Цели занятия:
- Образовательные:
- научить ребят писать письма, знать их разновидности;
- познакомить с историей письма.
- Развивающая: развитие речи учащихся.
- Воспитательная: воспитание нравственности, чувства патриотизма.
Принципы обучения:
- Общедидактические:
- принцип наглядности;
- принцип “от абстрактного к конкретному”.
- Общеметодические:
- принцип внутриуровневый;
- теоретико-практический материал.
- Частнометодический: принцип развития языка (чтение наизусть).
Средства обучения:
- раздаточный материал;
- схема-опора.
Оборудование:
- иллюстрации;
- магнитофонная запись;
- книжная выставка;
- карточки для групп;
- опорная схема.
Модель урока:
- Релаксация (1 мин.).
- Постановка проблемы. Целеполагание (1 мин.).
- Словарная работа (5 мин.).
- Чтение афоризма (1 мин.).
- Историческая справка о письме, (индивидуальные сообщения учащиеся) (6 мин.).
- Работа с опорной схемой (4 мин.).
- Минута для здоровья (1 мин.).
- Групповая работа (Чтение разных видов писем) (5 мин.).
- Слово учителя о годах Великой Отечественной войны. Обращение к письмам военных лет (6 мин.).
- Чтение наизусть стихотворений о войне. (10 мин.).
- Минута молчания (1 мин.).
- Советы риторика (2 мин.).
- Обращение к выставке (1 мин.).
- Общий итог занятия. Вручение “благодарственных” писем учащиеся за активную работу (3 мин.).
- Домашнее задание. Написать рекомендательное письмо учителю (1 мин.).
Подготовка к занятию (индивидуальные задания ):
- оформление выставки иллюстраций об истории письма;
- выяснить значения слов: афоризм, корреспондент, адресат, каллиграфия, графика, посткриптум, эпистола;
- подготовить историческую справку об истории письма.
Оформление доски:
- Тема урока.
- Проблема: “Культура письма-культура человека?”.
- Афоризм К. Паустовского: “Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.”.
- Схема-опора.
- Новые слова для работы по данной теме.
- Иллюстрации.
- Советы Риторика.
Схема-опора
ХОД УРОКА
I. Релаксация
Цель: расслабление мышечного тонуса.
–
Улыбнемся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
(Пауза)
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова моя мыслит ясно.
(Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов работать.
Я работаю.
II. Постановка проблемы. Целеполагание
Учитель: Уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня тема нашего занятия “Пишите письма!”. Перед нами стоит проблема: “Культура письма – это культура человека?”. (Запись в тетрадь.) А цели наши с вами – узнать историю письма, познакомиться с разновидностями писем, а при написании учитывать все цели, научиться писать содержательные и интересные послания.
III. Словарная работа
Учитель: На доске записаны слова, расставлены ударения. Давайте, запишем эти слова и узнаем значения.
(Запись в тетрадь, учащиеся объясняют значения.)
- Афоризм (гр.) – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль.
- Корреспондент – человек, ведущий переписку.
- Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
- Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.
- Адресат – тот, кому адресовано письмо.
- Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.
- Графика – начертания письменных или печатных знаков, букв.
IV. Чтение афоризма вслух
Учитель: Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей писателя К. Паустовского?
Учащиеся: Надо много писать, искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь.
V. Историческая справка
Четыре человека выступают с мини-докладами (см. Приложение):
- История первых писем
- История Эпохи классического письма.
- Содержание раздела “О письмах”.
- Эпоха электронного письма.
VI. Работа со схемой-опорой
На задней части доски выделена структура письма. Запись в тетрадь.
Учитель: Итак, обратим внимание на части, из которых состоит любой вид письма.
- Приветствие.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Подпись, дата.
VII. Минута для здоровья:
Учитель: Ребята, выпрямите спинку, сделайте глубокий вдох, теперь выдох, подумайте о чем-то приятном.
VIII. Групповая работа.
Каждой группе розданы разные виды писем.
Задание: прочитать и ответить на вопросы:
- Кому адресовано?
- Соблюдена ли структура?
- Передать содержание письма?
- Определить вид письма?
(См. Приложение)
IX. Обращение к письмам военных лет
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что еще было особое время. Когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые. О чем это я?
Учащиеся: Это – письма фронтовые.
Учитель:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова…
– Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…
Учитель показывает примеры таких писем (см. Приложение). Зачитываются тексты писем, стихотворения о Великой Отечественной войне.
Учитель: Сколько стихов и песен сложено в эту пору. “Я вернусь” – этими словами часто завершались послания к родным. Известное стихотворение К. Симонова стало молитвой к любимым.
Чтение стихотворения.
Учитель: 16 “домашних строк” из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку.
Прослушивание песни “В землянке”.
Учитель: Известное стихотворение Е. Благининой “Папе на фронт” передает состояние таких же детей, как и вы.
Чтение стихотворения.
X. Минута молчания
Учитель: Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте, почтим минутой молчания. Пока мы помним с вами наших отцов и матерей, значит, есть у всех сердце. Может, стоит ответить на поставленный вопрос и сменить знак?
Учащиеся отвечают: “Да”. Знак вопроса в проблеме заменяет учитель на восклицательный.
XI. Советы Риторика
Учитель: Наша страна вступила уже в эпоху электронного письма, но афоризм К.Паустовского не устарел. Что же нам советует Риторик.
Один из учащиеся зачитывает советы (см. Приложение).
XII. Обращение к выставке
Список книг:
- А. Чехов “Ванька”.
- Д. Лихачев “Письма о прекрасном”.
- М. Горький “Письма сыну”.
- А. Сухомлинский “письма сыну”.
XIII. Общий итог занятия
Вручение “Благодарственных писем” учащимся за активную работу (см. Приложение).
XIV. Домашнее задание
Учитель: Ребята, вам приятно было бы получить письмо? Мне тоже хотелось бы от каждой группы получить рекомендательное письмо.