Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Местоимение как часть речи"

Разделы: Русский язык


Тип урока: вводный урок по морфологии.

Цели урока:

I. Обучающие.

  1. Дать понятие о местоимении как части речи.
  2. Познакомить с указательными функциями местоимения.
  3. Познакомить с разрядами местоимений.
  4. Познакомить с синтаксической ролью местоимений.
  5. Обратить особое внимание на употребление местоимений в речи.

II. Развивающие.

  1. Развивать логическое мышление, память, внимание.

III. Воспитывающие.

  1. Повышать интерес к урокам русского языка.

Учитель:

  • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: Одиннадцатое марта. (Разбираем числительное по составу). Классная работа.
  • Почему в слове “одиннадцатое” пишется НН?
  • Назовите все части речи в заголовке.
  • Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  • Что изучает морфология?
  • Какие части речи мы изучали?
  • Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать, какая часть речи станет предметом нашего изучения.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Итак, записываем в тетради тему нашего урока: “Местоимение как часть речи”.

Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану. Вспомните план, по которому мы изучали имя существительное, прилагательное, числительное.

Ученики называют:

  1. Значение, вопросы.
  2. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.
  3. Синтаксическая функция.
  4. Употребление в речи.
  5. Правописание.

И, как всегда, по ходу изучения нового материала, мы будем заполнять таблицу “Части речи”.

Часть речи Вопрос, значение Морфологические признаки Синтаксическая функция
постоянные непостоянные

Учитель вывешивает раздвижную таблицу.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

  • Понятен ли вам смысл этого предложения?
  • Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?
  • Сможем ли мы ответить на эти вопросы, если сделаем следующие изменения? (На местоимения учитель накладывает карточки с существительными, прилагательным и числительным).

Алеша узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.

  • Ответим на те же самые вопросы. Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?
  • Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения ОН. НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО.
  • Какими частями речи являются эти слова? Что обозначают? (“Алеша, синоптики” – имена существительные, обозначают предмет; “солнечная” – имя прилагательное, обозначает признак предмета; “пять” - имя числительное, обозначает количество).
  • Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное.
  • Наши местоимения употреблены вместо имени. Обратите внимание на это предложное сочетание, так как в нем скрыты этимологические корни слова “местоимение”.
  • Но почему же нам не был ясен смысл предложения в его первом варианте?
  • Потому что, в отличие от имен существительных, прилагательных, числительных, местоимение не называет предмет, признак, количество. Не “Алеша”, а “он”, не “от синоптиков”, а “от них”, не “солнечная погода”, а “такая погода”, не “через пять дней”. А “через несколько дней”.
  • Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
  • А теперь я проиллюстрирую данное правило стихотворением Л. Кэрролла из сказки “Алиса в Стране чудес”. Это стихотворение состоит из одних местоимений, поэтому-то мы ничего не понимаем.

Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: “Очень мил,
Но плавать он не может”.

Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.

Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.

Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.

Она, конечно, сгоряча:
“Не спорь со мной напрасно”.
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.

Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальные не при чем,
И это наша тайна.

  • Помните, герои сказки по-разному реагировали на это стихотворение, которое прочитал Белый Кролик как доказательство вины Валета. Король проговорил, потирая руки: “Это очень важная улика”, а Алиса возразила: “Если кто-нибудь сумеет объяснить мне эти стихи. Я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нем никакого смысла”.
  • Итак, что такое местоимение?
  • А теперь заполним первую колонку нашей таблицы.
  • С первой задачей мы справились, переходим к выполнению второй. Мы должны узнать, как изменяются местоимения. (Если местоимения употребляются вместо имен, то и изменяются они как имена).
  • Как изменяется большинство имен?
  • Просклоняйте местоимение “он” (мальчик).
  • Как могут еще изменять местоимения, например, “такая”? Какую часть речи оно заменяет? (Прилагательное изменяется по числам и родам, значит местоимение тоже изменяется по числам и родам).
  • Местоимения изменяются по падежам, а те, которые указывают на признак, еще и по родам и числам. Заполним в таблице рубрику “Морфологические признаки”.
  • Переходим к третьей задаче урока. Познакомимся с разрядами местоимений. Для решения этой задачи вам понадобятся геометрические фигуры, лежащие на партах. (2 квадрата – большой и поменьше и 7 прямоугольников – четыре одинаковых (руки и ноги) и три маленьких). Ваша задача состоит в том, что бы собрать робота с интересной фамилией Новолупов. Он поможет вам заполнить разряды местоимений. Почему у робота такая фамилия, вы скажете чуть позже.
  • Каждая часть у робота выполняет ту или иную функцию. Например, 1 часть (голова) указывает на лицо, и в основе лежат личные местоимения.
  • Вторая часть (туловище) говорит, что этот предмет наш, мой, твой, ваш, а также его, ее, их. В основе – притяжательные местоимения.
  • Третья часть указывает на того, о ком говорят – местоимение “себя” - возвратное.
  • Четвертая часть (левая нога) постоянно задает вопросы: кто? какой? что? чей? сколько? – в основе вопросительные местоимения.
  • С помощью пятой части робот переделывает простые предложения в сложные, в основе – относительные местоимения.
  • Шестая часть указывает на неопределенные предметы, признаки, количества. Эта часть представлена неопределенными местоимениями.
  • Седьмая часть выражает отсутствие чего-либо. Это отрицательные местоимения.
  • Восьмая часть (рука) – указательная. Говорит сама за себя.
  • И, наконец, определительная часть. Она отвечает за обобщение.
  • Вот мы и познакомились со всеми составляющими робота Новолупова. Почему у него такая фамилия? Кто догадался?
  • Заполним рубрику “Постоянные признаки” – разряды и перейдем к следующему пункту плана: синтаксическая функция.
  • Обратимся к знакомому предложению. Разберем его синтаксически. А какую работу выполнит местоимение в этом предложении? Таковы были предсказания синоптиков. (сказуемое).
  • К какому выводу мы пришли? Записываем вывод в таблицу.
  • Переходим к разделу 4. Для чего нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента.

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте? Для чего нужны местоимения?

На следующих уроках мы будем изучать другие правила, которые помогут нам избегать нелепых ошибок при употреблении местоимений. Поэтому четвертую задачу нашего урока мы еще не решили, а только поставили.

Что мы узнали сегодня о новой части речи – местоимении?