Учение с увлечением. Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов

Разделы: Русский язык


Швадрикова Л. С.

На протяжении ряда лет в школе проводится традиционный общественный смотр знаний по русскому языку в выпускных начальных классах. Общественный смотр знаний проходит в мае, формы проведения нетрадиционная – “Прогулка на солнечную поляну к костру Знаний”.

Пояснения к рабочим моментам урока-смотра знаний.

Класс украшен цветами. Доска оформлена аппликацией в виде солнечной цветущей поляны: от солнца отходят лучи, на обратной стороне которых написаны теоретические вопросы (по одному на каждом), по нижней части доски размещены цветы: красные (соответствующие оценке “5”), синие (оценке “4”), желтые (оценке “3”), фиолетовые (оценке “2”).

На каждом столе для каждого ученика лежит комплект перфокарт:

1. Словарные слова (15 слов с пропущенными орфограммами);
2. Задания по различным видам разборов:
а) фонетическому;
б) морфемному;
в) морфологическому;
г) синтаксическому.
3. Перфокарты к этим разборам
4. Перфокарта для проверки орфографических навыков.

Все задания представлены в 4-х варианта. У учителя заготовлен “Экран общественного смотра знаний”, в который будут вноситься результаты проверки знаний:

1. Умение писать словарные слова.
2. Знание теоретического материала.
3. Умение проводить указанные выше 4 вида разборов.
4. Уровень орфографических навыков.
5. Итоговая оценка.

Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю 4 класса помогают учителя-коллеги, учителя русского языка среднего звена.

На смотр приглашаются родители, администрация школы.

Описание проведения общественного смотра знаний по русскому языку.

Цели:

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку за курс начальной школы (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности успешного труда.

Форма проведения: нетрадиционная – урок смотр-знаний.

Оборудование: красочно оформленная доска – “Солнечная поляна”, комплект перфокарт и заданий на каждого ученика, листы-опросники с 20-ю теоретическими вопросами, “Экран общественного смотра знаний”, костер Знаний.

ПЛАН.

I. Мотивационный этап урока.

Ребята, сегодня у вас особенный день. У вас урок-праздник “Общественный смотр знаний по русскому языку”. На празднике присутствуют гости: директор школы, учителя, родители. Четыре года вы поднимались по ступенькам страны Знаний и сегодня готовы показать свои знания по русскому языку. Сегодня ясное солнечное утро. Посмотрите на доску. Какая чудесная поляна раскинулась перед вами! Чтобы попасть на неё надо выполнить первое задание.

II. Проведение смотра.

Первый этап. Возьмите перфокарту “Словарные слова”, вставьте пропущенные буквы.

Выполненные работы передаются членам комиссии для проверки. Эти оценки выставляются в первую колонку “Экрана смотра знаний”.

Второй этап. Вот мы и на чудесной солнечной поляне. Ласковое солнышко протянуло к вам свои теплые лучи. Готовы ваши ладошки принять их? Эти лучи не простые. Солнышко хочет проверить ваши знания по русскому языку.

Дети по очереди выходят к доске снимают по одному лучику, садятся, готовятся к устному ответу. Затем отвечают членам комиссии на свой вопрос и, получив оценку за устный ответ, срывают с поляны 1 цветок (за 5 – красный, за 4 – синий, за 3 – желтый, фиолетовых цветов практически не бывает).

Третий этап. Возьмите перфокарту “Вставь пропущенные буквы”, прочитайте текст, вставьте нужную букву. Не забудьте проверить себя после выполнения задания. Сдайте работы на проверку.

Работы проверяются членами комиссии и выставляются в “Экран смотра знаний” после графы с оценками за теоретический ответ.

Четвертый этап. Следующим этапом проверки ваших знаний будет задание по выполнению грамматических разборов. Возьмите свои перфокарты и задания и приступайте к работе. Все учащиеся работают самостоятельно по своему варианту, затем сдают выполненные перфокарты на проверку.

Выполнение работ в перфокартах ускоряет проверку, результаты оценок за четыре вида разбора также фиксируются в экране. Выставляется итоговая оценка за смотр знаний.

Пятый этап. Подведение итогов смотра знаний.

Ребята, пока члены комиссии подводят итоги вашего смотра знаний, давайте составим букет из ваших сорванных с поляны цветов (на доску прикрепляется аппликация вазы, рисуются зеленым мелом стебли, а учащиеся составляют букет).

- Какой красивый букет! Какой цвет преобладает? Конечно, красный, есть и синие цветы, а желтых – мало (или совсем нет, как и фиолетовых)

- О чем это говорит? О том, что вы хорошо владеете теоретическим материалом, знаете правила правописания и с хорошими знаниями переходите в 5-й класс.

Слово представляется председателю нашей комиссии, который объявляет итоговые оценки за смотр знаний.

Наша прогулка по солнечной поляне подходит к концу. Вот и наш веселый костер (на доске появляется аппликация – костер Знаний). Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания, успехов вам в 5-ом классе!

-А кому же мы подарим этот букет? Конечно, вашей учительнице! Она четыре года изо дня в день старалась научить вас выразительно читать, быстро решать задачи, быть грамотными.

А теперь давайте закончим наш урок песней у нашего костра Знаний. Споем Гимн нашей школы (на мотив песни “Надежда”).

Школа на поселке Скобяном,
Как мы любим все тебя, родная!
Дружно этот Гимн тебе поем,
Становись все краше, процветая.
Храм науки, дом добра для всех!
Ты растишь нас смелых и пытливых,
Знания ты даешь нам и успех,
Маленькая ты страна счастливых!

Припев:

Шестнадцать! Ты компас земной,
Дружбу школьную ценим и верность,
А песни, довольно одной,
Чтоб только о школе в ней пелось!
Урок окончен! Спасибо всем!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение  3

Приложение 4