Цели:
- повторить сведения об особенностях текста-рассуждения,
- знать основные особенности рассуждения и отличие его от других текстов речи,
- сравнить научное и художественное описания Храма Христа Спасителя.
- развитие умения писать сочинения -рассуждения, работать в группах, парах, выполнять индивидуальные задания по реализации лингвистических задач, умение анализировать тексты. (Научные и художественные описания)
- воспитание культуры, патриотических чувств, духовного становления личности через память о прошлом своего народа.
Тип урока: развитие речи.
ФОПД: эвристическая беседа, работа в группах, выполнение индивидуальных заданий.
П.С. учитель - ученики собеседники:
МО: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательская деятельность.
Средства: учебник, фрагменты фильма, иллюстрации с изображениями храма, запись звона колоколов, презентация урока.
Ключевая мысль:
…Торжество красоты, характерное для былой России и порожденное особой духовностью русского народа, быть может, и есть то, в чем мы более всего нуждаемся, чтобы найти силы противостоять холоду, безликости и растущей жестокости нашего технократического, прагматичного современного мира.
Сюзанна Масси (американская писательница)
Выжили вы, бессловесные зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые церкви, осколки Руси?
(Роман Матюшин)
Ход урока
I. Знакомство с планом урока, целью, задачами
План
- Повторение: Типы речи.
Композиция описания, повествования, рассуждения, строение текста рассуждения. - Сбор материалов к сочинению – рассуждению: “История Храма Христа Спасителя – история России”
- Заключительная часть урока
II. Повторение
а) Какие типы речи вы знаете?
б) Какова композиция описания, повествования, рассуждения?
в) Чем отличается рассуждение от описания и повествования?
д) Каковы основные требования к рассуждению?
Вывод: при написании сочинения на тему: “История Храма Христа Спасителя - история России” вы должны помнить и соблюдать основные требования к построению текста-рассуждения.
III. Сбор материала к сочинению-рассуждению “История Храма Христа Спасителя - история России”
1. Учитель: Прекрасен во все времена образ столицы России – Москвы. Каждому подъезжающему к Москве гостю город представлялся как бы покрытым узорным золотым убором, составленным из сияющих на солнце куполов и колоколен с резными крестами “они напоминают то епископскую митру, то минарет, то усыпанную каменьями тиару, то попросту грушу. Они то покрыты чешуей, то усеяны блестками, то позолочены, то раскрашены яркими полосами… Игра света, отраженного этим воздушным городом, - настоящая фантасмагория среди бела дня, которая делает Москву единственным городом, не имеющим себе подобного в Европе!” - Маркиз Астольф де Кюстин (1837 г.)
Семь холмов - как семь колоколов
На семи колоколах - колокольни
Всех счетом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!
(М.И. Цветаева)
В Москве в 1917 г. насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы Советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты и обезображены.
2. Просмотр фрагмента фильма со звоном колоколов.
3. Стихотворение “Государь приказал”
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками, схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровлю крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
4. Работа в группах с текстом упражнения 303 (чтение исторической справки - научное описание).
Задание группе №1:
1) Найдите различия (лексические, синтаксические, композиционные) в научном описании храма.
2) Что автор хотел передать в научном описании?
5. На экране слова с мемориальной доски (стр. 160-161)
ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОРОМ
АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ.
ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР
НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
10 сентября 1839
при председателе Комиссии
Д.В Голицыне
по проекту архитектора Тона.
Аще не Господь созиждет дом,
всуе трудишася зиждущии.
ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР
АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ.
ОСВЯЩЕН ПРИ ИМПЕРАТОРЕ
АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ
26 мая 1883.
Окончен при председателе
Комиссии В.А. Долгорукове
архитекторами Константином Тоном и Александром Резановым.
6. Просмотр фрагмента фильма “Храм Христа Спасителя”
7. Чтение художественного описания Храма накануне открытия (стр. 162-163) - задание группе №2:
1) Найдите различия (лексические, синтаксические, композиционные) в художественном описании храма.
2) Проанализируйте языковые средства, использованные при описании храма.
3) Какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте.
8. Чтение художественного описания Храма в ночь после разрушения - задание группе №3
1) Найдите ключевые слова в данном описании.
