторинговой работе должны следовать по нарастающей степени сложности:
- 15 % – задания на воспроизведение;
- 45 % – действия по алгоритму;
- 25 % – задания частично – поискового характера;
- 15 % – творческие задания.
Задания на воспроизведение:
А) словарный диктант (по баллу за каждое правильно написанное слово);
Б) запись словосочетаний (по баллу за каждое правильно написанное слово), текста под диктовку (оценивается по нормам диктанта);
В) осложненное списывание (оценивается по нормам диктанта).
Действия по алгоритму:
А) различные виды разборов (по составу, словообразовательный, морфологический, фонетический, синтаксический; оцениваются в пределах 3 – 4 баллов);
Б) объяснение орфографических и пунктуационных правил, нахождение примеров (до 5 баллов за правильное объяснение, по баллу за каждый правильно приведенный пример);
В) конструирование словосочетаний, предложений по данным схемам (до 3 баллов: грамотность, пунктуация, речь);
Г) составление синонимических рядов, цепочек однокоренных слов (по баллу за каждое правильно приведенное слово).
Частично – поисковые задания:
А) редактирование предложений (до 3 баллов: грамотность, пунктуация, речь);
Б) определение темы текста, формулирование основной мысли (до 5 баллов);
В) определение стиля речи (1 балл), типа текста (1 балл), аргументации (до 5 баллов);
Г) нахождение художественных средств, ключевых слов в тексте (по баллу за каждый правильно приведенный пример).
Творческие (исследовательские) задания:
А) построение собственного речевого высказывания (сочинения – рассуждения) на основе данного текста (орфография, пунктуация, речевое оформление высказывания оцениваются по нормам сочинения);
Б) высказывание своей точки зрения на проблему, затронутую в тексте, сопоставление с позицией автора.