Конспект урока по теме: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  1. Обобщение и закрепление знаний об обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
  2. Совершенствование навыка пунктуационного оформления обособления обстоятельств.
  3. Воспитание умения слушать товарища, отстаивать свою точку зрения, аргументированно спорить.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель организует работы в парах, учитывая уровень знаний учащихся, условно по принципу “ведущий-ведомый”.

II.Обобщение и закрепление темы “Обособление деепричастий и деепричастных оборотов”

Каждая пара получает задание:

  1. Подчеркните главные члены предложения и обособленные обстоятельства, расставьте знаки препинания.
  2. Приготовьте выразительное чтение текста, сделав его интонационный анализ.
  3. Сделайте вывод о роли деепричастий и деепричастных оборотов в предложении и об их обособлении.

Я поднялся, ничего не соображая, и вдруг замер. В самом деле, окружающий нас пейзаж казался невероятным сновидением. Отвесные кручи красных скал слева и справа от нас алели настоящим пламенем в лучах заходящего солнца. Глубокая синяя тень разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья, сглаживая мелкие неровности и придавая местности мрачный оттенок. А надо всем этим высилась сплошная стена алого огня, в которой причудливые формы выветривания создавали синие провалы. Из провалов выступали башни, террасы, арки и лестницы, также ярко пылавшие, - целый фантастический город из пламени. Прямо впереди нас, вдали, в ущелье, сходились две стены: левая - огневая, правая - исчерна-синяя. Зрелище было настолько захватывающим, что все мы застыли в невольном молчании. (И.Ефремов “Олгой-Хорхой”)

Плато внутри полумесяца было идеально для наблюдений, поэтому мы перенесли на него радиостанцию и инструменты. Вскоре сюда же перебрались и шофер с проводником, притащившие постели и еду. Далеко внизу стояла наша машина, казавшаяся отсюда серым жуком. Мертвая тишина безжизненных гор, нарушаемая только едва слышным шелестом ветра, невольно нагнала на всех задумчивое настроение. Мои спутники расположились отдыхать на кошме, только Миша неторопливо соединял контакты сухих батарей. Я подошел к обрыву и долго смотрел вниз, на пустыню. Скалы с изрытой выветриванием поверхностью поднимались над слегка серебрящейся редкой полынью. Однообразная даль уходила в красноватую дымку заката. Позади дико и угрюмо торчали пильчатые, острые вершины. Беспредельная печаль смерти, ничего не ждущее безмолвие веяли над этим полуразрушенным островом гор, рассыпающихся в песок, вливаясь в безымянные барханы наступившей пустыни. Глядя на эту картину, я представил себе лицо Центральной Азии в виде огромной полосы древней, уставшей жить земли- жарких безводных пустынь, пересекающих поверхность материка. Здесь кончилась битва первобытных космических сил и жизни, и только недвижимая материя горных пород еще вела свою молчаливую борьбу с разрушением... Непередаваемая грусть окружающего наполнила и мою душу. (И.Ефремов “Олгой-Хорхой”)

Ночью ослабевший за два последних дня мороз стал усиливаться. Поднялся весьма неприятный хиуз. Ветер дул как раз в мою стенку палатки, пробираясь в спальный мешок и замораживая обращенный к стене бок. Я проснулся от холода, но долго еще лежал, борясь с дремотой и ленью вылезать и затапливать печку. Наконец я все-таки выскочил из спального мешка и, трясясь от холода, зажег заготовленную растопку, а сам скорчился у печки в ожидании живительного тепла. Дрова, потрескивая, медленно разгорались. Я сидел, думая о завтрашнем походе, и вдруг отчетливо услышал тяжелые шаги- грузный топот громадного животного. Шаги приближались к палатке, затем обошли палатку кругом. Алексей, спавший крайне чутко, проснулся и разбудил геолога. (И.Ефремов “Голец Подлунный”)

(По окончании работы учащиеся объединяются в группы из 4-х человек по своему желанию, сверяют результаты работы, оценивая степень и качество выполнения задания, принимают коллективное решение.)

Задание №2 (группе из 4-х учащихся)

Упражнение на различение обособленных и необособленных одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, являющихся устойчивыми выражениями.

- Расставьте знаки препинания.

Пошумев, зал стал слушать докладчика. Зал, пошумев, стал слушать докладчика. Я люблю читать лежа. Он рассказывал не сбиваясь и все по порядку. Колыхаясь и сверкая, движутся полки. В первой четверти мы учились спустя рукава. Начиная занятия с сентября, мы успеваем выполнить программу. Начиная с сентября идут дожди. Татьяна любит не шутя. Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. Будем работать засучив рукава.

Обобщите свои знания об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, представив их графически или в виде таблицы.

III. Подведение итогов урока.

Представитель каждой группы представляет результаты своей работы классу.