2) Найдите прилагательные и причастия из текста. Какое настроение они создают?
3) Как осуществляется связь между абзацами текста?
9. Сообщения учащихся, сопровождаемые показом фрагмента фильма “Храм Христа Спасителя”.
- Сообщение ученика “Строительство Дворца Советов” (Русский язык. 11 класс: Поурочные планы / под редакцией Л.А. Тропкиной. – Волгоград: Учитель, 2004. - стр. 23-24)
Впервые идея строительства в Москве Дворца Советов была высказана С.М.Кировым в 1922 году на первом съезде Советов.
В 1931 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов. Одну из трех премий получил Б.М. Иофан. В 1933 году его проект был принят за основу. О масштабности и грандиозности будущего строения говорят размеры: ярусная композиция Дворца Советов высотой 415 м должна была завершиться гигантской скульптурой Ленина 50-75 м.
Место определили на набережной у площади Кропоткинские ворота, где прежде стоял Храм Христа Спасителя. Не символично ли?
Строительство Дворца должно было полностью изменить планировку московского центра: практически весь старый центр был уничтожен - памятникам архитектуры был нанесен невосполнимый ущерб.
В 1941 году работы на стройке прекратились. После войны строительство не возобновлялось.
В 1960 году на месте взорванного Храма Христа Спасителя и недостроенного Дворца Советов был построен плавательный бассейн “Москва”. В 1995-2000 годах на этом месте вновь возведен Храм Христа Спасителя.
Сообщение о строительстве Нового Храма Христа Спасителя (Русский язык. 11 класс: Поурочные планы / под редакцией Л.А. Тропкиной. – Волгоград: Учитель, 2004. - стр. 24-26)
5 декабря 1990 года закладкой храма Державной Божьей Матери близ будущего нового храма было отмечено начало работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. Однако строительство фактически началось 29 сентября 1994 года. Именно в этот день была огорожена забором территория бассейна “Москва”, после чего была построена стилобатная часть, верхняя отметка которой соответствует отметке существовавшего раньше холма (137 м над уровнем Балтийского моря). В течение года к празднику Рождества 1996 года были возведены основные несущие конструкции храма. Проектные работы выполнены проектной мастерской № 12 управления “Моспроект-2”(руководитель проекта М.М. Посохин). Учитывая сжатые сроки, авторский коллектив и Наблюдательный совет приняли систему параллельного проектирования и строительства, полностью себя оправдавшую. В качестве несущей конструкции впервые в церковном строительстве России был использован монолитный железобетонный каркас, что позволило вести кирпичную кладку стен одновременно в разных зонах и на разных уровнях. Как известно подлинных проектных материалов тоновского проекта были скрупулезно собраны в музеях Петербурга, а также в Государственном музее архитектуры в Москве. Проектные работы велись на конкурсной основе. Главным отличием вновь построенного храма от оригинала является наличие стилобатной части. Известняковая облицовка старого храма была заменена на мраморную. Горельефы на фасадах в отличие от авторских выполнены не в камне, а из металла.
IV. Заключительная часть урока
Учитель: Какие бы новшества не были введены - главное то, что храм возрожден, а следовательно, остается надежда на возрождение наших душ, ибо как мы читали у Проскурина, “Храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты”, которая была порождена “особой духовностью русского народа, и, быть может, есть то, в чем мы более всего нуждаемся, чтобы найти силы… противостоять жестокости… современного мира.”
Просмотр фрагмента фильма о Храме Христа Спасителя (звон колоколов).
Д.З. Написать сочинение-рассуждение “История Храма Христа Спасителя – история России”
Стилобатная часть Храма – Верхняя часть ступенчатого цоколя здания (каменный стилобат)
Горельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры значительно выступают, приближаясь по форме к скульптурным.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Дух - сознание, мышление, психологические способности, начало, определяющие поведение, действия.
Литература
- Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002. – 350с.
- Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. / под редакцией Л.А. Тропкиной. – Волгоград: Учитель, 2004. – 72с.
- Бородина А.В. Основы православной культуры: учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом “Покров”, 2003. – 288с.
- Словарь русского языка: в 4-х т./ под редакцией А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1981-1984.
- Документальный фильм “Храм Христа Спасителя”.