Урок по риторике на тему: "Пишите письма"

Разделы: Русский язык


Цели занятия:

  • Образовательные:
    • научить ребят писать письма, знать их разновидности;
    • познакомить с историей письма.
  • Развивающая: развитие речи учащихся.
  • Воспитательная: воспитание нравственности, чувства патриотизма.

Принципы обучения:

  • Общедидактические:
    • принцип наглядности;
    • принцип “от абстрактного к конкретному”.
  • Общеметодические:
    • принцип внутриуровневый;
    • теоретико-практический материал.
  • Частнометодический: принцип развития языка (чтение наизусть).

Средства обучения:

  • раздаточный материал;
  • схема-опора.

Оборудование:

  • иллюстрации;
  • магнитофонная запись;
  • книжная выставка;
  • карточки для групп;
  • опорная схема.

Модель урока:

  1. Релаксация (1 мин.).
  2. Постановка проблемы. Целеполагание (1 мин.).
  3. Словарная работа (5 мин.).
  4. Чтение афоризма (1 мин.).
  5. Историческая справка о письме, (индивидуальные сообщения учащиеся) (6 мин.).
  6. Работа с опорной схемой (4 мин.).
  7. Минута для здоровья (1 мин.).
  8. Групповая работа (Чтение разных видов писем) (5 мин.).
  9. Слово учителя о годах Великой Отечественной войны. Обращение к письмам военных лет (6 мин.).
  10. Чтение наизусть стихотворений о войне. (10 мин.).
  11. Минута молчания (1 мин.).
  12. Советы риторика (2 мин.).
  13. Обращение к выставке (1 мин.).
  14. Общий итог занятия. Вручение “благодарственных” писем учащиеся за активную работу (3 мин.).
  15. Домашнее задание. Написать рекомендательное письмо учителю (1 мин.).

Подготовка к занятию (индивидуальные задания ):

  • оформление выставки иллюстраций об истории письма;
  • выяснить значения слов: афоризм, корреспондент, адресат, каллиграфия, графика, посткриптум, эпистола;
  • подготовить историческую справку об истории письма.

Оформление доски:

  1. Тема урока.
  2. Проблема: “Культура письма-культура человека?”.
  3. Афоризм К. Паустовского: “Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.”.
  4. Схема-опора.
  5. Новые слова для работы по данной теме.
  6. Иллюстрации.
  7. Советы Риторика.

Схема-опора

 

 ХОД УРОКА

I. Релаксация

Цель: расслабление мышечного тонуса.

Улыбнемся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
(Пауза)
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова моя мыслит ясно.
(Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов работать.
Я работаю.

II. Постановка проблемы. Целеполагание

Учитель: Уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня тема нашего занятия “Пишите письма!”. Перед нами стоит проблема: “Культура письма это культура человека?”. (Запись в тетрадь.) А цели наши с вами узнать историю письма, познакомиться с разновидностями писем, а при написании учитывать все цели, научиться писать содержательные и интересные послания.

III. Словарная работа

Учитель: На доске записаны слова, расставлены ударения. Давайте, запишем эти слова и узнаем значения.

(Запись в тетрадь, учащиеся объясняют значения.)

  • Афоризм (гр.) – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль.
  • Корреспондент – человек, ведущий переписку.
  • Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
  • Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.
  • Адресат – тот, кому адресовано письмо.
  • Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.
  • Графика – начертания письменных или печатных знаков, букв.

IV. Чтение афоризма вслух

Учитель: Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей писателя К. Паустовского?

Учащиеся: Надо много писать, искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь.

V. Историческая справка

Четыре человека выступают с мини-докладами (см. Приложение):

  • История первых писем
  • История Эпохи классического письма.
  • Содержание раздела “О письмах”.
  • Эпоха электронного письма.

VI. Работа со схемой-опорой

На задней части доски выделена структура письма. Запись в тетрадь.

Учитель: Итак, обратим внимание на части, из которых состоит любой вид письма.

  1. Приветствие.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Подпись, дата.

VII. Минута для здоровья:

Учитель: Ребята, выпрямите спинку, сделайте глубокий вдох, теперь выдох, подумайте о чем-то приятном.

VIII. Групповая работа.

Каждой группе розданы разные виды писем.

Задание: прочитать и ответить на вопросы:

  • Кому адресовано?
  • Соблюдена ли структура?
  • Передать содержание письма?
  • Определить вид письма?

(См. Приложение)

IX. Обращение к письмам военных лет

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что еще было особое время. Когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые. О чем это я?

Учащиеся: Это – письма фронтовые.

Учитель:

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова…

– Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…

Учитель показывает примеры таких писем (см. Приложение). Зачитываются тексты писем, стихотворения о Великой Отечественной войне.

Учитель: Сколько стихов и песен сложено в эту пору. “Я вернусь” – этими словами часто завершались послания к родным. Известное стихотворение К. Симонова стало молитвой к любимым.

Чтение стихотворения.

Учитель: 16 “домашних строк” из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку.

Прослушивание песни “В землянке”.

Учитель: Известное стихотворение Е. Благининой “Папе на фронт” передает состояние таких же детей, как и вы.

Чтение стихотворения.

X. Минута молчания

Учитель: Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте, почтим минутой молчания. Пока мы помним с вами наших отцов и матерей, значит, есть у всех сердце. Может, стоит ответить на поставленный вопрос и сменить знак?

Учащиеся отвечают: “Да”. Знак вопроса в проблеме заменяет учитель на восклицательный.

XI. Советы Риторика

Учитель: Наша страна вступила уже в эпоху электронного письма, но афоризм К.Паустовского не устарел. Что же нам советует Риторик.

Один из учащиеся зачитывает советы (см. Приложение).

XII. Обращение к выставке

Список книг:

  1. А. Чехов “Ванька”.
  2. Д. Лихачев “Письма о прекрасном”.
  3. М. Горький “Письма сыну”.
  4. А. Сухомлинский “письма сыну”.

XIII. Общий итог занятия

Вручение “Благодарственных писем” учащимся за активную работу (см. Приложение).

XIV. Домашнее задание

Учитель: Ребята, вам приятно было бы получить письмо? Мне тоже хотелось бы от каждой группы получить рекомендательное письмо.