Тема. Словосочетание. Соединение слов, не образующих словосочетаний
Цели.
- Систематизация сведений о словосочетании, его роли в предложении.
- Совершенствование навыков комплексной работы с текстом.
- Обучение логически правильному и грамотному ответу на вопросы, поставленные учителем.
- Формирование умений грамотного письма.
Ход урока
I. Словарно-орфографическая работа
Прогресс, регресс, конгресс, агрессия,
агрессор, ( про- вперед, ре- назад, грессус-
движение (лат.) прогрессист, регрессивный,
прогрессировка;
гуманный, гуманитарный, комментарий,
комментатор, дирижер, миниатюра, гармония,
палисадник, элеватор, вереница.
II. Комплексная работа с текстом. Содержание текста записывается учащимися в тетради
Поющие двери
Глядя на улья с пчелами, летающими туда и сюда в солнечном свете: туда мелкими, сюда обремененными цветочной пыльцой, - легко представляешь себе мир людей и вещей, согласованных вещей, обжитых до того, что они, как двери в “Старосветских помещиках”, поют.
На пасеке я всегда вспоминаю старосветских помещиков, как они были для Гоголя: в смешных старичках с их поющими дверями Гоголю чудилась возможность гармонической и совершенной любви людей на земле. (М.Пришвин)
- Выпишите по два примера сочетаний слов, в которых связь осуществляется при помощи:
- Имеющиеся в тексте обороты подчеркнуть как члены предложения и объяснить, при помощи чего осуществляется их связь с предложением.
- Объясните название текста, установите его жанр, выпишите из него ключевые слова.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения.
- Сделайте следующие виды разборов:
Вспоминаю -
летающими, обремененными, согласованных, чудилась -
поющими дверями -
а) двух окончаний,
б) одного окончания,
в) одного окончания и предлога,
г) неизменяемой формы зависимого слова,
д) сочинительного союза,
е) подчинительного союза,
ж) только интонацию.
III. Повторение сведений о словосочетании по плану
- Понятие о словосочетании.
- Типы словосочетаний.
- Виды грамматической связи слов в словосочетаниях
- Фразеологические и свободные словосочетания.
- Синтаксически неразложимые словосочетания.
- В ходе повторения составляется таблица-конспект.
Теоретические сведения | Вопросы и примеры |
1. Понятия о словосочетании | Что называется словосочетанием? Как оно образуется? Понятие простого (сложного) словосочетания |
2. Типы словосочетаний | Глагольные - ожидать поезда,
согласиться на поездку. Именные - огромный рост, активность народа; полный уверенности, похож на отца; дороже золота, сильнее смерти; два мальчика, двое из нас. Наречные - поразительно верно, по-осеннему хмуро. Местоименные - сам я, мы с братом, вы с отцом, кто-то из товарищей |
3. Виды грамматической связи в словосочетаниях | Согласование. Управление. Примыкание |
4. Фразеологические и свободные словосочетания | Жить на большую ногу. Зеленые листики |
5. Синтаксически неразложимые словосочетания | Два органа, три карандаша, сто рублей |
6. Домашнее задание | Из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” выписать фразеологические сочетания |