Урок русского языка по теме: "Повторение в начале года". "Словосочетание. Соединение слов, не образующих словосочетаний"

Разделы: Русский язык


Тема. Словосочетание. Соединение слов, не образующих словосочетаний

Цели.

  • Систематизация сведений о словосочетании, его роли в предложении.
  • Совершенствование навыков комплексной работы с текстом.
  • Обучение логически правильному и грамотному ответу на вопросы, поставленные учителем.
  • Формирование умений грамотного письма.

Ход урока

I. Словарно-орфографическая работа

Прогресс, регресс, конгресс, агрессия, агрессор, ( про- вперед, ре- назад, грессус- движение (лат.) прогрессист, регрессивный, прогрессировка;
гуманный, гуманитарный, комментарий, комментатор, дирижер, миниатюра, гармония, палисадник, элеватор, вереница.

II. Комплексная работа с текстом. Содержание текста записывается учащимися в тетради

Поющие двери

Глядя на улья с пчелами, летающими туда и сюда в солнечном свете: туда мелкими, сюда обремененными цветочной пыльцой, - легко представляешь себе мир людей и вещей, согласованных вещей, обжитых до того, что они, как двери в “Старосветских помещиках”, поют.
На пасеке я всегда вспоминаю старосветских помещиков, как они были для Гоголя: в смешных старичках с их поющими дверями Гоголю чудилась возможность гармонической и совершенной любви людей на земле. (М.Пришвин)

  1. Выпишите по два примера сочетаний слов, в которых связь осуществляется при помощи:
  2. а) двух окончаний,
    б) одного окончания,
    в) одного окончания и предлога,
    г) неизменяемой формы зависимого слова,
    д) сочинительного союза,
    е) подчинительного союза,
    ж) только интонацию.

  3. Имеющиеся в тексте обороты подчеркнуть как члены предложения и объяснить, при помощи чего осуществляется их связь с предложением.
  4. Объясните название текста, установите его жанр, выпишите из него ключевые слова.
  5. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
  6. Сделайте следующие виды разборов:
    Вспоминаю -
    летающими, обремененными, согласованных, чудилась -
    поющими дверями -

III. Повторение сведений о словосочетании по плану

  1. Понятие о словосочетании.
  2. Типы словосочетаний.
  3. Виды грамматической связи слов в словосочетаниях
  4. Фразеологические и свободные словосочетания.
  5. Синтаксически неразложимые словосочетания.
  6. В ходе повторения составляется таблица-конспект.
Теоретические сведения Вопросы и примеры
1. Понятия о словосочетании Что называется словосочетанием?
Как оно образуется?
Понятие простого (сложного) словосочетания
2. Типы словосочетаний Глагольные - ожидать поезда, согласиться на поездку.
Именные - огромный рост, активность народа; полный уверенности, похож на отца; дороже золота, сильнее смерти; два мальчика, двое из нас.
Наречные - поразительно верно, по-осеннему хмуро.
Местоименные - сам я, мы с братом, вы с отцом, кто-то из товарищей
3. Виды грамматической связи в словосочетаниях Согласование.
Управление.
Примыкание
4. Фразеологические и свободные словосочетания Жить на большую ногу.
Зеленые листики
5. Синтаксически неразложимые словосочетания Два органа, три карандаша, сто рублей
6. Домашнее задание Из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” выписать фразеологические сочетания