Цели урока:
- Наблюдать за буквосочетаниями ЖИ- ШИ, соотнесение произношения и написания.
- 3акреплять навыки начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствование навыка письма в одну линейку.
- Повторить понятие звук и буква, звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- Развивать и совершенствовать умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко- буквенный анализ слов.
- Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.
- Продолжить работу в группах с разноуровневыми заданиями: репродуктивного и творческого характера.
Оборудование.
- Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями.
- Памятка звуко- буквенного разбора слов.
- Бунеева Р.Н. и др. Русский язык 2 класс. – М.: Баласс, 2003. – 145с.
- Комиссарова Л.Ю. – Дидактический материал по русскому языку 2 класс. М.: Баласс, 2003. – 124 с.
- Тетрадь по чистописанию для 2кл.( М.А. Яковлева)
Наглядность.
- Таблица слогов, словарных слов.
- Иллюстрации к отгадкам.
- Сказочные персонажи,произносящие звуки О, И, У, А.
Литература.
- Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 1989. – 324 с. 2.Сборник упражнений по русскому языку. Авторы Т.Вахрушева, Е.Попова.
- Учебное пособие для начальной школы.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка
1. Организационный момент.
Вот книжка на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
И как обычно, откройте тетради и запишите число.
2. Чистописание. (стр.119 урок 41)
- Какую букву будем писать? Назовите ее. Из каких элементов она состоит?
Какой звук обозначает? Сочетание?
- Чем отличаются буквы первой строчки? (Жи, ши - проблемный) - Скажите с какой буквой не дружат согласные ж и ш? Кто догадался?
З. Введение в новый раздел. (В руках у учителя микрофон)
- Внимание, внимание! Сегодня перед вами выступают звуки. Ой, ребята, микрофон перестал работать. Как же вы узнаете, кто сегодня будет выступать?
- Ничего страшного, ребята, я вам буду показывать картинки, а вы посмотрев на них узнаете эти звуки. (Показываю иллюстрации со сказочными персонажами, дети называют звуки а, о, и, у).
- Какие звуки вы назвали? (Гласные).
- Почему мы их так называем?
- Что вы знаете о гласных звуках?
- А вот из этих слов убежали гласные буквы, догадайтесь какие и верните их на место, (на доске записаны буквы).
нрд, лфвт, фмл, днжд, клсс.
4. Словарная работа, (ученики самостоятельно записывают слова), народ, алфавит, фамилия, Отчизна, однажды, класс (самопроверка с доски).
- Назови двусложные слова?
- Сколько в слове слогов? Как узнали? Устно разделите на слоги.
- Все ли слова можно перенести с одной строки на другую? Какие перенесли?
5. Работа по учебнику.
- А теперь давайте обратимся к иллюстрации в учебнике стр. 100. - Рассмотрите кадр фотопленки. - Чем занимаются дети? (Дети играют)
- Какие звуки сопровождают их действие? (ш- ш- ш, з- з- з, ч- ч- ч)
- Как называются? (Согласные)
Ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь (Берестов).
- А какие особые согласные вы знаете? (Ж, ш, ц, ч, щ, й)
- Да, среди согласных звуков есть такие, которые не имеют пары по мягкости [ж],[ш], [ц], а другие бывают только мягкие. И они требуют особого внимания со стороны гласных: с одними гласными дружат, а с других просто никогда не подпускают к себе.
6. Сообщение темы урока.
- Скажите, с какой буквой не дружат шипящие ж, ш? Упражнение по учебнику, (стр.100 упр. 162)
- Давайте понаблюдаем за согласными, (Выполняется
по заданию).
Прочитай слоги.
Бы - би | мы - ми |
Ны - ни | ды - ди |
Сы - си | жи - жи |
Ты - ты | ши - ши |
Каждый слог находится на своем месте? А последние два слога? Правильно ли они написаны ? Вспомните, что вы знаете о правописании этих слогов.
- Ребята? А вы хотите узнать почему жи- ши пишутся с гласной и?
- Посмотрите сказку «Про шипящие».
Инсценирование сказки.
Жили- были на свете шипящие ж, ш - неразлучные друзья.
Всюду они ходили парой - никогда не расставались, а неподалеку жили гласные у, ы, и, а, е.
Жили очень дружно. И вот однажды
«Давайте поиграем в прятки» – предложили буквы.
Считалка.
Ежик, ежик, чудачок.
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать.
Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их будут искать. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласную ы.
Искали - искали, с ног сбились, до вечера искали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать.
Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего дома и видят, что ы , как ни в чем не бывало сидит, смеется и пьет чай. Обиделись шипящие - с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
И с этого времени ш и ж пишется с и.
- Итак ребята, давайте вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Так с какой гласной не дружат согласные ж и ш?
7. Работа по группам (разноуровневые задания).
8. Физминутка.
У шиповника цветы
Просто чудо красоты.
Яркие, пахучие
Аи, аи, аи! Колючие!
- Откуда получил свое название шиповник? Что вы знаете об этом кустарнике?
Плоды шиповника обладают лечебным свойством. В них очень много витамина С. Из цветов готовят чай. У этого растения лечебным свойством обладают все части растения- корни, стебли, цветки.
9. Коллективная работа.
1). Задание: припишите справа или слева к сочетаниям жи, ши слоги из данного набора так, чтобы получились слова. ПЫ, ЛУ, НО, ЛО, ША, ЛА, ПИ. Проверка. Кто больше придумал слов.
2).3вуко- буквенный анализ слова лыжи, (один ученик у доски). Памятка в учебнике.
10. Итог урока.
- Над какими буквосочетаниями наблюдали на уроке?
- Что интересного узнали?
11.Домашнее задание, (по группам)
Составить предложение с сочетаниями. Упр. 164 стр.101.